Войти в почту

Вместо трагедии зритель получил очередной блокбастер

В отечественный кинопрокат вышел очередной военный блокбастер — «Ржев». У первых зрителей картина вызвала очень неоднозначную реакцию. Тема Великой Отечественной войны сейчас в тренде. Каждый год появляется несколько посвященных ей фильмов, начиная от весьма слабых работ и заканчивая «смотрибельными» лентами среднего уровня. Как правило, с красивой картинкой, но драматургией невысокого качества, которую не спасает даже игра хороших актеров. Яркий пример — «Т-34» Алексея Сидорова, любимого народом за «Бригаду», но тут, увы, разочаровавшего. Секрет обилия таких работ прост. На них легче получить субсидию, да и тема дает благодатный материал для произведений, в которых есть место напряженному действию, сильным страстям и моральным урокам. Так почему же, несмотря на это, хороших фильмов о войне так мало? Где они, эти наследники Озерова, Шепитько, Германа-старшего и Элема Климова? Почему каждый раз вопреки ожиданиям на экраны выходит очередная громыхающая огнем пафосная стрелялка, в которой актеры не могут убедительно произнести свои реплики? Очередным разочарованием стал, к сожалению, и «Ржев» по повести «Искупить кровью», вышедшей в свет в 1991 году. Ее автор — писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев, который сам воевал подо Ржевом. Это одно из последних его произведений. Возможно, не самое сильное, но читается с интересом и оставляет глубокое впечатление, чего не скажешь о фильме. Прежде всего режет глаз фальшивый лозунг на постере: «Честно о засекреченной битве». Извините, при чем здесь Ржев? И что там засекреченного? Мы давно знаем про потери подо Ржевом и про то, что воевали там не умением, а числом. И повесть Кондратьева — это честно о любой битве, не только об этой. Что заставило режиссера Игоря Копылова отбросить прекрасный авторский материал и сочинить свою упрощенную и насыщенную стрельбой версию, остается загадкой. Главный конфликт повести — противостояние солдат и командиров жестокому комбату, посылающему их на верную смерть, — в фильме теряется. Бунт против комбата — кульминационная сцена, которая читается на одном дыхании, — вообще не вошла в фильм, где все более или менее убедительные эпизоды связаны с хрестоматийной для постсоветского военного кино историей «особиста» и солдата, который пытается его перевоспитать. Вся эта ситуация, кстати, придумана создателями картины: видимо, режиссер решил воспользоваться возможностью пофилософствовать и добавить что-то от себя. Удручает плохая игра актеров, особенно исполнителей ролей комбата, «особиста» и политрука. Как может опытный режиссер допустить такую фальшь на экране — непонятно. В фильме много жестких батальных сцен, возможно, для того, чтобы произвести впечатление на зрителя. А ведь камерная повесть Кондратьева, посвященная отношениям между солдатами и начальниками, вовсе не требует показа масштабных боев, с одного из которых и начинается фильм. В повести мы знакомимся с героями после атаки, когда они, по словам одного из солдат, «деревню взяли дуриком… живым мясом протолкнулись». Хорошо хоть «мяса» на экране не показали. После премьеры во Ржеве режиссер сказал в одном из интервью, что его беспокоит не коммерческая прибыль, а отклик в сердцах зрителей. Но трудно представить фильм, собравший кассу и при этом оставивший публику безучастной. Вы можете представить себе толпы людей, «без отклика в сердцах» равнодушно смотрящих на экран? Что же касается качества, то, увы, «Ржев» — не тот образец, на который надо равняться. Сколь бы важной ни была память о войне и какими бы патриотическими чувствами ни вдохновлялись создатели, это не заставит зрителя полюбить неумело сделанную, скучную картину. И даже впечатляющие сцены боев, на которые, думаю, потрачена большая часть бюджета, тут не помогут. Выходит, что пытаемся мы снять успешное кино про войну так же, как когда-то воевали — не умением, а числом. Числом потраченных денег. Отчасти фильм может реабилитировать то, что он напомнит зрителям о повести прекрасного, но почти забытого писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева. ИСТОРИЯ Ржевская битва — одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Напряженное и кровопролитное противостояние советских и немецких войск продолжалось в районе Ржевско-Вяземского выступа с 5 января 1942-го по 21 марта 1943 года. Потери Советской армии: безвозвратные — 392 554 человека; санитарные — 768 233. В число первых входят пленные, часть которых после войны вернулась домой. Читайте также: Хоакина Феникса номинировали на «Золотой глобус»

Вместо трагедии зритель получил очередной блокбастер
© Вечерняя Москва