Войти в почту

Только бы в кино ходили люди

Только бы в кино ходили люди27 августа наша страна празднует День российского кино. Накануне этого события нашу редакцию посетила интересная гостья – директор «Забайкальской государственной кинокомпании» Елена Назарова. Она поделилась с нами тонкостями работы этой необычной организации и их главными планами в сфере кинопоказа и киноиндустрии. — Елена Владимировна, здравствуйте! Расскажите немного о себе и, как Вы пришли к Вашей нынешней очень интересной деятельности? — По образованию я учитель русского языка и литературы. Но по профессии я проработала не так долго. В годы перестройки начала работать на Популярном радио, а в 2000 году меня пригласили попробовать себя в качестве пресс-секретаря в мэрии. На этой должности проработала 14 лет. Еще был интересный опыт работы в пресс-службе Законодательного Собрания, возглавляла управление пресс-службы и информации губернатора Забайкальского края. Параллельно делала материалы на радио и в другие СМИ, писала сюда, в «Забайкальский рабочий». И вот, в декабре 2019 года в моей жизни возникла «Забайкальская государственная кинокомпания». Эта должность очень ответственная, но очень интересная. Здесь всё совершенно по-другому. Если по долгу старой службы в моем подчинении было максимум десять человек, то сейчас их 80. Кинокомпания объединяет семь кинотеатров: один читинский — «Бригантину» и шесть районных. А это: кинотеатр «Экран» Карымского района, «Восток» — Борзинского, «Космос» — Балейского, «Нерча» — Нерчинского, «Россия» — Шилкинского и «Авангард» Сретенского района. Ещё мы работаем в культурном центре «Даурия» в Краснокаменске. У нас там своя киносеть. Но отдельного здания нет. — Что из себя представляет «Забайкальская государственная кинокомпания? — «Забайкальская государственная кинокомпания» — учреждение уникальное. Во всей стране оно одно осталось государственным. Практически все кинотеатры сейчас находятся в частных руках. Они коммерческие, зарабатывают на кинопоказе деньги. Счастье, что у нас сохранилась социальная функция. Ведь во многих населённых пунктах кинотеатр — это единственный центр культуры. Вот, например, в Кокуе Сретенского района Дома культуры нет. Его заменяет наш кинотеатр, в котором и проходят все главные мероприятия посёлка городского типа. Сюда даже из райцентра приезжают. 16 августа нашему предприятию исполнилось 96 лет. То есть, через четыре года мы будем отмечать вековой юбилей. Некоторые путают понятия, считая, что мы снимаем кино. Пока это не так. Пока… Надеюсь, мы это изменим. Изначально кинокомпания создавалась для того, чтобы это кино показывать. И обслуживала она не только Забайкальскую губернию, но и Бурят-Монгольскую АССР. Нашему прародителю привозили фильмы, а уже потом они раздавались по киносети. Киносеть эта была огромна. Очень многие предприятия просто закрылись или перепрофилировались. Поэтому сохранившиеся по сей день шесть районных кинотеатров — вещь абсолютно уникальная. И, конечно, социальная роль нашей кинокомпании велика. — Как вы реализовываете эту социальную функцию? — На наших плечах лежит ещё и просветительская задача: популяризация российского кино в Забайкалье, развитие регионального кинематографа, а также обеспечение доступности культурных услуг для населения региона. Но для того, чтобы реализовывать ее в полной мере, нам нужно очень много стараться. В районных кинотеатрах на сегодняшний день работают буквально по четыре человека: директор, администратор, кассир и киномеханик. А очень хочется возродить традицию проведения культурных мероприятий, дней премьер в районах, устраивать детские и семейные праздники. Думаем, как это можно организовать имеющимися ресурсами. Кое-что уже проводим. — Вот именно, не тормозит ли социальная функция ваше развитие? Ведь зарабатывать деньги в том же объёме, что и коммерческие кинотеатры, будучи государственным учреждением невозможно. — К слову о заработке, здесь существуют определённые правила. Мы заключаем лицензионные соглашения с дистрибьюторами, которые поставляют нам фильмы. Как правило, половину от того, что мы зарабатываем, мы отдаем им. Но существует казус в практике работы региональных кинотеатров, по поводу которого я до сих пор не знаю, к кому обращаться. Дело в том, что мы делаем отчисления за каждый фильм, как российский, так и зарубежный ещё и Российскому авторскому