Войти в почту

Алексей Иващенко: Хорошее кино не имеет национальности

В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Джентльмены». Одну из ролей сыграл Хью Грант, которого уже 20 лет озвучивает в разных кинолентах для отечественной публики актер, автор песен и мюзиклов, исполнитель, известный по дуэту «Иваси», Алексей Иващенко. Хью Грант (справа) в фильме «Джентльмены» «Собеседник» расспросил Алексея Иващенко о его работе за кадром: – У вас есть какое-то особое отношение к Хью Гранту? – Есть, и оно чрезвычайно позитивное. Иногда бывает, что поймать психофизику артиста очень трудно, и тогда голос не ложится. Но именно Хью Гранта мне с самого начала было как-то легко озвучивать. Идут годы, он меняется, я меняюсь, голоса наши меняются, но остается ощущение, что мы совпадаем. – А есть вообще в озвучке такое понятие, как «ваш актер»? – Раньше были знаменитые пары. Например, Жан-Поль Бельмондо и Николай Караченцов. Трудно представить себе Бельмондо с чьим-то другим голосом. А еще великая пара Банионис и Демьяненко. Донатас Банионис же не озвучивал свои роли, у него довольно сильный литовский акцент. Александр Демьяненко делал свою работу на грани гениальности. Но у меня нет такого, что этот артист только мой, хотя Хью Гранта действительно озвучивал немало. – Но вас-то мы тоже знаем не как закадрового персонажа. Не обидно, уже добившись многого, заниматься озвучкой? – Ни капельки! Это чрезвычайно интересно! И трудно, ведь моя задача – дотянуться до уровня, который задает актер. Все это увлекает и вдохновляет. – А бывают пикантные ситуации в этой работе? Например, постельные сцены, которые озвучивать, может, как-то неловко... – Был один фильм, назывался «Я и он», на протяжении которого я все время чувствовал неловкость. Сюжет такой: человек просыпается в день своего 33-летия и с удивлением обнаруживает, что с ним начала разговаривать его часть тела, ответственная за взаимоотношения с женским полом. Режиссер озвучания мне сказала: «Алексей, мы никого, кроме вас, в этой роли не видим». Я не знал, как к этому относиться. Было ужасно весело! Фильм имел огромный успех, а потом куда-то исчез. А я бы его с удовольствием пересмотрел. – Вы же видите зарубежный фильм чуть ли не первым в стране. Рекомендуете что-то друзьям-знакомым? – Если фильм хороший, конечно! Тот же Хью Грант в последние годы снимается в очень хороших фильмах и очень хороших ролях. Три последние его работы, которые я озвучивал, как раз и рекомендовал: «Примадонна» (там его дуэт с Мерил Стрип выше всяких похвал), прекрасный «Паддингтон 2», где он играет замечательного злодея, и чудесные «Джентльмены». Жду не дождусь, когда они выйдут, потому что Гай Ричи, вернувшийся в свою стилистику, – это очень интересно. – В Москве на премьерах нельзя пользоваться мобильными телефонами: ходят охранники с лазерными указками и следят, чтобы никто для пиратов ничего не снял. А на самых мощных хитах вроде «Звездных войн» мобилы вообще запечатывают в пакет всем зрителям. А за вами следят? – Нет, конечно! Но за то, чтобы фильм не утек к пиратам, беспокоятся. Одно время, особенно у создателей суперблокбастеров, было принято присылать для нас копию, где ничего не видно, только в «яйце» появляется голова персонажа, который в данный момент говорит. Мы так это и называли – «фильм в яйцах». Страшно неудобно для озвучания. Иногда присылают черно-белые копии с «водяными знаками» на весь экран. – Вы как-то озвучивали подряд два фильма, в названии которых обыгрывается День святого Валентина. На носу снова праздник влюбленных, вокруг которого в России много дискуссий. А вы что думаете об этом? – Чем больше в нашей жизни праздников, тем лучше! Наши они, не наши – какая разница? А фильмы эти, признаться, практически не помню. – А еще много разговоров о том, что нам навязывают западные ценности, в том числе через западное кино… Как к таким разговорам относитесь? – (Смеется.) Ужасно отношусь, если честно! Хорошее кино не имеет национальности. Ценности – они человеческие, они едины для всей планеты: доброта, разум, любовь, талант. Как можно разделять кино, театр, музыку по принципу «наше/не наше»? Например, если вы не знаете, кто сочинил мелодию, догадаться можно, только зная стилистику автора. Творческие планы Чем занимается Алексей Иващенко, помимо озвучания: пишет музыку для некоторых музыкальных спектаклей пишет тексты для спектаклей переводит многие мюзиклы, выходящие на сценах Москвы две оперетты Имре Кальмана идут в переводе Иващенко: «Принцесса цирка» и в Екатеринбурге «Сильва» готовит русский текст к премьере знаменитого мюзикла «Шахматы» (ожидается осенью) * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №05-2020 под заголовком «Алексей Иващенко: Хорошее кино не имеет национальности».

Алексей Иващенко: Хорошее кино не имеет национальности
© ИД "Собеседник"