Войти в почту

Режиссер Алексей Герман: Не хочется показывать глянцевую войну

Главные героини новой картины режиссера Алексея Германа (младшего) «Воздух» – женщины, летчицы Великой Отечественной войны. Но из-за карантина работа над фильмом приостановлена. «Собеседник» созвонился с режиссером, чтобы выяснить подробности. Нам не нужны глянцевые страдания – Алексей, почему вы решили снимать фильм именно с таким сюжетом? – Однажды продюсер Андрей Савельев меня спросил, не хочу ли я снять кино про женщин-летчиц. Я довольно долго отказывался: чтобы сделать такое кино хорошим, нужно иметь определенный героизм. Это и технически сложно, а значит – дорого, необходимы реальные самолеты, технологии, которых нет в России. Множество вещей. И это должен быть фильм не только про летчиц. Нам хочется показать, через какие страдания, самопожертвования наши люди победили в этой войне. Совершенно не нужно, чтобы получилось глянцевое кино, какое сейчас у нас любят, с глянцевыми страданиями. Нужно разобраться, показать, из чего берется этот героизм, откуда появляются эти осознанные поступки. Не хочется показывать фальшивые лица, фальшивые разговоры, как это делают сегодня многие кинематографисты. – В вашем фильме снимаются популярные артисты – Елена Лядова, Аглая Тарасова, Сергей Безруков... Выбирали по принципу афишных имен? – Нет, по принципу: нравится – не нравится. А почему не Безруков? Когда я предложил его кандидатуру, многие удивились. А мне показалось, что в нем есть необходимый для этого фильма надлом, сложность, энергия. Я не рассматриваю актеров по степени популярности. В нашей картине снимаются и много молодых, пока еще неизвестных, но талантливых артистов. Анастасия Талызина, Кристина Лапшина и многие другие. – Насколько близко вы стараетесь в своем фильме держаться к исторической правде? Сегодня так много споров о военном кино: где правда, где неправда... – Мы не претендуем на стопроцентную историческую правду. Это выдуманный полк, выдуманная история. Просто представили гипотетически. Выходит много фильмов, основанных на реальных событиях. А потом наши историки начинают их критиковать. Они между собой спорят постоянно. Ведь до сих пор никто не знает точное количество жертв в той войне. Раньше называли двадцать семь миллионов, потом – тридцать, затем – сорок... Наверное, все зависит от идеологических изгибов нашей Родины. Мы до сих пор не договорились внутри страны, почему случилась такая трагедия в первые дни войны, почему мы оказались не готовы. Из-за чистки офицеров, ошибок командования? У нас же есть история антисталинская и сталинская. И это совершенно разные истории, кто-то придерживается одной, кто-то – другой. До сих пор мы не знаем, как были подготовлены наши летчики, в каком состоянии была авиация в начале войны. Это довольно сложное, запутанное пространство. Впрочем, единого взгляда у нас нет не только на историю войны. СССР и фашистская Германия: как разрешат об этом дискутировать в России Пред. След. Кто-то наверху хочет потопить «Ленфильм» – Что происходит сегодня с вашей работой? – Мы начинали картину трудно. Были сложности у продюсеров. По разным причинам сроки съемок несколько раз переносились. Потом было сложно с погодой, у нас зимняя картина, а снега в этом году почти не было. Построили аэродром на берегу залива, так декорацию то сносило шквальным ветром, то затапливало. Несколько раз восстанавливали все заново. Рассчитывали на съемки за границей, но началась эта эпопея с вирусом. К сожалению, в нашей стране не осталось летающих самолетов Як. Нашли в Чехии. Но границы закрыли. Пришлось многие съемочные объекты менять. Потом ограничили численность на съемочной площадке, не больше пятидесяти человек. А у нас одновременно работают двести пятьдесят! Пришлось работу приостановить. А что будет дальше, не знаю. Летом снимать зиму мы не сможем. Тем более зависим от рабочих графиков артистов. Мы и так что-то меняли в процессе, чтобы подстроиться под разные ситуации. Но что-то еще выдумывать и менять я не могу, потому что будет потеря качества. Нельзя снимать фильм про самолеты без самолетов. – Зная, что вы член совета директоров киностудии «Ленфильм», не могу не спросить, как там сегодня обстоят дела? Слышал много разного и противоречивого. И деньги государство выделяло, но так это и не помогло... – Ситуация сложная. Когда в 2014 году выделяли кредит, случился финансовый кризис. Поскольку киноаппаратуру наша страна не производит, ее заказывали за границей. Но курс доллара, если помните, резко взлетел вверх. Заказывали по одной цене, а выкупали в два раза дороже. И потом, «Золотую коллекцию» студии так и не вернули, долгое время Госфильмофонд блокировал решение по возврату, поэтому деньги от показов фильмов, которые снимались на киностудии, практически не поступали. Да, было распоряжение президента Путина дофинансировать «Ленфильм», но сами знаете российское чиновничество. Только сейчас стало что-то продвигаться в этом направлении. Мы писали много писем, стучались в разные кабинеты с просьбой передать права на фильмы студии, а ведь это большие деньги. Мне иногда кажется, кто-то наверху хочет потопить студию, обанкротить и получить недвижимость. Пробуем спасти «Ленфильм», хотя это очень непросто. За эти годы были и ошибки, были победы, я надеюсь, что-то начнет получаться. Я не так много могу сделать, могу посоветовать, предупредить. Насколько возможно, стараюсь помочь. Алексей Герман-младший обвинил чиновников в желании обанкротить "Ленфильм" * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №17-2020 под заголовком «Режиссер Алексей Герман: Не хочется показывать глянцевую войну».

Режиссер Алексей Герман: Не хочется показывать глянцевую войну
© ИД "Собеседник"