обществу (РАО). Получается какая-то двойная казуистика. С одной стороны, мы платим дистрибьютеру 50%, а с другой — мы платим в РАО за те же самые саундтреки. Эта история сложилась не сегодня. Она существует давно. Более сильные коммерческие предприятия пробовали урегулировать этот вопрос через суд, но решение так и не пришло. Пока что это существует везде. — В Чем отличие между государственными и коммерческими кинотеатрами? Вы показываете разные фильмы? — Фильмы мы показываем одни и те же. Отличие в том, что нам дается госзадание: обслужить необходимое количество людей, показать определённый процент отечественного кино. Кроме этого, у нас есть и бесплатные показы. Так, 29 августа Забайкальский край присоединится к Всероссийской акции – «Ночь в кино». В этот день все наши кинотеатры, а также еще ряд учреждений культуры будут показывать мультфильм – «Серый волк и Иван Царевич 4» и российские фильмы «Лед 2» и «Холоп» абсолютно бесплатно. Мы планируем розыгрыши и конкурсы для наших зрителей. 2 сентября в рамках международного проекта «Великое кино Великой страны» во всех кинотеатрах Забайкальской государственной кинокомпании будет демонстрироваться известная картина Сергея Бондарчука по праву вошедшая в «золотую сотню» шедевров отечественного кинематографа «Судьба человека» (1959). Вот это и есть социальная функция. Кроме того, «Забайкальская государственная кинокомпания» — это держатель богатейшего фильмофонда. Раньше фильмы приходили на плёнке в огромных бобинах. Причём, плёнки эти бывали разных миллиметров и разной протяжённости. Один фильм мог быть записан на несколько таких бобин: в лучшем случае на шесть, но доходило и до сорока четырёх. Когда-то машины с этими плёнками курсировали по всему Забайкалью, но сейчас система изменилась. А тысячи катушек с плёнкой остались. На наших стеллажах хранится 5920 наименований фильмов! И сохранение этого гигантского фильмофонда — это ещё один пункт госзадания. Ради этого у нас работает специалист уникальной профессии — фильмопроверщица. Это Галина Алексеевна Малышкина. Она заботится о том, чтобы плёнка не портилась: перематывает плёнку с одной катушки на другую, увлажняет её, чтобы не пересыхала. Эта женщина осталась практически одна в своём деле. Больше таких нет. И профессия исчезает. Помимо всего прочего, наша задача — перевести в цифру, прежде всего, документалистику, а также некоторые художественные фильмы о Великой Отечественной войне, которые мы можем использовать, не нарушая авторского права. А это фильмы, снятые до 1973 года. Мы начали эту работу ещё до пандемии, и на сегодняшний день оцифровано уже порядка десяти фильмов. Насчёт зарубежного кино всё сложно. Между Россией и другими странами в отношении авторского права нет урегулированных взаимоотношений. Мы не понимаем, как использовать эти киноматериалы и можем ли мы это делать вообще. Поэтому, во избежание обвинений и штрафов, пока стараемся работать только с отечественными фильмами. Что делать с остальным богатством, пока не понимаем. Но думаю, что со временем всё встанет на свои места. Жаль только, что наступает период, когда плёнка размагничивается, выходит из строя — тогда и хранить её уже не будет смысла. И тут возникает вопрос об утилизации. Но в Забайкальском крае пока нет предприятий, которые бы занимались этим правильно. — Как часто Вы выезжаете в районы и какие вопросы решаете на местах? — До пандемии я смогла объехать районы только один раз — посмотрела, в каком состоянии находятся кинотеатры. Аппаратура, в целом, современная, но что касается зданий, то им требуются ремонты: крыши починить, заменить кресла, поменять витражи в некоторых фойе, чтобы не было прохладно зимой. Эти вопросы хоть и очень понятные, приземлённые, но все же небыстрые в решении. Были бы деньги — мы бы всё сделали очень оперативно. Но, сожалению, кинотеатров целых семь, и нужно ещё уметь правильно распределить эту кубышку заработанных средств на каждое здание. — Уже не первый год, как запущены национальные проекты по возведению, сносу и ремонту Домов культуры. К кинотеатрам это не относится? — Для кинотеатров таких государственных программ ещё нет. Мы тоже об этом думали. Направляли предложения в министерство культуры Забайкальского края. Есть основания полагать, что государственные кинотеатры, возможно, даже и не будут строиться. Возможно функцию кинотеатров должны