Войти в почту

Константин Буслов: Фильм «Калашников» — тяжелый проект, одни сплошные трудности

20 февраля на экраны выходит картина «Калашников» — о создателе легендарного «АК-47» — оружия, покорившего мир. Михаил Тимофеевич Калашников прожил большую, насыщенную жизнь, и обаяние его судьбы давно привлекало кинематографистов. О том, как проходили съемки фильма, «Вечерняя Москва» поговорила с режиссером Константином Бусловым. — Чем вас привлекла фигура Михаила Тимофеевича? — Упорством, прежде всего, наверное, неординарностью. Настырный он был, по-хорошему, но не наглый, с хитринкой своей кулибинской. И еще целеустремленность. Война на него повлияла сильно, незащищенность парней наших от фашистских пуль. Как с трехлинейкой или в лучшем случае с ППШ, которых было в ограниченном количестве, воевать против вооруженных до зубов скорострельными автоматами немцев? Гибли ротами, батальонами, полками — все это он собственными глазами видел, сам тяжело ранен был, страдал сильно от этой беспомощности. Отсюда и мотивация. — Как возникла идея создания фильма? — Друг у меня есть — боевой офицер, многое у него за плечами и не один орден мужества. Он от ОПК, в трудное для всей отрасли время, помощь Михаилу Тимофеевичу Калашникову оказывал, на заводе в Ижевске. Калашников книгу ему свою подарил, с памятной подписью. Эту книгу, вместе с идеей фильма, мой друг, который в силу своей профессии с автоматом «Калашникова» большую часть своей жизни не расставался, мне и передал. Так и появилась идея проекта. Мы вместе стали ее разрабатывать. Я предложил участие Сергею Бодрову, мы давно знакомы, и началась работа над сценарием. Сергей Владимирович так же лично был знаком с Калашниковым: они вместе Госпремию получали в 1996 году — Бодров за «Кавказского пленника» с Сережей (сыном Сергеем Бодровым-младшим, который исполнил одну из ролей в фильме — прим. «ВМ»), Калашников — как выдающийся конструктор-оружейник. Мы познакомились с Еленой Михайловной — дочерью Михаила Тимофеевича. Она, надо сказать, не сразу вдохновилась этой идеей, все-таки, художественный фильм, не документальный, но чуть позже согласилась и стала помогать. — Что в судьбе Калашникова произвело на вас самое значительное впечатление? — Наверное, тот факт, когда он, будучи мальчишкой, в ссылке, где находилась вся его раскулаченная семья, изготовил печать из каблука и, подделав бумаги, сбежал со своим другом в Казахстан. Это стремление к свободе, отчаянность и дерзость его твердой натуры, скорее всего и позволили ему стать тем, кем он стал. — С какими трудностями сталкивались в работе над фильмом? — Одни сплошные трудности. Тяжелый проект. Как творчески, так и финансово-производственно. Всего не расскажешь, бумаги не хватит. Но мы вытянули, и фильм получился достойный. Одно не могу не отметить — всей нашей команде, всем, кто дошел со мной до финала, а также нашим инвесторам — огромное человеческое спасибо. — Приходилось ли отступать от биографии реального человека? — Михаил Тимофеевич Калашников в своей книге пишет, что, на протяжении всего пути, начиная с создания им своего первого прототипа пистолета-пулемета, изготовленного в ж/д депо на станции Матай (Казахстан) до ставшего в последствии легендарным АК-47, ему попадались, в основном, хорошие люди. Он много передвигался по стране, ему помогали, верили в успех его идеи. Как рассказать жизнь человека за 110 минут экранного времени, чтобы это было драматургически цельным, интересным зрителю, художественным произведением, с конфликтами, характерами, лирической составляющей и при этом не уйти от документальности? Конечно, в картине есть собирательные образы — некоторые персонажи основаны на судьбах двух или нескольких реальных прототипов. Это художественная лента. Допуски присутствуют, но их немного, мы старались быть последовательными, и все основные факты биографии в фильме отражены исторически достоверно. — Почему на главную роль выбрали именно