Сохранить настоящее чувство. Картины, которые мы будем смотреть на больших и маленьких экранах
Завершился 31-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». В его конкурсной программе участвовало 10 разных лент: от простых мелодрам до глубоких артвысказываний, от комедии абсурда до мистической драмы. Жюри вынесло свое решение. Но сколько людей, столько и мнений. Поэтому после фестиваля «Вечерняя Москва» предлагает читателю обратить внимание на работы, которые уже являются самыми ожидаемыми, а вскоре станут и самыми обсуждаемыми. Через годы, через расстояния Развод родителей и эмиграция в Америку — через эти испытания предстоит пройти маленькому Саше (Кай Гетц) — центральному герою фильма «Скажи ей», который снял режиссер Александр Молочников. — Мои театральные работы — как правило, смешение разрозненных сюжетов. Здесь же впервые я старался создать линейную, очень простую историю, — рассказал режиссер. — Было интересно это делать. И я благодарен продюсерам, которые сдерживали мое волнение по поводу того, «а не слишком ли простой фильм я сочинил». Режиссеру часто хочется быть сложнее, чем тот сценарий, который он же и писал. Одной из основных тем «Кинотавра» стали отношения внутри семьи, поиски взаимопонимания и приятия между близкими. В этом фильме горячо любимого сына никак не могут поделить после развода родители: Артем (Артем Быстров) и Света (Светлана Ходченкова). Ответственность взрослые перекладывают на ребенка. — Когда мы сочинили название — «Скажи ей», — еще не думали о том, чем оно может стать. Я только потом осознал это, — делится Александр Молочников. — Нашей победой будет, если фраза — «скажи ей» или «скажи ему» — станет неким кодом. Чтобы когда кто-то из родителей захочет через ребенка что-то передать своей недолюбленной второй половине и произнесет эти слова, у него сработали бы ассоциации, и человек себя притормозил. Если это хотя бы пару раз произойдет — мы не зря работали! Другая тема фильма — переезд в страну, где все иначе. Режиссер поделился, что жил в Америке в возрасте юного героя. И съемки части фильма тоже проходили в США. — Ты едешь туда с мыслью «буду снимать в Голливуде», но на самом деле все несколько иначе, — вспоминает Молочников. — Например, мы должны были переезжать с объекта на объект и понимали, что если сейчас же, при переезде втихаря не посадим Ходченкову за руль, а рядом с ней оператора, и не снимем все, то завтра это точно не получится. Мы просто не успеем из-за долгой подготовки местных. Съемки запомнились и продюсеру. — Почти полфильма сняли за семь дней. Слава богу, это получилось. Хотя американцы были шокированы. Они смотрели и не верили, что люди могут так снимать кино, — рассказала продюсер Александра Ремизова. В итоге получилась добрая картина о взрослении, как ребенка, так и его родителей. Все фильмы только о любви В кино, как и в жизни, мы плачем не потому, что кто-то умирает или страдает, а потому, что любим. Лента Ангелины Никоновой «Кто-нибудь видел мою девчонку?» — явное тому подтверждение. Он снят по мотивам книги Карины Добротворской, написанной про ее чувства к киноведу Сергею Добротворскому. — Мы были вдохновлены книгой, той пронзительной искренностью, с которой она написана. Но главным для нас было не рассказывать историю двух конкретных людей, а сделать кино о любви, с очень узнаваемой проблематикой этого вопроса. И, чтобы она оставалась такой, мы не хотели ограничивать себя исходными данными и прототипами, — поясняет режиссер Ангелина Никонова. — С другой стороны, создавая картину, основанную не только на литературном произведении, но и на жизни людей, нельзя этого не учитывать. Мы старались сохранить грань между творческой свободой, которая должна быть при создании фильма, и соблюдать морально-этический аспект, — поясняет режиссер Ангелина Никонова. — И когда я показывала готовый фильм Карине, то была готова ко всему, к любой ее реакции. Ей было тяжело смотреть, как она мне потом сказала, потому что она проживала свою историю заново. Для меня это — большой комплимент. Этот фильм — образец художественного произведения, которое побуждает углубиться в реальную историю его персонажей. — Мы думаем, что отчасти несем некую гуманитарную миссию по просвещению людей о том, какой была кинокритическая братия, — добавляет продюсер Сабина Еремеева. — Зритель, посмотрев фильм, возможно, заинтересуется книгой, дойдет и до критических статей. Чтобы увлечь публику красивой историей любви, создатели подобрали прекрасный актерский состав. В фильме играют Анна Чиповская и Виктория Исакова, Александр Горчилин, Юрий Борисов, Юрий Чурсин и другие. Разноплановые творческие личности сумели найти общий язык и создать единый киномир. — Если быть честным