Войти в почту

Кинокритик Сергей Шолохов: о Московском международном кинофестивале - 2020

На минувшей неделе закончился 42-й Московский Международный кинофестиваль, призовая и отборочная политика которого отразила наше непростое время. В основном конкурсе американцев не было, ясное дело, – коронавирус. Зато отборщики уделили повышенное внимание фильмам соотечественников. Казахстан тоже оказался «в фаворе» – два фильма в конкурсе игрового кино. С них и начну. ХОРОШО известный киноманам режиссёр Ким КиДок (его у нас ошибочно кличут Ким КиДуком) развернул действие своей истории под названием «Растворяться» в Алма-Ате, бывшей столице Казахстана. На этот раз корейский сказочник выбрал в героини двух девушек – внешне двойняшек, хотя и разного происхождения. Грим, макияж, стилист (или его отсутствие) делают их довольно разными, но до определённых границ. Одна – по типажу застенчивая золушка, которой велено ежедневно возвращаться в патриархальную семью не позже 17:00. Другая – красотка-принцесса с дорогими украшениями, брендовой одеждой и дизайнерским интерьером. Одной надо каждый час звонить домой и отчитываться перед строгим братом, чем занята в данный момент. Другой после ресторана с дорогим вином и ювелирного бутика с браслетами и ожерельями нужно ублажать своего «спонсора». Судьбы двух девушек пересекаются, и принцесса, желая помочь новой подружке, переодевается в одежду золушки и является к ней домой, перевоплощаясь в неё, чтобы побеседовать с семейкой довольно жёстко. Семейка в шоке, а ночью является их настоящая дочь, отношение к которой меняется на глазах. Теперь она впервые остаётся ночевать не дома, а у своей новой знакомой. Дальше начинается «кино, вино и домино». О «домино» стоит сказать отдельно. Принцесса не успевает к своему покровителю, так как у неё в это время любовное свидание с другим молодым человеком. И она просит новую подругу подменить себя, но только «на разогреве». Та, поколебавшись немного, соглашается. Постепенно золушка входит во вкус. И вот уже наступает кульминация: принцессу удерживает телохранитель жены «спонсора», она не сможет вовремя подменить подругу. По идее зритель должен переживать за золушку, так как терять невинность в таких смехотворных обстоятельствах, какие придумал режиссёр, довольно позорно. У меня это не получилось. Да и какое сочувствие может предложить курортный водевиль, переходящий в фарс? Для Ким КиДока и задачи такой не было. Его новый фильм – это скорее упражнение в игре в кино, а не кино уровня фестиваля класса «А». Впрочем, имя режиссёра даёт отборщикам право брать в конкурс любую его «вариацию на тему». Другой фильм из Казахстана под названием «Судьба» представила режиссёр Жанна Исабаева. Судьбу, а точнее, три её возможные пути-дороги предстоит испытать парню Азату, приехавшему в Алма-Ату на заработки к брату-каменщику. Азату в ожидании брата придётся без единого тугрика провести несколько дней. В фильме множество нестыковок, впрочем, сама попытка создать конструкцию неоднозначного мира, где непонятны взаимоотношения с судьбой, похвальна. Но «не туда пошёл» – это единственное «послание», которое читается в фильме. Однако зарисовка быта и нравов в столице соседнего государства вполне интересна с социально-этнографической точки зрения. Мечется по городу герой из фильма «Как сыр в масле» (режиссёр Гур Бентвич, Израиль) кинорежиссёр-неудачник в исполнении автора. Мы застаём его в момент премьеры, когда он прячется со своей ассистенткой в зрительном зале, чтобы узнать реакцию зрителей. Не все зрители досиживают до конца. Он не доволен, что хозяева кинотеатра, узнав об этом, переводят его фильм в малый зал. Он винит во всём продюсера, который не организовал надлежащую рекламу. Он едет к продюсеру, узнав, что тот заблокировал счёт фильма и уже нечем расплатиться за такси (интересно, а своего счёта у режиссёров в Израиле, что ли, нет?). Его ассистентка, обидевшись на него, отказывается давать в долг, и так далее. И так всю ночь. Надоедает однообразие эмоционального состояния героя, монтажа эмоций нет вообще. «8 1/2» не получилось. Всё-таки автор, играющий кинорежиссёра, не Марчелло Мастроянни. И то, что он увёз Серебряного «Святого Георгия» за лучшую мужскую роль, говорит о проблеме с выбором в этой номинации, с которой столкнулось жюри. Конечно, Сергей Дрейден сыграл не сквозную роль в фильме «Блокадный дневник» режиссёра Андрея Зайцева, который получил Золотого «Святого Георгия» за лучший фильм. Но эта работа – шедевр актёрского искусства, перед ней меркнут все остальные. Исполнившая главную роль в этом фильме Ольга Озоллапиня не получила награду в номинации «Лучшая женская роль». «Серебряный Георгий» достался англичанке Меган Первис за роль в фильме «Хильда» (режиссёр Реши Пэлэм, Великобритания). Наверное, из принципа «всем сёстрам по серьгам». Но вернёмся к победителю – фильму «Блокадный дневник». Действие происходит в Ленинграде в феврале 1942 года. Город предстаёт как загробное царство, где узнаются контуры каких-то «открыточных» памятников, но дома все с пустыми глазницами окон, где вместо «ресниц» – сосульки, одна другой шире и толще. Пропорции улиц искажены компьютерной графикой так, что кажется, что с чётной на нечётную сторону не добраться. Везде трупы, впечатанные в сугробы. Виснущие под льдинами провода. Замершие трамваи, в которые зашли отдохнуть и остались навсегда истощённые люди... И в этом аду героиня пытается отвезти на салазках в морг труп мужа, а потом через весь город дойти до отца (С. Дрейден), чтобы проститься с ним перед смертью, так как жить больше не желает. Чего только она не увидит по дороге... Приняв за мёртвую, её чуть было не закопают в братской могиле. Но она всё же дойдёт, доползёт до завода, где дежурит врачом её отец, и он вдохнёт в неё ускользающую жизнь. Фильм будет показан в прокате начиная с 27 января 2021 года. Уже нашлись критики, которые обвиняют фильм в том, что он не рассказывает о зверствах сталинского режима, допустившего блокаду, о том, как жировали в Смольном его сатрапы. Вот и снимите фильм об этом. «Блокадный дневник» о другом: режиссёр проходит с героиней по всем кругам ада, а потом спасает её из него. А теперь я прощаюсь с вами, дорогие читатели «Аргументов недели», до свидания, пока-пока!

Кинокритик Сергей Шолохов: о Московском международном кинофестивале - 2020
© Аргументы Недели