Ещё

Леонид Нечаев: «Не покидай» нас, хороший детский кинематограф! 

Леонид Нечаев: «Не покидай» нас, хороший детский кинематограф!
Фото: Ревизор.ru
3 мая 2020 года мог бы исполниться 81 год. Но 23 января 2010 года режиссер скончался в Москве на 71 году жизни. Десять лет без Леонида Нечаева. Как сказались они на современном российском детском кинематографе?..
… Леонид Алексеевич Нечаев родился в Москве в предвоенном 1939 году. В четыре года лишился отца, погибшего на фронте. Мама в одиночку «тянула» троих детей, работая в две смены. Говорят, что в детстве будущий режиссер был настоящим оторвой и не раз попадал в милицию за хулиганство. И только районный Дом пионеров, где Леня впервые соприкоснулся с волшебством сцены и магией творчества, помог ему избежать судьбы малолетнего преступника. Фото: https://img1.liveinternet.ru/
Однако «перевоспитавшийся» мальчик пошел работать не артистом, а грузчиком: подрабатывал, помогал маме содержать семью. С 15 лет Леонид Нечаев зарабатывал на жизнь себе и близким. Потом пошел в армию. И там искусство ему встретилось буквально лицом к лицу: его назначили завклубом. После выполнения гражданского долга у Нечаева не осталось сомнений, какую стезю выбирать: он подал документы во ВГИК на актерский факультет и благополучно поступил. Но, как сам режиссер позже рассказывал в интервью, один из преподавателей обратил внимание на его «актерский недостаток» — умение видеть себя в кадре со стороны. Педагог посоветовал Леониду перевестись на режиссерский факультет. Этому эпизоду отечественный кинематограф обязан десятком замечательных киносказок. Не сказалось ли на пристрастии Нечаева к «чудесным» сюжетам его тяжелое детство и практически волшебное спасение от «кривой дорожки»?..
Режиссёрский факультет ВГИК (мастерскую ) Леонид Нечаев окончил в 1967 году. Но к сказкам и фильмам для детей пришел не сразу. Поначалу на творческом объединении «Экран» снимал документальные ленты. И только в 1974 году на киностудии «Беларусьфильм» Леонид Нечаев поставил картину «Приключения в городе, которого нет». Это классная фантасмагория, сюжет которой не назовешь избитым даже сегодня, когда фэнтези и фантастика в кино представлены во всех видах. Юный пионер Слава Курочкин, не желающий читать книжки, оказался одним из первых российских «попаданцев»: перенесся в город, где жили и действовали герои культовых книг — «Снежной Королевы», «Тимуры и его команды», , «Отверженных», «Острова сокровищ» и других. Но не только положительные герои ожили в Городе, которого нет — но и злодеи. Славе Курочкину пришлось помогать добрым персонажам одолеть злых. Благополучно вернувшись домой, он записался в библиотеку. Может быть, в этом главном герое отразился юный шалопай Леня Нечаев?.. История умалчивает. Фото: znamkaluga.ru Фильм остался достоянием киноархивов, назвать его сверхпопулярным у советских подростков нельзя. Он не идет ни в какое сравнение со следующей сказкой Нечаева — «Приключениями Буратино» (1975), имевшими ошеломительный успех. Восторг, который вызвал фильм у зрителей всех возрастов, был неожиданным и для самого режиссера, и для артистов этого детского проекта. Это было созвездие: , , , , , , … Любовь к «Приключениям Буратино» не прошла с годами: поколения менялись, а фильм оставался.
Пришлись по сердцу зрителям и дальнейшие работы Леонида Нечаева — прежде всего фильм (1977) с очаровательной в главной роли. Песенка Красной Шапочки стала «гимном» непоседливых детей. Удались и «Сказка о Звёздном мальчике» (1983) «Рыжий, честный, влюбленный» (1984), хороши были «Проданный смех» (1981) и "" (1987). «Про Красную Шапочку». Кадр из фильма. Фото: www.trud.ru Может быть, секрет таился в том, что самые известные картины Нечаев ставил на основе прославленных литературных произведений, привлекавших внимание?.. Но, во-первых, сценарии его картин всегда сюжетно богаче «исходных» сказок. Те же похождения Красной Шапочки обросли подробностями, которые не снились . А во-вторых, в 1989 году Леонид Алексеевич снял двухсерийный мюзикл «Не покидай», ставший одним из событий детско-юношеского кинематографа на излете советской эпохи. Его литературную основу вряд ли проходили в школе юные зрители: это пьеса советского драматурга по сказке Уильяма Теккерея «Кольцо и Роза». От сказки Теккерея уже в обработке Полонского осталась разве что общая атмосфера вымышленного королевства Абидония, а фильм смотрелся как самостоятельное произведение.