будут взять на себя дома культуры, современные центры. Есть и ещё одна проблема, связанная с цифровой аппаратурой, посредством которой сегодня демонстрируется кино: не хватает специалистов. Нужны не просто современные киномеханики, а грамотные компьютерщики, которые бы занимались непосредственно перекачиванием фильмов из общероссийского сервера. Мы столкнулись и с тем, что во время пандемии кинотеатры не работали четыре месяца. Электронное оборудование от долгого простоя тоже забарахлило. Например, когда пришло время запускаться, кинотеатр в Карымском районе просто встал. Нужны специалисты по ремонту такой техники, а их, опять же, нет. На киномеханика в Забайкалье не выучишься. Ближайшее место — Иркутск. Мы обсуждали эту проблему и хотели даже организовать на нашей базе курсы для киномехаников. Но случилась пандемия и сломала нам все планы. — А региональная власть обращена к вам лицом в решении всех этих проблем? — Мы — подведомственное учреждение министерства культуры Забайкальского края. Естественно, оно знает обо всех наших проблемах и по мере возможности однозначно помогает нам. Но ведь у него и других подведомственных учреждений много. У них тоже не миллион возможностей. Но, о нас думают и заботятся всерьёз. Например, у нас существует интересный проект по созданию инновационного центра культуры на базе «Забайкальской государственной кинокомпании». Когда центр будет построен, он вместит в себя очень много функций: и кинопоказ, и театральные постановки, и репетиционные залы, и хореографические студии. Для детей и взрослых здесь будут заложены огромные возможности. В одном из залов даже планируется сделать 16-метровый потолок, чтобы там могли выступать гимнасты, циркачи и т.п. Здесь будет зал со специальными цифровыми возможностями для развития детей по различным направлениям. Такого у нас в принципе не было. Самый ближайший подобный центр — во Владивостоке. У нас уже побывали проектировщики из Красноярска. Проект готов. Год реализации задуманного назвать сложно. Всё зависит от того, в какую программу этот проект сможет попасть. Сейчас он находится на госэкспертизе. Министерство культуры само очень заинтересовано в том, чтобы такой центр появился в Чите. — Когда говорят «кинокомпания», возникает ощущение, что вы должны заниматься съёмкой кино. Что насчёт этого? — У нас есть некие задумки. Мы хотим объединить на нашей базе всех кинематографистов Забайкальского края. Есть много разных союзов, есть отдельные мастера, которые снимают кино, но чтобы объединить всех и снимать именно региональные фильмы, а потом заниматься продвижением их для показа на наших экранах — такого ещё не было. Помимо того, что мы кино показываем, теперь планируем кино ещё и снимать. Недавно создана дирекция — региональный телеканал «Забайкалье». Мы зарегистрировали его как СМИ в феврале 2020 года. Здесь планов тоже — громадьё. Если говорить коротко о концепции, то это канал про людей и для людей. Сегодня дирекция реализует несколько проектов одновременно. Во-первых, проект «Позабытые ремёсла». В нём рассказываем о том деле жизни мастера, которое стало утрачиваться. К примеру, в одном из сюжетов из Новосалии Улётовского района рассказывается о женщинах, которые сохранили старые способы ткачества. Во-вторых, мы снимаем очень много социальных роликов. Например, есть цикл про экологию, про COVID-19. Сейчас снимаем ролики про здоровый образ жизни, раскрывая эту тему на примере конкретных личностей. Ведь есть люди, которые не просто увлечены своим хобби, но и вдохновляют других. Есть ещё один замысел. Сейчас в «Бригантине» в Чите мы ремонтируем малый зал: делаем подъём пола, меняем экран, создаём звукоизоляцию, меняем кресла. Жаль, что не успеваем открыть его ко Дню российского кино, но такой задачи и не ставили. Ничего, будет у нас собственный праздник — открытие зала. Очень хочется на базе обновлённого кинозала возродить старую форму киноклуба: устраивать просмотр фильмов по заявкам, встречи актёров и режиссёров со зрителями, иметь обратную связь. Хочется надеяться, что найдём для таких камерных показов заинтересованного зрителя. Словом, планов громадьё, перспектив много, и мы развиваемся. А пока — ждём от зрителей просто того, чтобы они к нам приходили. — С праздником Вас и всех ваших коллег! Спасибо за беседу. Екатерина ЕРЁМЕНКО. Фото Александра КАЛАШНИКОВА и из архивов кинокомпании.