Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Как пулемет Максима стал звездой кинематографа

Пулемет Максима был настолько популярным оружием в первой половине ХХ века, что попал во множество фильмов, посвященных событиям того времени: войнам начала столетия, Первой и Второй мировой, Гражданской войне в России. Обычно, когда в нашей стране речь заходит об этом пулемете, подразумевают его русскую модификацию 1910 года: уменьшенный бронещит, колесный станок Соколова и так далее. Это тот максим, который все знают по фильму «Чапаев». Но это лишь один из вариантов: у максима много лиц и даже имен (например, виккерс – это все тот же немного видоизмененный максим). Среди сотен его киноролей мы решили выбрать наиболее примечательные.
Как пулемет Максима стал звездой кинематографа
Фото: ПрофильПрофиль
Он получил эту роль
Иногда оружие в кино – это больше, чем просто деталь. Оно получает символическое значение: например, магнум Грязного Гарри как орудие неотвратимого возмездия или обрез как красноречивое дополнение к его образу городского партизана, человека из народа, способного спокойно найти выход из любого положения. Или взять, к примеру, сцену доставки пистолета .475 Wildey Magnum (Вайлди 475 магнум) в фильме «Жажда смерти 3». , герой , встречает его как друга и главного помощника в борьбе с бандитами. С появлением этого пистолета ход событий в фильме радикально меняется.
Как пулемет Максима стал первым в мире оружием массового поражения
Пулемет максим – оружие тяжелое, и, в отличие от магнума, нагана или автомата Калашникова, у него гораздо меньше шансов попасть в боевик или комедию. Его амплуа ограничено военными фильмами, хотя есть и редкие исключения. Но он обращает на себя внимание и в скромных эпизодических ролях: там, где большинство зрителей видят просто солдат, строчащих из пулемета, историки и знатоки оружия обнаруживают повод поспорить о соответствии или несоответствии той или иной модели максима изображаемой исторической эпохе.
Максим дебютировал в кино в октябре 1897 года в коротком документальном фильме (сегодня его назвали бы промороликом) «Пулемет Максима в действии», снятом в Великобритании. В нем принял участие Хайрем Максим собственной персоной, как и в последующем – «Максим стреляет из полевого орудия». В описании говорилось: «Фильм показывает в деталях работу этого ужасного двигателя войны. Но ко всему прочему это еще и хороший портрет выдающегося изобретателя». Эти ролики – одни из самых ранних фильмов в истории кино: всего два года прошло с показа братьями Люмьер своей первой ленты «Выход рабочих с фабрики Люмьер» (1895). В 1899 году британский режиссер отправился на Англо-бурскую войну в Южной Африке, на которой снял серию коротких документальных фильмов. Одним из них был «Британец, захватывающий пулемет Максима».
Здесь следует упомянуть еще одно участие пулемета Максима в новаторском, экспериментальном кино. В 1929 году советский режиссер и художник-мультипликатор снял фильм «Пулемет максим». Это была одна из серий пропагандистских и образовательных работ, сделанных пионером советской анимации для студии «Госвоенкино». Комиссаренко известен также мультфильмом «Межпланетная революция» (1924).
Кадры из фильмов «Чапаев» и «Возвращение героя»
РИА Новости
Скорость зверя
Первые десятилетия ХХ века были одновременно временем и развития кино, и кровопролитных войн. Кинематографисты разрабатывали новые приемы съемки и монтажа, а пулемет Максима поражал современников своей убойной способностью: 600 выстрелов в минуту (решив в рекламных целях придать своей продукции мистический ореол, производители пустили слух, что оружие работает со «скоростью зверя», выдавая в минуту ровно 666 выстрелов).
Почему оружие столетней давности используется в конфликтах новейшего времени
Одним из первых художественных фильмов с участием нашего героя стала работа классика американского кино Дэвида Уорка Гриффита «Сердца мира» (1918). Это двухчасовая картина, в которой снялись большие звезды того времени – сестры Лилиан и и . Британское правительство обратилось к Гриффиту, прославившемуся своей эпопеей «Рождение нации» (1915), с просьбой сделать фильм, который взволновал бы американское общество, по большей части отстранявшееся от проблем войны в Европе. Режиссер взялся за дело с жаром, о котором впоследствии сильно жалел. Рассчитывая расшевелить американцев, он изобразил немецких солдат настоящими монстрами.
Агитационная функция фильма очень скоро оказалась ненужной – в ноябре 1918 года воевавшие стороны подписали договор о перемирии, – а вот свой вклад в развитие неприязни к немецкой нации в целом Гриффит переживал довольно тяжело. «Зло – это сама война, а не какие-то конкретные люди», – повторял он позже. Как бы то ни было, в «Сердцах мира» можно видеть как немецкую версию пулемета максим MG08, так и британскую – виккерс MK1.
Среди других примечательных фильмов того периода с участием максима – эстонская немая комедия «Молодые орлы» (1927) Теодора Лутса о войне за независимость Эстонии (1918–1920), «Держись, сержант!» (1928) канадского режиссера Брюса Бейрнсфазера и экранизация романа Ремарка «На Западном фронте без перемен» (1930), сделанная .