"Не покидай" снимали, как большинство детских фильмов Нечаева, на киностудии «Беларусьфильм». Видеоряд этого фильма (хотя в те времена и слова такого не знали!) поразительно красив: снимали Абидонию в городах СССР, хранящих черты средневековья — Минске, Таллинне, в Ужгороде, Львове, а еще в Закарпатье и Ялте. Королевские наряды изготовили на белорусской киностудии, большинство из них ныне хранится в ее музее. Кукол-марионеток сделала специально для фильма художник Марина Грибанова. «Не покидай». Кадры. Фото: yasnaya-luna.livejournal.com Сняли ленту «на одном дыхании» — за девять месяцев. Для большинства режиссеров это был бы рекорд, для Леонида Нечаева — норма. Он не любил долгих проб и затяжного подбора артистов. Выбирал в прямом смысле слова сердцем. Исполнителя одной из главных ролей (немого поэта Патрика, оказавшегося подмененным принцем), 16-летнего , Нечаев встретил… в минском метро. И сразу предложил ему славу кинозвезды. А тот ломался, не зная, как быть со школой… Но Нечаев уговорил Игоря. К удовольствию миллионов телезрителей.
Скорее всего, успеху самых лучших нечаевских фильмов способствовало единство многих составляющих: хорошая литературная основа, сильные актеры, бережное и любовное отношение режиссера к работе — и заложенные в эти картины вечные истины о превосходстве добра над злом, а честной и правильной жизни над любыми кознями.
Не забудем и о том, что в большинстве фильмов Нечаева снимались дети (обыкновенные дети «с улицы», как Игорь Красавин). Актерская заповедь гласит: детей невозможно «переиграть», их естественность превыше любого мастерства. Но все, имевшие дело на съемочной площадке с детьми, знают, какие это капризные и ранимые актеры. Леонида Нечаева часто спрашивали, как он умудряется находить с ребятами общий язык. «Не знаю, — отвечал режиссер. — Я с ними не работаю. Общаюсь и разговариваю до съемок, как с одногодками. И ребята, выходя на съемочную площадку, играют то, что мне нужно. Сам удивляюсь, откуда они знают, как нужно?» «Не покидай». Кадр. Фото: www.youtube.com В фильмографии Леонида Нечаева был, пожалуй, всего один фильм для взрослых — «Эквилибрист» 1976 года. В его основе лежала судьба реального циркового артиста, который во время войны лишился руки, а в мирное время вернулся на манеж и разработал уникальный номер для однорукого эквилибриста. Несмотря на фактографическую «подложку», этот фильм можно счесть сказкой для взрослых. Дело не только в душевных качествах главного героя, в его упорстве в достижении цели, истовом служении своему делу, но и в окружении, которое «услышало» необычного артиста и поддержало его. Леонид Нечаев очень любил развивать в своем творчестве мотив помощи друг другу и совместной борьбы за правду, справедливость, счастье.
Если в 1970-1980-е годы Леонид Нечаев каждые год-два выпускал по полнометражному или двухсерийному проекту, то в последние лет двадцать его жизни реализованных проектов стало раз-два — и обчелся. И те уже не создавали такого общественного резонанса. А именно: фильмы «Безумная Лори» (1991, снят по собственному сценарию), «Сладкая сказка» (1997, в рамках проекта «100 фильмов о Москве»), «Сверчок за очагом» (2001), (2007). Правда, в противовес творческому процессу, именно в эти годы у Нечаева участились награды. «Эквилибрист». Кадр. Фото: gorobinskaya2.rssing.com В 1993 году режиссер получил Государственную премию Российской Федерации в области литературы и искусства за былые заслуги — художественные фильмы для детей , «Про Красную Шапочку», «Проданный смех», «Рыжий, честный, влюблённый», «Безумная Лори». В 1995 году был удостоен звания Заслуженный деятель искусств России. В 2003 году Леонид Нечаев стал Народным артистом России с формулировкой «за большие заслуги в области искусства». И в 2005 году героя нашла награда, о которой стоит сказать особо.