человеком, то надо сказать, что это не всегда было просто, — делится Анна Чиповская. — Но мой мастер — Константин Аркадьевич Райкин — говорил, что, когда непросто, всегда получаются самые ценные вещи. В спорах и согласиях, совершенно разных представлениях о том, что, как и почему мы делаем, в итоге у нас получилось нечто такое, чего мы и сами не ожидали. Я думаю — это результат очень большой страсти нескольких людей и того, что важнее всего для нас было сделать фильм. Добавим, что роль главной героини — Киры, чей образ все же несколько отличается от прототипа, играют сразу две актрисы — в молодости — Анна Чиповская, в зрелом возрасте — Виктория Исакова. — Для меня было очень важно визуализировать огромную разницу мира в восприятии женщины в двадцать пять и в сорок, — поясняет свое решение режиссер. — Эти изменения на лице и фигуре могут не отразиться, но они есть, и существенные. Поэтому для меня был ключевым ход с задействованием двух разных актрис. Как отличить и сохранить настоящее чувство в сердце — еще одна тема «Кинотавра». Улыбайтесь, господа! Любите ли вы абсурд так, как любят его другие, или как-то совсем иначе? Если данный вопрос не ставит вас в тупик, то фильм «Человек из Подольска» Семена Серзина может стать для вас одним из лучших. — Я очень не люблю политизированное кино, — заверяет продюсер ленты Наталья Мокрицкая. — Мне кажется, что достаточно других тем для фильмов. Пьеса, безусловно, неоднозначная и этим интересна. Это фильм об идеальных и страшных полицейских, о том, что интеллект, рациональность и безэмоциональность могут пугать. И это, конечно, абсурдистская комедия. Режиссер Семен Серзин раньше уже ставил это произведение на театральной сцене. Теперь экранизировал «Человека из Подольска». — Прежде всего мы шли от одноименной пьесы Дмитрия Данилова, которая победила в нескольких конкурсах,— поясняет Наталья Мокрицкая. — В ней все действие происходит в одном помещении. В кино, конечно, нужно было выходить из комнаты. И Семен придумал все это: и бассейн, и зону рекреации, и врача-безумца. Главную женскую роль в фильме исполняет Виктория Исакова. — Это был прекрасный опыт работы в очень богатой актерской компании, — рассказывает Виктория, — с очень хорошим режиссером, который четко понимает, чего хочет от артистов. Также режиссер уверен и в том, кого хочет видеть в кадре. Так, главная роль досталась Вадиму Королеву — фронтмену группы OQJAV. — Я очень не хотела его утверждать, — вспоминает продюсер Наталья Мокрицкая. — Мне не понравились пробы. Но я доверилась интуиции и поверила Семену, который очень об этом просил. И оказалось, что Вадик вытянул. Мне кажется, это хорошая актерская работа — его реакции, то, как он работает физиологически, даже глазами. Это настоящий «маленький человек». Если вы хотите ощутить, как работает мозг, разрушая шаблоны и нащупывая новые мысли, стоит посмотреть эту комедию, пробирающую до мурашек. По праву памяти Пожалуй, самый тяжелый фильм фестиваля, говорящий со зрителями о терроризме, сломленности, страхах и предательстве, — работа Ивана Твердовского «Конференция». — Есть документальные фильмы про теракт на Дубровке. Но я считаю, что мы сняли табу с этой темы в художественном кино. Это первый игровой фильм на данную тему в нашей стране, — заявляет продюсер Катерина Михайлова. — Картина состоялась на международной арене, с зарубежными партнерами. Так, на Венецианском кинофестивале был большой эмоциональный отклик, люди плакали. Создатели сознательно отходили от документальности. — Я не привлекал простых людей, которые были заложниками, мы не использовали никакого рода хронику — хотелось выстроить очень правильную дистанцию от событий, — поясняет Иван Твердовский. — Хотя из числа молодых артистов, которые состояли тогда в детской труппе «Норд-Оста» и сейчас активно работают, у нас снимались Филипп Авдеев и Роман Шмаков. Они мне в этой истории были важны. То, что переживает человек, выживший после теракта, режиссер транслирует и с помощью визуального решения, в том числе используя обрезанный крупный план лиц. — Мы с оператором и с художником-постановщиком определили для себя этот прием во время работы, — объясняет Иван Твердовский. — У нас в первый съемочный день произошла история, которая подсказала решение. Снимали сцену на кладбище, вынужденно искали подходящий ракурс для эпизода. Хотели сделать открытый кадр, чтобы показать эмоциональность героини, но не получалось. А потом она как бы спряталась за эти границы кадра, вышла за его пределы, и я почувствовал, что в этом есть что-то настоящее. И отсюда дальше пошла та художественная форма, когда персонажи чуть-чуть прячутся за этой рамкой. «Конференцию» стоит смотреть вдумчиво, сосредоточенно. Зрительские