«А вот это называется «щечки»
В советской России первых лет у демонического максима было много работы: Первая мировая, революция, Гражданская война. Да и после формального окончания Гражданской продолжались вооруженные конфликты в Средней Азии и других регионах.
Юность Максима: что сделал изобретатель оружия массового поражения для мирной жизни
В годы Гражданской войны пулемет Максима сильно «обрусел». Тульская модификация 1910 года, да еще в сочетании с тачанкой – этот образ стал ассоциироваться преимущественно с красноармейцами. Отношению к максиму как к «родному» способствовало, конечно, и узнаваемое имя. Окончательно это восприятие пулемета в народном сознании закрепила песня «Два Максима» композитора Сигизмунда Каца на стихи Владимира Дыховичного, появившаяся в 1941 году. В ней два тезки – пулеметчик и его орудие – вместе разят врага.
В ранних советских фильмах максим фигурирует часто. В «Необычайных приключениях мистера Веста в стране большевиков» (1924) можно видеть знаменитый вариант 1910 года, как и в революционном фильме «Конец Санкт-Петербурга» (1927). В фильме 1928 года и «Октябрь» («Десять дней, которые потрясли мир») использован русский вариант 1905 года.
Максим появляется также в «Арсенале» (1929) о киевском восстании 1918 года, в «Снайпере» (1931) о возвращении бывшего снайпера царской армии на защиту советских граждан, в «Горизонте» (1932) Льва Кулешова о еврее, эмигрировавшем в Америку, но вернувшемся в Европу в Первую мировую войну в качестве солдата и присоединившемся потом к красным, в «Гвозде в сапоге» (1932) и в одном из первых советских звуковых фильмов – «Моя Родина» (1933) и Александра Зархи о военном конфликте СССР и Китайской республики Чан Кайши в 1929 году.
В 1934 году на экраны выходит едва ли не главный фильм с участием пулемета Максима – «Чапаев» братьев Васильевых. Здесь он не просто оружие, деталь эпохи, но практически одно из действующих лиц. Мы видим его на знаменитом плакате фильма, и он входит в картину уже в самых первых кадрах. Максим играет даже в лирической сцене, где ординарец Петька объясняет Анке устройство пулемета («А вот это называется «щечки»). Анка осваивает оружие («Теперь вы с максимом друзья-приятели») – это символ женской эмансипации. При этом она по-женски ухаживает за ним, тщательно протирает, чего в фильме не делают другие бойцы. Но пулемет служит не только чапаевцам: в картине неоднократно показывается, как из него стреляют белогвардейцы. И именно очередью из максима легендарный командир оказывается убит.
Иномарка как тачанка
В середине 1930 х советская киноиндустрия переживает подъем. Снимается много фильмов о Гражданской войне и Октябрьской революции: «Тринадцать» (1936) Михаила Ромма о противостоянии красноармейцев и басмачей в Средней Азии, «Мы из Кронштадта» (1936) , «Федька» (1936) о сыне полка буденовцев, а также роммовский «Ленин в Октябре» (1937) и «Человек с ружьем» (1938) Сергея Юткевича. Во всех них фигурирует тульский максим образца 1910 года.
В фильмах о Великой Отечественной без максима также не обойтись. Хотя в 1943 году его начали заменять более эффективным пулеметом системы Горюнова, Тульский и Ижевский заводы выпускали максим до самого конца войны.
Поэтому мы видим его в таких военных фильмах, как «Баллада о солдате» (1959) или «Крепость на колесах» (1960) . В 1960–1970 х в советском кино пошла новая волна фильмов о революции и Гражданской войне. В киноленте «Две жизни» (1961) пожилая графиня со знанием дела строчит по прохожим из максима, установленного в окне особняка. Сильная сцена.
«Служили два товарища» (1968), «Адъютант его превосходительства» (1969), «Офицеры» (1971), «Бумбараш» (1971), «Пропавшая экспедиция» (1975), сериал «Вечный зов» (1976), «Дни Турбиных» (1976), «Тачанка с юга» (1976) – ни одна из этих картин не обходится без участия легендарного пулемета. Хотели максим использовать и в «Белом солнце пустыни», но драматургически больше подошел льюис, из которого в итоге товарищ Сухов и косит бандитов.
Особняком стоит роль максима в фильме «Брат 2» (2000). Действие картины происходит в современности, но образ этого пулемета пробуждает у зрителя ассоциации с Гражданской войной, с отчаянностью и пассионарностью красноармейцев. Показано, что пулемет вызывает у героя уважение («Настоящий чапаевский. Во были времена!»). Он хранится в Историческом музее, но неожиданно оказывается в боеспособном состоянии: десятилетиями грозное оружие, оказывается, просто спало. В итоге Виктор Багров расстреливает из него гнавшихся за братьями бандитов, причем современный автомобиль выступает в качестве тачанки.