Леонид Нечаев оказался первым кавалером Ордена Буратино. Этот орден учредили дети города Зеленоградска Калининградской области для почтения им «деятелей культуры, учёных, педагогов и других взрослых, достигших высот в воспитании у детей и подростков внутренней свободы, чистоты помыслов, гражданской активности, уверенности в собственных силах». В последующие годы награду с Нечаевым разделили в мире искусства художник-иллюстратор Леонид Владимирский, композиторы и . А в педагогической среде — учитель-новатор, доктор психологических наук Шалва Амонашвили (для него это была первая награда за 75 лет жизни) и , основатель «Школы взаимной человечности», совмещающей обучение и воспитание детей с особенностями развития и здоровых (слепоглухой с детства). Фото: 366days.ru Конец жизни Леонида Нечаева был не сказочным, полным суровой прозы. 28 января 2010 года, после похорон сказочника, «Экспресс-газета» посвятила ему статью с броским названием «Великий режиссер Леонид Нечаев умер в нищете». В материале говорилось о визите журналистов в квартиру режиссера. Он уже не работал, жил на одну пенсию, переживал расставание с молодой женой, оставившей его и забравшей детей. Но все равно делился своими творческими планами!.. Точнее, мечтами. Одной из них было создание киносказки . Нечаев рассказал прессе, якобы, продюсеры выделяли ему средства на создание этого проекта (если верить изданию, три миллиона долларов), но под эстрадных звезд в главных ролях. Российская публика не увидела этого фильма, но участие певцов и певиц в драматических ролях стало практически трендом…
Леонид Нечаев скончался 23 января 2010 года. По данным той же «Экспресс-газеты», на похоронах присутствовало несколько десятков человек. Среди них была Яна Поплавская, в которой Нечаев когда-то «увидел» Красную Шапочку. Режиссера похоронили 28 января 2010 года на Домодедовском кладбище. Фото: aif.by Многие из тех, с кем сотрудничал Леонид Нечаев в пору своего расцвета, тоже ушли в мир иной: Владимир Этуш, Владимир Басов, Николай Гринько, Рина Зеленая, , Вячеслав невинный. Умер и композитор , написавший музыку к фильму «Не покидай». Память о нем хранит молодое поколение артистов — и зрители, выросшие на творчестве Нечаева. Вот какие отзывы появились в сети на странице Леонида Нечаева на Кино-Театр.РУ к 10-летию его ухода из жизни:
"Вот уже и 10 лет прошло с ухода нашего замечательного режиссера, нашего доброго сказочника, Леонида Алексеевича Нечаева. Несмотря на то, что его уже нет с нами его фильмы смотрят и любят. Вечная Вам память!"
"Леонид Алексеевич, спасибо вам за всё. Мы вас помним, помним и ваши работы. Спасибо ВАМ. Светлая память".
"Я думаю, сомнений нет по поводу того, что Нечаев — гений своего дела, абсолютный. Такая проблематика в детских, казалось бы, фильмах. Причём и с этой и с той стороны они сняты ну настолько мастерски, что придраться буквально не к чему. И насколько органична его работа с Инной Веткиной, с Рыбниковым. Один из лучших режиссёров как фильмов жанра для детей, так и в принципе, особенно с философскими вопросами притч. Земля пухом Леониду Алексеевичу, несказанное спасибо!" Фото: uro-web.ru А пользователь под говорящим ником «Буратино» еще в 2017 году выдал целую философию:
"Советское детское кино и мультипликация. Простыми в своей гениальности средствами, красивыми и изящными, были созданы вершины, недостижимые до сих пор. В детстве была расстелена широкая ровная дорога в будущее, где рисовались только радужные перспективы, прекрасное далёко. «Буратино», , «Тим Талер», «Калиф-аист», «Тайна 3 планеты», «Здесь могут водиться тигры» и многие-многие другие. Понимание языка зверей и птиц, открытие новых миров, исчезновение Зла как понятия, всеобщее светлое Завтра, лёгкость и воздушность бытия. Но… Широкая гладкая дорога вдруг резко оборвалась и упёрлась. То ли в непроходимое болото с тёмной чащей, то ли в высокую отвесную скалу. От обрыва дороги, рядом с этой Главной дорогой и куда-то в сторону повела в обратном направлении маленькая узенькая кривая вытоптанная тропинка, спускающаяся всё ниже в непрекращающуюся яму. Детство светлое советское с фильмами Леонида Нечаева в том числе, вдруг, к сожалению, кончилось. Вроде бы можно дальше прорубать эту дорогу сквозь непролазную чащу. Только неизвестно, куда её прорубишь (может, прямо к обрыву?) и долго ли рубить (может, впереди долгие вёрсты непролазных чащ?). Как бы прорубить эту дорогу в это светлое прекрасное Завтра? Чтобы тебе навстречу вышли все эти и многие другие прекрасные сказочные герои". «Приключения Буратино». Кадр. Фото: bryansktoday.ru Опасения «Буратино» из сети понятны. Детского кино в нашей стране сегодня снимается убедительно мало. В конце прошлого года «Ревизор.ru» публиковал острую проблемную статью «Станет ли российский детский кинематограф „Страной хороших деточек“?». В этом материале перечисляются все объективные трудности, мешающие «детской» отрасли киноиндустрии — нехватка финансирования, отсутствие господдержки в прокате, которая необходима, чтобы фильмы в рыночных условиях доходили до тех, для кого, собственно, и снимаются, и многие другие препоны.
