Войти в почту

Каким был первый сценарий фильма «Москва слезам не верит»

Оскароносная кинолента Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», как и многие другие фильмы, имела несколько иной сценарий. «Рамблер» рассказывает, какой изначально была задумка режиссера, и что повлияло на воплощение идеи о судьбе трех провинциалок, нацелившихся на покорение столицы.

Каким был сценарий фильма «Москва слезам не верит»
© Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Сам Меньшов, по его словам, сначала не сразу оценил сценарий: единственное, что его привлекло – это сюжетный поворот с тем, как Екатерина, засыпая, просыпается уже через несколько лет и идет будить взрослую дочь. Режиссер предложил автору сценария Валентину Черных кардинально переделать материал, от чего драматург отказался. В итоге дорабатывать идею пришлось Меньшову. Среди нововведений постановщика была история со спившимся хоккеистом Гуриным, сцены с клубом знакомств и с «поздновато начинающим» свою актерскую карьеру Смоктуновским.

По сценарию Екатерина Тихомирова должна была сама принимать избранников, однако это показалось режиссеру скучным, в связи с чем он включил в сюжет сцену с клубом, в котором блестяще справившаяся с ролью директрисы Лия Ахеджакова решила сосватать главную героиню за работника главка.

Фестиваль французских фильмов в своей начальной версии был дипломатическим приемом, где Екатерина и Людмила должны были наблюдать за приглашенными людьми. Вместо этого мы видим восхищение героинь советскими кинозвездами, а сами кадры с этими моментами стали одной из изюминок фильма.

Некоторые сцены Меньшов намеренно сделал более бытовыми, например, герой Баталова вместо того, чтобы сидеть перед телевизором и смотреть хоккейный матч, занимался ремонтом. А разделывание таранки Гошей и Колей по сценарию Черных было распеванием песни «По Дону гуляет казак молодой».

Кроме того, сцену встречи героев Табакова и Алентовой в квартире цензоры посчитали слишком откровенной. По мнению комиссии, актеры «переигрывали» и «слишком торопливо раздевались». Пренебрежение «дешевой мелодраме» выказывала и съемочная группа, а артистки пробовавшийся на роли героинь, иногда просто уходили.

Задумка Меньшова подразумевала иной исход встречи в загородном домике: Гурин должен был приехать на дачу в крайне неприглядном виде и начать препираться с Людмилой из-за трех рублей. Однако руководство Госкино возмутилось такому развитию событий. В понимании дирекции спортсмен, да еще и бывший игрок союзной сборной не мог так опуститься. В конце концов, фильм со всеми изменениями стал культовым, заслужив популярность не только на родине, но и за границей. Например, чтобы лучше понять загадочную русскую душу действующий на тот момент президент США Рональд Рейган посмотрел картину восемь раз.