Любовь Орлова и Григорий Александров: идеальная пара или фиктивный брак?
Любовь Орлова была женой и музой Григория Александрова, знаменитого советского кинорежиссера, сценариста и актера. Их считали самой яркой и в то же время идеальной парой СССР. Они были вместе в жизни, на съемочной площадке, на публичных мероприятиях – словом, они были настолько неразлучны, что поклонники и друзья воспринимали их как единое целое. Казалось, их отношения наполнены любовью, заботой и взаимопониманием. Им завидовали, на них равнялись и брали с них пример. А совместное творчество только укрепляло брак актеров. Под «крылом» Александрова Орлова «расцвела» и стала настоящей советской кинозвездой. Через несколько лет после смерти Орловой Александров объявил о женитьбе – публике показалось, что новую избранницу вдовец нашел неприлично быстро. По мнению общественности, актер должен был еще долго скорбеть о своей идеальной супруге. Но были ли отношения творческой пары в жизни такими же идеальными, какими они казались на публике? Смотрите сериал «Орлова и Александров» в воскресенье, 16 августа, в 10:10 на телеканале «МИР». Брак с Орловой у режиссера был не первый – до этого у него уже были отношения с актрисой Ольгой Ивановой. В браке родился сын Дуглас. Семья распалась: Александров в 30-ые годы уехал стажироваться в Голливуд, за это время супруга нашла ему замену. Когда Григорий вернулся в Россию и обо всем узнал, супруги расстались. Долгое время Дуглас был лишен теплоты и заботы родителей – мать снова вышла замуж и не занималась воспитанием сына. Александров тоже не был заинтересован. В итоге ребенок оказался в детском доме. Лишь когда Дуглас подрос, Григорий стал проявлять к нему некоторый интерес. К тому моменту Александров уже состоял в отношениях с Орловой. С Любовью он, конечно, познакомился на съемках: первой режиссерской работой Александрова в 1933 году стала музыкальная комедия «Веселые ребята». В пару к главному герою фильма (его играл Леонид Утесов) долго не могли подобрать актрису. И вот на съемочную площадку ассистент пригласил Любовь Орлову. Ей был 31 год, а Александрову – 30. Тогда режиссер не обратил на женщину никакого внимания, а вот она глубоко впечатлилась красотой Александрова. Орлова не впечатлила Григория ни как женщина, ни как актриса – по настоянию коллег ему даже пришлось идти на ее выступление в музыкальный театр при МХАТе (актриса тогда блистала в спектакле «Прикола»). Вот тут произошла настоящая магия: артистка средних лет, абсолютно не впечатлившая его на пробах, вдруг показалась Александрову не только идеальной исполнительницей главной женской роли в «Веселых ребятах», но и будущей звездой. По сцене она двигалась легко и непринужденно, режиссер даже не усомнился, что в свои 31 она сумеет сыграть 18-летнюю девушку. В тот вечер как раз и произошло их настоящее первое знакомство. Рассказывают, что в первую очередь назначением партнерши был удивлен сам Утесов. Он даже назвал актрису «калошей» – Орлова, конечно, обиделась и с тех пор у партнеров были напряженные отношения. Александров, в свою очередь, переписал сценарий под будущую звезду – уменьшил количество сцен с Утесовым, а вместо него в кадре стала чаще появляться Орлова. Роман артисты закрутили прямо на съемочной площадке, а после премьеры «Веселых ребят» поженились. Поговаривали, конечно, что для Орловой это был брак по расчету – ведь она была совсем еще неизвестной актрисой, а под покровительством мужа-режиссера точно стала бы звездой. Как то было на самом деле, Орлова никогда не рассказывала. Она с пониманием отнеслась и к наличию у супруга сына Дугласа. Они даже какое-то время поддерживали семейные отношения. Дуглас жил в доме новобрачных, хоть и в небольшом чулане, предназначенном скорее для прислуги. Но когда пасынок надумал жениться, Орлова сменила милость на гнев – ведь речь шла о браке с Галиной Крыловой, красавицей из другого сословия. Орлова переживала, что такая партия очернит социальный статус семьи. Григорий Васильевич согласился с супругой и прекратил общение с сыном. Александров никогда не скрывал своего обожания и восхищения Орловой – он ставил ее на первое место и в жизни, и на работе. Особое отношение не могли не заметить коллеги по съемочной площадке. Дошло до того, что Эйзенштейн перестал всерьез воспринимать фильмы своего ученика Александрова с участием Орловой. Дело в том, что Григорий Васильевич был слишком одержим доведением образа Орловой в фильме до идеала: она и пела, и танцевала, под нее выбирались лучшие ракурсы и переписывались сцены. Режиссер подолгу занимался пластикой актрисы и постановкой жестов. Он даже запретил операторам снимать жену с определенных ракурсов, только бы она выглядела идеально. Многие ставили Александрову это в укор. А Эйзенштейн даже прозвал творческое трио режиссера Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача «Орловскими рысаками». Пара свободно выезжала за границу, в том числе для того, чтобы поднимать престиж государства. Он был успешным режиссером и красавцем, она – известной актрисой с хорошими манерами, к тому же, владеющей немецким и французским. Было известно, что Сталин покровительствовал творчеству Александрова. Правда, никто не знал, почему именно – из-за большой любви не то к фильмам, не то к жене режиссера. Поговаривают, что вождь был третьим в любовном треугольнике Любови и Григория. Однажды он заявил Александрову, что немедленно отдаст приказ расстрелять, если хоть кто-то обидит его любимую актрису. И вот в 1952 году арестовали Дугласа. Сплетен было много. Любовников приписывали не только Орловой, но и ее мужу. Коллеги по цеху постоянно шептались, что супруг изменяет жене за границей. Ему даже приписывали роман с Марлен Дитрих, а про Любовь говорили, что режиссер делает из супруги копию этой идеальной для него женщины – так из брюнетки Орлова превратилась в ослепительную блондинку. Впрочем, не только Александров был настолько привязан к своей супруге: она принципиально не снималась у других режиссеров и всю жизнь хранила абсолютно все его записки. Каждый Новый год они, согласно собственной традиции, встречали вдвоем на даче. Но были и те, кто считал брак артистов наигранным и даже фиктивным. Мол, обоим был выгоден этот союз в карьерном плане. Масла в огонь подливало обращение супругов друг к другу исключительно на «Вы», отсутствие общих детей и то, что пара не спала в одной кровати, а Орлова появлялась перед супругом только при «полном параде». Однако близкие супругам люди говорили, что это не так, брак настоящий. Всю жизнь супруги поддерживали друг друга, Александрову даже удалось спасти жену от алкогольной зависимости. Еще более трудные времена настали, когда Орлову стали все реже приглашать на роли в кино и театре. В 1974 году Александров попытался вернуть жене былую славу, сняв ее в фильме «Скворец и Лира». Однако картина не вышла на экраны, что еще больше расстроило актрису. Уже тогда она страдала от рака поджелудочной железы и через год скончалась. Брак Любови Орловой и Григория Александрова продлился 42 года. Григорий Васильевич пережил жену на 7 лет. Вскоре после ее смерти его ждало новое потрясение – умер сын Дуглас. Тогда Александров женился на вдове его сына, Галине. Одни нашли в этом подтверждение неискренности чувств к Орловой и говорили, что режиссер был безутешен, а невестка смогла поддержать его. Другие рассказывают, что Галина всего-навсего была медсестрой и сиделкой престарелого режиссера, а брак они заключили фиктивно – ради внука и наследника режиссера.