Также не совсем понятно, кто снимает «адресные» детские фильмы. В советскую пору этим профессионально занималась киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Согласно Википедии, киностудия существует и сейчас (в форме собственности АО), является членом Ассоциации анимационного кино и… продает семь своих корпусов и часть земельных участков. Что касается проектов киностудии, то на сайте обозначено 15 фильмов в производстве с 2017 года. Как оценивать эту цифру, много это или мало?.. А главное, где проекты киностудии им. Горького в широком доступе к детям? В торрентах?.. «Приключения Буратино». Кадр. Фото: www.startfilm.ru Помимо трудностей материальных, есть еще и творческие. Отечественное детское кино после 1990-х годов резко изменило высоким стандартам, заданным Нечаевым и его коллегами. В части сказок это особенно заметно: все их нашим детям заменил . «Волшебные» ленты для детей в нашей стране если и снимают, то стараются подвести под эту же модель, оторвать елико возможно от реальности, насытить спецэффектами… Или же дети становятся не полноценными героями фильмов для себя и о себе, а одними из участников современных «сказок для взрослых», которые, напротив, наш кинематограф обожает: то  из глубинки находит «Принца» в столице, то «Иванушка-дурачок» из социальных низов поступает на службу к «царю» в какую-нибудь всемирную корпорацию. Малыши в подобных драмах служат не более чем для фона. Но никто и не задумывается о «простых» добрых и светлых сказках — «По щучьему веленью», о которой грезил Леонид Нечаев, до сих пор не экранизирована… Прошлым летом наш портал писал о б одном из питчингов в , где обсуждались заявки на создание современных детских фильмов. Очень характерно, что за проекты были там заявлены. Детская сказка «Василиса» по сценарию в жанре магического реализма, которую вознамерился снять маститый режиссер . Бюджет картины — «всего-то» 150 миллионов рублей. Это будет не новая интерпретация старой сказки, а совсем новая история, где девочка Василиса отправится спасать своего юного друга от сегодняшней черной магии, гламура и денег. А народная сказка совсем уже не котируется у режиссеров?.. Проект семейной комедии «Мой папа — вождь» режиссера о капитане дальнего плавания, который возвращается домой после долгого плена у дикарей (?) и «знакомится» с родным сыном. Изначально надуманный сюжет, имеющий меньше точек соприкосновения с жизнью, чем нечаевский «Не покидай».
"Приключения Буратино". Кадр. Фото: www.detivkino.tv И только заявленный продюсером Егором Одинцовым детский фильм «Герои Геры» в чем-то по описанию напоминал первый фильм Леонида Нечаева — «Приключения в городе, которого нет». Центральной фигурой фильма должен был стать мальчик Гера, у которого нет реальных друзей, и он «дружит» с Антоном Городецким из «Ночного дозора», Сашей Белым из «Бригады» и Лехой Николаевым из «Агента национальной безопасности». Это могло бы быть подано интересно, а заодно фильм высветил бы типичных «героев нашего времени». Хотя, конечно, как снять… Но вот прошло больше полугода с того питчинга, а о картине «Герои Геры» ни слуху, ни духу… Егор Одинцов. Фото: finance.theoryandpractice.ru Плохо современному российскому детскому кино без Леонида Нечаева! Закричать бы в прошлое: «Не покидай» нас, хороший детский кинематограф! Но увы — мастера вернуть невозможно, а иные на смену ему не спешат приходить…
Видео дня. Чем напугал фильм Ромма атомную промышленность СССР
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео