Войти в почту

Почему «Джокер» – самый переоцененный фильм года

122 минуты, 55 миллионов долларов бюджета, более миллиарда долларов сборов – вот что такое «Джокер» в цифрах. Самый успешный фильм категории R (то есть лица, не достигшие 17 лет, допускаются в зал только в сопровождении родителей), масса мемов и возросшая популярность Хоакина Феникса – главные отголоски, которые остались от фильма. PRIMPRESS пытается объяснить, почему народная любовь досталась этому фильму незаслуженно. Премьера и ажиотаж – откуда он возник? Безумие началось уже с премьеры, которая прошла на Венецианском кинофестивале. Это первый фильм по комиксам, участвовавший в основной программе. И первый, выигравший «Золотого льва» – главный приз фестиваля. Новый сосед для таких картин, как «Иваново детство», «Расемон», «Имя: Кармен». То есть расценивать фильм так же, как сериал от Marvel («да это же аттракцион, фильм для отдыха»), уже не выйдет. Венецианский кинофестиваль – последнее место, где вручат приз фильму-аттракциону. Казалось. «Джокер» – манифест популярности социализма в США, или Как из фильма вываливаются идеи В последние годы американские фильмы все больше рассказывают миру о прелести социализма. Неудивительно, почти весь культурный истеблишмент США открыто поддерживает левых политиков и с большой радостью ругает Дональда Трампа, который в их глазах представляет собой олицетворение капитализма. Достаточно взглянуть на одного из важнейших персонажей фильма Томаса Уэйна, чтобы увидеть в нем самовлюбленного богача, который любит на досуге поэксплуатировать бедных рабочих. Так, вы не поняли, объясним еще раз Чтобы глупый зритель понял, что Артур Флек не нужен обществу, этот тезис повторяют сто раз. «Такие люди, как ты, не нужны им», – заявляет доктор, который работает над психическим состояние будущего маньяка. «Те из нас, кто добился успеха, всегда будут смотреть на этих неудачников как на клоунов», – цитата Томаса Уэйна. Когда Томас Уэйн комментирует убийство его сотрудников, то он говорит, что это были отличные парни, хоть он и не знаком с ними лично. Холодный и расчетливый бизнесмен, наверное, даже имен своих работников не знал. Как не стыдно, господин Уэйн. Очередные таблетки. Дайте нам больше таблеток В кульминации фильма Джокер заявляет, что всякое может случится, если оставить психа одного и никак не помогать ему. Это происходит уже после того, как он перестает принимать лекарства. Тема лекарств, поддерживающих психическое и психологическое равновесие, – одна из самых трендовых тем последних лет в масс-культуре. Теперь рэперы читают про то, что лечат депрессию с помощью прозака (раньше они избавлялись от тоски с помощью пары убийств), в сериалах «Эйфория», «Маньяк», «Конь Боджек» главные герои с трудом открывают глаза, если не приняли пару таблеток. Кажется, что теперь все персонажи должны страдать депрессией, иначе они не актуальны. Вероятно, в США действительно есть проблема с зависимостью от антидепрессантов и прочих средств, однако эта тема настолько плотно влезла в поп-культуру, что каждое упоминание психических болезней в кино выглядит пошло. Фильм приходится с чем-то сравнивать. И не в его пользу Невозможно уйти от сравнений персонажей, сыгранных Хоакином Фениксом и Хитом Леджером. Но намного интереснее посмотреть на два мира, в которых живут эти персонажи. Джокер в исполнении Хита Леджера живет в Америке, которая совсем недавно пережила 11 сентября. Теории заговора не смешат людей, наоборот, население теперь совсем не доверяет политикам и власти как таковой. Это мир, в котором люди не удивляются, когда читают новости про очередной терракт. Страх и недоверие – два слона, на которых держится общественное сознание. Мир Хоакина Феникса – таблетки, лечебницы, семейные проблемы, безработица. Его личные проблемы должны отображать то, что происходит с его страной. Если посмотреть на два мира и сравнить уровень проблематики, то первый намного сложнее. Есть много вопросов, но нет ни одного ответа. Что касается ситуации из фильма «Джокер», то все очевидно – богачи виноваты, они мешают людям жить. С чем можно сравнить «Джокера»? Хотите историю простого человека, который никому не нужен и сходит из-за этого с ума? Пожалуйста, «Таксист» Мартина Скорсезе именно об этом (и не только). Посмотреть на проблему с другой стороны? Пожалуйста, Стив Маккуин исследует этот же вопрос со стороны сексуальных девиаций и зависимостей в фильме «Стыд». «Обнаженные», «Грязь», «Конформист», «Машинист» – «Джокер» не выдерживает сравнения ни с одним из этих фильмов. Нужна история несчастного клоуна? Сериал «Баскетс» из современного и «Дорога» Феллини из классики. Кажется, что после попытки сравнить фильм Тодда Филлипса с чем-то сложнее возникает вопрос: «А почему вообще комиксы нужно с этим сравнивать?» Вы бы не пошли на этот фильм, если бы не вывеска со словом «Джокер» Представим, что вместо главного героя, клоуна, был бы сантехник Василий или бухгалтер Джек. Пошли бы люди в кино смотреть, как простой рабочий вскрывает язвы на теле нездорового общества? Сомневаюсь. Именно комиксы и их бешеная популярность привели к тому, что этот фильм оказался настолько популярным. И именно комиксы привели к тому, что на протяжении двух часов зрители получали концентрированный пафос. – Есть ли у тебя негативные мысли? – Все, что у меня есть, – это негативные мысли. Примерно таким же образом студентки-первокурсницы общаются между собой после того, как на паре философии услышали про экзистенциализм. А отношение к государству у главного героя напоминает школьника, который случайно прочитал «1984». Ух, власть, ух! Нравится ли вам смотреть на Хоакина Феникса? Возникает ощущение, что люди считают актерскую игру хорошей лишь тогда, когда им тычут ее в лицо. Так было и с фильмом «Сплит» (главный претендент на худший фильм всех времен), где Джеймс МакЭвой весь фильм кривлялся, а другие персонажи подсказывали зрителю, кого он изображает. Если бы я смотрел момент, где МакЭвой изображает ребенка, а в комнату зашла мама, то я переключил бы канал на фильм для взрослых – невыносимо постыдное зрелище. Похожие эмоции были и с игрой Хоакина Феникса. Очевидно, что персонаж яркий, но местами становилось не по себе. Отдельная строка – танцы. Вероятно, они должны были обеспечить фильму массовость (придумать успешный танец во времена социальных сетей и Тик Тока – гарантия популярности). Когда Феникс не кривляется, то смотреть за ним интересно. Все-таки это впечатляющий актер, достаточно посмотреть «Врожденный порок», чтобы в этом убедиться. Музыка. Кто вообще говорил о музыке? Удивительно, но некоторым людям понравилась музыка в «Джокере». Главное, что мне запомнилось из музыки, – трек Фрэнка Синатры, который в фильме прозвучал трижды. «Ребята, мы тут купили права на трек, так что давайте используйте его почаще», – кажется, именно такая логика присутствовала в голове у продюсеров. Композитор фильма – Хильдур Гуднадоуттир. Уже сейчас это большое имя в мире киноиндустрии. Иньярриту, Вильнев – исландец работает с одними из лучших режиссеров современности, он же работал над музыкой к сериалу «Чернобыль». Но здесь его таланты не особенно и пригодились. Каким фильм мог быть? Давайте пофантазируем. Режиссер фильма – Тодд Филлипс. Это именно он снял Hangover (то, что у нас назвали «Мальчишник в Вегасе»). Быть может, стоило снять комедию? Клоун, который работает за гроши, сидит на таблетках, являясь сыном самого могущественного человека в городе, – звучит как задел для черной комедии. Вместо Феникса можно взять Зака Галифианакиса (тем более у него есть опыт игры клоуна), для полного абсурда можно перенести действия в Таиланд. Бред, однако описание того, что у Тодда Филлипса в итоге получилось, ничуть не лучше. Что в итоге? К «Джокеру» надо подойти с двух сторон. С одной стороны, это история про заработок денег на всем известном персонаже – тогда мы снимаем все вопросы и закрываем тему, после чего признаем проект успешным. С другой стороны, это концепт, который не смогли воплотить в хороший фильм. Он в трещинах, идеи выливаются со всех дыр, монтаж не помогает зрителю уворачиваться от пафоса, а Хоакин Феникс нелепо танцует – пожалуй, именно так можно описать фильм, который вызвал такой большой ажиотаж. Стоил ли он того? Нет.

Почему «Джокер» – самый переоцененный фильм года
© Primpress