симпатии и короткий метр Приз зрительских симпатий Биографическая драма «Доктор Лиза» режиссера Оксаны Карас стала лидером зрительского голосования. Второе место присуждено драме «Пугало» Дмитрия Давыдова. Третье место занял фильм «Китобой» Филиппа Юрьева. Конкурс «Кинотавр. Короткий метр» Лучшей из 31 короткометражной работы участников жюри конкурса во главе с режиссером Климом Шипенко признало картину Ланы Влади «Сера». Главный приз сопроводили формулировкой «за мастерское воплощение образного мира простыми средствами». Этому же фильму «за социальную точность и художественный аскетизм» награду вручила и Гильдия киноведов и кинокритиков России. В картине «Сера» две главные героини — следователь и обвиняемая, которых играют Наталия Чумбуридзе и Анна Слю. — Я очень хотела снять это кино, вся суть которого заключалась в актерской игре, — делится режиссер картины Лана Влади. — И я очень благодарна Дмитрию Глуховскому, который поверил мне и разрешил снимать кино по его произведению. Нам всем нужна вера в другого человека. В моем фильме две женщины обретают такую веру, несмотря на все предрассудки. Добавим, этот короткий метр — первая российская работа режиссера. Ланы Влади из Санкт-Петербурга еще в детстве переехала в Италию. Действие самой истории происходит в Норильске. В связи с этим символичными стали слова президента фестиваля Александра Роднянского в начале церемонии награждения победителей конкурса «Кинотавр. Короткий метр». — Мне хотелось бы озвучить пожелание, которое часто повторяет почетный президент Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб, — сказал Александр Ефимович. — Он, обращаясь к молодым кинематографистам, желает им посмотреть все возможные фильмы на свете, прочитать все книги, объездить весь мир, а потом вернуться домой, все тщательно забыть и стать самим собой. Этого желаю и я. Отметим, в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» есть еще три победителя. Диплом жюри с формулировкой «Варя — ты огонь!» достался картине Ники Горбушиной «Варя», главную роль в котором исполнила Варвара Шмыкова. Фильм о девушке, отстаивающей свое право работать пожарным, и о безысходности родительской любви. Другой диплом «за тонкое соединение документального и игрового» присудили работе Нины Воловой «Открой, это мама». В ленте рассказана история женщины, которая никак не может выстроить отношения со взрослой дочерью и начинает опекать того, кто, как ей кажется, в заботе особенно нуждается. И, наконец, диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России «за артистизм в осмыслении жанра» достался ленте Кристины Манжула «Я люблю Еву». Этот короткий метр можно смело назвать психологическим хоррором. ТРИУМФАТОРЫ Победители «Кинотавра» этого года оказались подлинными триумфаторами, если учесть что 2020-й был омрачен пандемией, самоизоляцией: несколько месяцев индустрия переживала простой. Но награды все равно нашли своих героев. Главный приз «Кинотавра» получило «Пугало» режиссера Дмитрия Давыдова — лента о якутской целительнице, которая может помочь многим, но только не себе самой. Награда за лучшую режиссуру досталась Филиппу Юрьеву за пронзительную и честную картину «Китобой»: она повествует о чукотском охотнике, который отправился за виртуальной возлюбленной в Детройт. Приз за лучшую женскую роль жюри вручило Валентине Романовой-Чыскыырай, сыгравшей в фильме «Пугало». В свою очередь призом за лучшую мужскую роль — «за магию честности» — был награжден Владимир Онохов, снявшийся в ленте «Китобой». Специальный диплом жюри получил интеллектуальный фильм «Глубже!» режиссера Михаила Сегала. Приз за лучший дебют достался картине «Маша» Анастасии Пальчиковой. Приз за лучший сценарий получил Иван Твердовский, сценарист ленты «Конференция», посвященный страшному теракту на Дубровке в 2002 году. Лучшей операторской работой названа съемка Николая Желудовича (фильм «Трое» Анны Меликян). Награду лучшему автору музыки к фильму вручили группе OQJAV, за работу в картине Семена Серзина «Человек из Подольска». Приз гильдии киноведов и кинокритиков получил фильм «Пугало», диплом — «Китобой», ставший одним из открытий фестиваля. Ранее главный приз кинофестиваля получали ■ 2019 Бык. Режиссер Борис Акопов ■ 2018 Сердце мира. Режиссер Наталия Мещанинова ■ 2017 Аритмия. Режиссер Борис Хлебников ■ 2016 Хороший мальчик. Режиссер Оксана Карас ■ 2015 Про любовь. Режиссер Анна Меликян ■ 2014 Испытание. Режиссер Александр Котт ■ 2013 Географ глобус пропил. Режиссер Александр Велединский ■ 2012 Я буду рядом. Режиссер Павел Руминов ■ 2011 Безразличие. Режиссер Олег Флянгольц ■ 2010 Перемирие. Режиссер Светлана Проскурина Читайте также: Как проходил один из главных киносмотров страны