Юрия Борисова? — Был долгий кастинг, многие приходили. На Юре все сошлось. Мы пробовали, искали вместе, он похож, конечно, но, думаю, внешнее сходство, здесь не совсем главное, скажем так — для меня это не самый основной критерий. Юра очень органичен в кадре. Слышит. Точный. Хоть иногда и спорит, но как без этого, кино — вечный поиск. Я им очень доволен в результате, и мне кажется образ сложился. — Вы консультировались с родственниками Калашникова? — Конечно, общались с Еленой Михайловной Калашниковой, она многое рассказывала об отце. Ездили вместе и на Щуровский полигон, под Коломной где конструктор провел большой период своей творческой жизни до изобретения АК-47, и в Ижевске были неоднократно, и в музеях, и на мероприятиях, посвященных его столетию. Она помогала консультациями, познакомила с документалистами, которые при жизни Михаила Тимофеевича снимали о нем не один фильм. Это общение нам очень пригодилось. Со вдовой тоже встречались. Очень интеллигентная, тонкая женщина. Она многое рассказывала о Михаиле Тимофеевиче Сергею Бодрову при написании сценария. — Вы продюсировали фильмы в жанре хоррор. Вторую часть «Пиковой дамы» стали делать, когда ужасы у нас пользовалось большим зрительским успехом. Однако фильм не повторил триумфа первой части. С чем связан закат хорора в России? — Для хорошей, дорогой качественной картины в этом жанре наш российский рынок, к сожалению, еще очень мал. В отличие от англоязычных аналогов с мировым прокатом, собрать серьезный бокс-офис отечественному хоррору, потратившись на маркетинг, даже с хорошим прокатчиком, как выяснилось, не под силу. Нет попросту такого количества зрителей — поклонников этого жанра. Вариант один — делать дешево! Но нужна крутая идея в двух-трех локациях с отсутствием компьютерной графики и твердым, зрелым, имеющим производственный опыт работы в этом жанре режиссером. На сегодняшний день, мягко говоря, такое совпадение трудно себе представить. Именно поэтому с хоррорами я закончил. Надеюсь, навсегда. Да и с дебютантами тоже. Хоррор теперь у меня только в с финансами (смеется). Думаю, все образуется. — Какой тренд в российском кино сейчас? Исторические драмы? Героические байопики? Надолго ли он сохранится? — Тренд один — хорошее кино, за которое, как минимум, не стыдно. — Вас как режиссера «подстегивает» ли успех брата Петра? — Меня уже давно ничего не «подстегивает». Успехи брата меня искренне радуют, он один из лучших режиссеров на сегодняшний день. — Между вами есть творческая конкуренция? — Нет и быть не может, мы же братья, радуемся успехам, расстраиваемся неудачам, всякое бывает. — Как он оценивает ваши работы — продюсерские и режиссерские? — А это вы у него спросите! — Мы все-таки газета не столько о кино, сколько о Москве и москвичах. У вас есть любимое место в городе? — «Мосфильм». Все там. «И жизнь, и слезы, и любовь». — Ездите в метро? — Да, если пробки, бросаю водителя и с удовольствием пользуюсь метро. Особенно люблю старые станции. В них запах из молодости. О ЧЕМ ФИЛЬМ В картине рассказывается история жизни знаменитого создателя «АК-47». Он начал войну в августе 1941 командиром танка. В октябре, получив тяжелое ранение под Брянском, так и не смог больше вернуться на фронт. Однако в госпитале, мечтая о том, чтобы война поскорее кончилась, будущий конструктор загорелся идеей придумать собственное автоматическое оружие. И уже в 1948 году с конвейера Ижевского мотозавода сошли первые полторы тысячи «АК-47». СПРАВКА Константин Буслов — российский режиссер и продюсер, старший брат Петра Буслова, автора знаменитых «Бумеров». Родился в 1970 году в Хабаровске, учился на Высших режиссерских курсах в Москве. С 2001 года работал в кинокомпании СТВ в качестве исполнительного продюсера. Читайте также: Режиссер Кирилл Плетнев: Я часто плачу и советую мужчинам не стыдиться слез

Константин Буслов: Фильм «Калашников» — тяжелый проект, одни сплошные трудности
© Вечерняя Москва