Пулемет продолжает сниматься в кино и сегодня – иногда удачно, иногда не очень. Вот что говорится, например, в рецензии Александра Кадиры на картину «Батальон» (2015) на сайте : «Меня порадовало то, что наконец-то в фильме о времени до 1941 года показали пулемет максим, соответствующий эпохе и с холщовой лентой, а не пресловутую позднюю модификацию 1941 года (1940 года. – «Профиль») с широкой горловиной в верхней части кожуха (для наполнения кожуха снегом и льдом в зимнее время) и металлической пулеметной лентой, которая впервые была испытана только в 1930 году, а принята на вооружение гораздо позднее и которая используется киношниками в картинах на тему Первой мировой и Гражданской войн намного чаще. Доходило порой до парадокса – в одной из серий «Нашей Раши» бомжи Сифон и Борода стреляли из максима времен Гражданской войны, а в известных исторических или околоисторических фильмах на тему этой самой войны часто показывают пулеметы времен Великой Отечественной».
На Западном фронте
В зарубежном кино пулемет Максима тоже использовали немало, но, естественно, это были западные образцы, а не привычный российскому зрителю тульский вариант. Так, немецкую версию MG08 можно видеть в «Крыльях» (1927) Уильяма Веллмана – первой картине в истории, награжденной «Оскаром» в номинации «Лучший фильм». Она встречается и в таких известных военных фильмах, как «Великая иллюзия» (1937) , «Сорок тысяч всадников» (1940) Чарльза Шавеля, «Горит ли Париж?» (1966) , «Галлиполи» (1981) Питера Уира и «Боевой конь» (2011) .
Di Bonaventura Pictures
Много снимался и виккерс – главное тяжелое автоматическое оружие британской пехоты со времен Первой мировой до начала 1960 х. Использовала его и американская армия. Виккерсами также оснащали первые танки. Фильмография у этого брата максима богатая: и уже упоминавшиеся «Сердца мира» и «На Западном фронте без перемен», и «Прощай, оружие!» (1932) Фрэнка Борзеги с , гангстерский «Враг общества» (1931) Уильяма Уэллмана с и многие другие ленты.
В «Сахаре» (1943) с Хамфри Богартом мы видим и виккерс, и немецкий MG08. В таких классических картинах, как «Вива, Сапата!» (1953) с Марлоном Брандо, «Мост через реку Квай» (1957) и «Лоуренс Аравийский» (1963) Дэвида Лина и даже в «Голдфингере» (1964), фильме о Джеймсе Бонде, можно также заметить эту британскую разновидность максима. Из последних актерских работ пулемета – «Возвращение героя» (2013) с (здесь он даже на афишу попал) и «Дэдпул 2» (2018) с . Дэдпул из него не стреляет, но виккерс угрожающе маячит на заднем плане. Финскую разновидность максима M/09–21 использовали в драме 1955 года «Неизвестные солдаты» режиссера Эдвина Лейна. Это очень популярный в Финляндии фильм, первая экранизация одноименного романа Вайно Линны.
Еще одну финскую разновидность пулемета, M/32–33, можно увидеть в советских фильмах «Котовский» и «Секретарь райкома» (оба – 1942 года). Китайская версия максима – Type 24 Heavy Machine Gun 1935 года нашла свое место в национальном кино. Это оружие появляется в «Красном женском отряде» (1961), «Великолепных воинах» (1987), «Кулаке легенды: Возвращение Чэнь Чжэня» (2010) и других китайских фильмах.
Считается, что после Второй мировой максим вышел из широкого употребления. Однако несколько лет назад в СМИ появились свидетельства его неожиданного возвращения: оказалось, что пулемет русского образца 1910/30 года пользуется популярностью у воюющих в Донбассе, причем с обеих сторон. Поэтому не исключено, что мы увидим его и в будущих фильмах об этой войне, если таковые будут сняты.
Фильмы,Советские фильмы,Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков,Враг общества,Человек с ружьем,Боевой конь,Ленин в октябре,Чапаев,Мост через реку Квай,Великая иллюзия,Конец Санкт-Петербурга,Пропавшая экспедиция,Сахара,На западном фронте без перемен,Лоуренс Аравийский,Бумбараш,Оскар,Офицеры,Баллада о солдате,Котовский,Снайпер,Тринадцать,Сердце мира,Сахар,Дэдпул 2,Рождение нации,Роберт Харрон,Дороти Гиш,Олег Ленциус,Зенон Комиссаренко,Джеймс Кэгни,Ефим Дзиган,Золтан Корда,Гэри Купер,Данила Багров,Рене Клеман,Лев Кулешов,Льюис Майлстоун,Роберт Эш,Леонид Луков,Жан Ренуар,Чарльз Бронсон,Всеволод Пудовкин,Михаил Калатозов,Александр Довженко,Николай Лебедев,Семен Тимошенко,Пол Кейси,Григорий Чухрай,Сергей Эйзенштейн,Райан Рейнолдс,Иосиф Хейфиц,Стивен Спилберг,Григорий Александров,Арнольд Шварценеггер,Алексей Балабанов,Виктор Сухоруков,Российское военно-историческое общество,РИА Новости,