«Человек-амфибия»: как шили костюм Ихтиандра, «оживляли» Черное море и спасали Владимира Коренева

В 1962 году советский прокат буквально взорвал фильм, от которого такого успеха не ожидали. Это была фантастическая драма , снятая по одноименному роману . Об экранизации подумывал даже , в же сценарий пылился на полке 10 лет – его брали, читали, но в работу не пускали. Всех пугали технические сложности, в частности подводные съемки. и удалось сделать то, на что не решались другие, и публика была в восторге от приключений загорелого голубоглазого красавца Ихтиандра и его Гуттиэре в жарком Буэнос-Айресе... Критики разнесли картину в пух и прах, но время расставило все по своим местам, и «Человек-амфибия» вошел в сокровищницу мирового кинематографа.

«Человек-амфибия»: как шили костюм Ихтиандра, «оживляли» Черное море и спасали Владимира Коренева
Фото: Мир24Мир24

Смотрите фильм «Человек-амфибия» 1 июля в 12.00 и 4 июля в 13.40 на .

Видео дня

На роли Ихтиандра и Гуттиэре специально искали молодых людей с яркими голубыми глазами – в глазах сына хирурга Сальватора должно было отражаться море, а его возлюбленной – небо. 17-летняя к тому моменту уже успела прославиться ролью Ассоль в картине «Алые паруса», а вот 21-летнего Коренева еще никто не знал. На Ихтиандра пробовали многих, но никто не подходил, и вот однажды, когда ассистент по актерам приехал из Ленинграда в Москву, ему посоветовали взглянуть на студента ГИТИСа, которым как раз оказался Коренев. , сыгравшему злодея Педро Зуриту, на момент съемок было 27 лет, это была не первая, но принесшая ему широкую известность роль. Изначально планировалось утвердить на нее актера БДТ , но худсовет его кандидатуру не поддержал. Тогда родилась идея красивого любовного треугольника.

В фильме действительно делается акцент на удивительных глазах Ихтиандра и Гуттиэре. «Мне хотелось создать особенный взгляд Ихтиандра и Гуттиэре, которые были как бы рождены друг для друга – человек моря и человек земли, – рассказывал в интервью главный оператор «Человека-амфибии» . – Получить глаза, в которых отражаются все краски стихии. Для этого справа и слева от актеров ставились специальные осветительные приборы с голубыми и зеленоватыми фильтрами, просвечивавшие глазное дно и превращавшие цвет глаз в лазурно-голубой».

До съемок «Человека-амфибии» у Владимира Чеботарева был опыт подводной съемки в научно-популярных фильмах, и он представлял себе, как можно осуществить столь сложный замысел. Не смутило режиссеров даже то, что исполнители главных ролей никогда не занимались подводным плаванием, а Вертинская вообще не умела держаться на воде. Актеры прошли обучение в Ленинградском институте физкультуры имени П.Ф. Лесгафта, а в качестве консультантов к съемкам привлекли сотрудника института и аквалангиста Владлена Кебкало и первого чемпиона СССР по подводному спорту Рэма Стукалова. Съемками заинтересовался даже ...

«Я связался с Кусто. Он уже тогда был известен, мы смотрели его фильмы и заходились от зависти, глядя на 80 метров прозрачной воды. Это такие возможности, о которых мы могли только мечтать. Что хочешь, то и делай. Даже получил приглашение приехать, он заинтересовался нашим проектом. Но нам просто не дали немножко валюты. Министр культуры сказал, что это детский фильм и «какие могут быть деньги?». Хотя я был убежден, что этот фильм будут смотреть люди от 8 до 80 лет. И оказался прав», – вспоминал Чеботарев.

Актер опускался под воду в акваланге вместе с инструктором-подводником. Когда он добирался до места схемок, то делал вдох, после чего инструктор вынимал загубник из его рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Вертинская и играли столько, сколько могли держать воздух, около минуты, затем им снова давали акваланг, и они отдыхали до следующего эпизода. Так снимали все сцены под водой. Особо сложные моменты выполняли каскадеры, но многие опасные трюки актеры делали самостоятельно.

«Дублер подменял иногда не только в воде, но и на суше. Помните момент, когда Ихтиандр в наручниках разбегается и прыгает со скалы в море? Все снято одним кадром, без монтажа, – рассказывал Владимир Коренев. – Так вот, на самом деле бежал-то я, а вот прыгал за меня каскадер Володя Иванов. Несколько раз чуть не лишился жизни. Например, снимали эпизод, когда Ихтиандра на цепи опускают в море. Меня привязали, бросили в воду, а другой конец этой 60-метровой цепи выскользнул из рук матроса и тоже упал в море! Многокилограммовая цепь потащила меня ко дну. Слава Богу, вовремя вытащили из воды».

Бюджет картины был более чем скромным, поэтому все подводные съемки проводились в Крыму, в бухте Лапси, отличавшейся прозрачной водой. Чтобы создать иллюзию подводного многообразия экзотического моря, Розовский придумал специальное приспособление – прозрачный раструб, в который запускались красивые рыбки, а затем он надевался на объектив камеры.

В условиях постоянной нехватки денег картину спасала фантазия и профессионализм всех участников съемочной группы. Чтобы создать уникальный «рыбий» комбинезон Ихтиандра, костюмеры «Ленфильма» вырезали из старой кинопленки и покрасили перламутровой краской 10 тысяч чешуек, каждую из которых пришивали вручную. Сам костюм сшили из плотного эластичного материала, из которого делали женские колготки. Как вспоминал актер, получилось красиво, но холодно: «Костюм промокал моментально, я начинал дрожать. Когда меня поднимали из воды, надевали шубу, давали кофе с коньяком. Оттаю – и опять в воду сниматься». Чтобы хоть как-то согреть актера во время многочасовых подводных съемок, под костюм сшили прокладку из поролона, но толку от нее было мало, тогда костюмеры смастерили резиновую рубашку и трусы. Под них проникала вода, нагревалась от тела, и становилось немного теплее.

Анастасии Вертинской же посчастливилось носить платья а-ля . Костюмеры создавали наряды для юной актрисы, вдохновляясь образами из коллекции в стиле new look, которую в 1959 году Диор показал в Москве.

Если все подводные съемки проходили в Крыму, то в Буэнос-Айрес художники и операторы превратили Баку, в котором позже снимали Стамбул для комедии .

«Я хотел влезть в мозг Ихтиандра, чтобы увидеть мир его взглядом. Пыльный, враждебный город в картине я снимал только в отраженном свете, через бликующие зеркальные поверхности, искажавшие изображение, – как бы взгляд человека извне», – рассказывал Эдуард Розовский.

Специально для фильма ленинградский композитор написал «Песенку о морском дьяволе» на стихи поэта-песенника – помните, «Эй, моряк, ты слишком долго плавал!». В первоначальном варианте куплета было три, а певица во время исполнения скидывала часть одежды, но этот момент расценили, как стриптиз, и его пришлось вырезать. Куплетов осталось два. Песню блестяще исполнила джазовая певица , а сыграла певицу манекенщица Нина Большакова.

Премьера «Человека-амфибии» состоялась 3 января 1962 года в Москве, в кинотеатре «Россия».