Войти в почту

Отдых самозванца: премьеру спектакля в стиле советского конструктивизма представили в нижегородском ТЮЗе

Отдых самозванца: премьеру спектакля в стиле советского конструктивизма представили в нижегородском ТЮЗеЭкзотическая люстра, катающиеся по сцене ванны, барокамера, смутно напоминающая космическую ракету, множество лестниц и костюмы, словно сошедшие со страниц книг про творения художников‑конструктивистов 20‑х годов XX века. И на фоне всего этого разворачивается комедия положений, которая заставит большинство зрителей испытать щемящее чувство ностальгии. Сделано в СССР Спектакль «День отдыха» по пьесе Валентина Катаева, написанной ещё до войны, поставила режиссёр Елена Фирстова. А оформила художник Ольга Лагеда, использовав все основные принципы театральной живописи легендарной эпохи конструктивизма. В результате банальная история про бюрократические препоны, мешающие герою получить заветную подпись на выдачу банок с краской, превращается то в фарс, то в буффонаду. Старшее поколение зрителей с ностальгией вспомнит эту историю, собравшую когда-то на киноэкране звёзд советского кино в музыкальном фильме «Безумный день» с Игорем Ильинским, Сергеем Мартинсоном и Серафимой Бирман, сценарий к которому написал сам Валентин Катаев. Агент по снабжению Зайцев (его очень вдохновенно и трогательно исполнил Владимир Берегов) в погоне за распределителем благ Миусовым (Алексей Филиппов) проникает в дом отдыха «Сыроежки», представившись мужем знаменитой на всю страну знатной трактористки Клавы Игнатюк (Анастасия Волох). Он и не предполагает, что именно тут в этот день она договорилась встретиться со своим настоящим мужем, который возвращается из Антарктики. Не только белый Советская комедия сегодня абсурдна даже по сюжету. Главный герой – типичный снабженец, который готов пойти на преступление ради нескольких банок краски. Эта краска была нужна, чтобы перекрасить в снежно-белый цвет полторы сотни детских кроваток, которые по какой-то странной причине изначально окрашены в омерзительный жабий цвет. Почему это произошло и почему нельзя просто купить краску, современному зрителю понять непросто. И он погружается в мир абсурда, наполненный символами ранней Страны Советов со спортивными студентами в футболках и шортиках и экзотическими дамами из высшей когорты. Фантастически хороша жена профессора Дудкина в исполнении звезды театра Ирины Долгановой. Каждый выход её героини зрители встречают аплодисментами. И сразу же сравнивают с легендарной блистательной Аэлитой из классического фильма 1924 года, снятого Яковом Протазановым. Безукоризненно элегантная в умопомрачительных платьях, она – олицетворение эстетики 20‑х годов. Самолюбование и апломб её героини упоителен. Витающую в облаках собственных грёз эту даму уравновешивает образ директора дома отдыха Веры Карповны, воплощённый Ираидой Троицкой. В своей героине актриса собрала все классические, сотни раз высмеянные в фильмах и спектаклях черты советской чиновницы, мгновенно переходящей, в зависимости от ситуации, от властности к подобострастию. Великолепен и главный врач дома отдыха, которого сыграл Александр Айрапетов. Его герой настолько экстравагантен, что невольно ждёшь его следующего появления, предвкушая очередной финт. И всё это происходит на фоне буйства цвета, музыки и бесконечного мельтешения героев, вверх и вниз носящихся по лестницам в поисках смысла и друг друга. Татуированная любовь На этом пёстром фоне несколько теряется любовная линия забавной пары – полярника Галушкина (Александр Котов) и трактористки Веры. Тем не менее зрители радостно вздыхают, когда семейный конфликт, построенный на нелепой и абсурдной ревности, наконец-то разрешается. Танцующий полярник покоряет сердца зрительниц. Клубок непонимания и забавных ситуаций заматывается всё сильнее, разноцветные нити сюжетных линий переплетаются в цветное полотно нелепостей и безумств, но, как и положено в комедии, всё разрешается наилучшим образом, и герой, прошедший через воду оздоровительных ванн и электрические разряды спокойствия, получает заветную подпись от окончательно запутавшегося и запуганного полубезумными обитателями дома отдыха Миусова. Сдача спектакля проходила при соблюдении всех требований Роспотребнадзора: замер температуры, перчатки, маски и рассадка посетителей через два кресла друг от друга. А неугомонные артисты, истосковавшиеся по зрителям, пошутили и на тему коронавируса. В момент, когда по сюжету им нужно выбежать в зал, догоняя главного героя, все актеры дружно надели маски. Зрители встретили эту шутку одобрительным смехом. 12+

Отдых самозванца: премьеру спектакля в стиле советского конструктивизма представили в нижегородском ТЮЗе
© Нижегородская правда