7 правил игры в жанре киберпанка: укусы корпораций и борьба за выживание
Одним из первых произведений в жанре киберпанка стал роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», вышедший в 1968 году. С тех пор киберпанк успел обзавестись негласными правилами, без которых его сегодня трудно представить как в кино, так и в видеоиграх. Cybersport.ru рассказывает о семи главных правилах киберпанка.
Наличие могущественных корпораций Deus Ex: Mankind Divided
Пожалуй, одной из главных жанровых установок является свершившаяся победа капитализма. Видим киберпанк — ждем мегакорпорации, гласно или негласно управляющие этим миром. Герои при этом обычно находятся в контрах с корпорациями и пытаются противопоставить что-то бесчеловечным акулам большого бизнеса.
Обычно корпорации настолько боятся потерять авторитет, что не брезгуют любыми методами: от шпионажа и подкупа до создания собственной армии или полицейских служб. Особо ярых противников монополисты безжалостно давят, во многом именно этим и вызывая общественное недовольство.
К примеру, в Deus Ex: Human Revolution Адам Дженсен работает на биоинженерную компанию «Шариф Индастриз», а по ходу сюжета сталкивается с ЧВК «Беллтауэр» и конкурентами в лице «Тай Юн Медикал», также развивающей импланты и биотехнологии. А если вспомнить серию Shadowrun, то в ней важное место занимают такие мегакорпорации, как Ares Macrotechnology, Evo Corporation, Horizon и NeoNET.
Криминал Shadowrun Returns
Представить себе киберпанк без преступных синдикатов, работающих по обе стороны баррикад, невозможно. Хакеры, киллеры, воры, контрабандисты и другие криминальные элементы — постоянные гости историй в этом жанре.
Чаще всего герои — это бандиты: раннеры, деккеры, наемники и контрабандисты. Все они готовы по необходимости как выступить против корпораций, так и помочь им — лишь бы результат был финансово выгодным.
Не обошлось без преступности и в играх: главные синдикаты в Shadowrun — китайские триады, японские якудза, воры в законе из бывшего СССР и «призрачные картели» Южной Америки. VA-11 Hall-A, в свою очередь, криминал упоминает лишь вскользь, не уточняя конкретных имен и названий: в бар нет-нет да и зайдет кто-то нечистый на руку.
Герои-жертвы Transistor
Попытки следовать правилам корпораций часто играют злую шутку с героями. То и дело персонажи становятся жертвами махинаций или ловушек, их подставляют и предают. Если же протагонисту каким-то чудом удалось не стать жертвой корпорации — подножку поставит друг, брат или кто-то еще.
Большинство историй имеет детективный оттенок: с каждой главой протагонист оказывается всё глубже втянут в водоворот событий, пытаясь разобраться в ситуации и остаться в живых. Доверять в киберпанке обычно можно только тем, кто может в глаза признаться в будущем предательстве. От них хотя бы ясно, чего ожидать.
Джей-Си Дентон в Deus Ex начинает в качестве правительственного агента, борющегося с террористами, но вскоре понимает, что ситуация далеко не так однозначна, и допускает, что всё это время сражался не на той стороне баррикад. А певица Рэд из Transistor начинает свое путешествие уже после того, как стала жертвой «Камераты» — могущественной корпорации, фактически управляющей городом Клаудбанком, в котором и живет девушка.
Высокие технологии и повсеместная бедность Observer System Redux
Пожалуй, главное правило жанра. На английском оно сформулировано лаконичнее: «High Tech — Low Life» («Высокие технологии — низкий уровень жизни»). Высокие технологии вроде кибернетических протезов, огромных небоскребов и летающих машин в киберпанке всегда соседствуют с грязью и катастрофической бедностью.
Разгул преступности зачастую именно следствие бедности обычных людей. Для наглядности в городах будущего часто присутствуют четко разделенные районы для богатых и бедных, что еще сильнее подчеркивает социальное неравенство.
За примерами далеко ходить не нужно: события Observer разворачиваются в неблагополучном районе, где с легкостью можно увидеть соседство еще советских ковров с оленями и мощнейших серверов, а у суперинтенданта здания, в котором разворачивается большая часть игры, немало установленных высокотехнологичных протезов — пусть и не в лучшем состоянии.
Социальный комментарий и философские идеи Deus Ex: Mankind Divided
Киберпанк родился в 1980-х, но многие высказывания основоположников жанра остаются актуальными и сегодня. Мегакорпорации — откровенная критика монополистов. Социальное расслоение не требует пояснения. Остракизм аугментированных — непринятие инаковости.
Еще одной важной темой для киберпанка является трансгуманизм и его влияние на общество. На сегодняшний день многие идеи трансгуманизма — вроде оцифровки сознания или полной замены тела на механическое — остаются фантастикой, но в киберпанке это важные темы для дискуссий. И на основе одного только этого фантастического элемента можно задаваться вопросами о природе человека, о нормах и правилах общества будущего и многими другими, с которыми однажды, вероятно, столкнется человечество.
Deus Ex: Mankind Divided, к примеру, показывает общество, разделенное по принципу наличия аугментаций. В новом мире нет места тем, кто был искусственно улучшен, и изгоям приходится жить в отдельном гетто. А Observer идет дальше, задаваясь вопросом, остается ли человек собой после того, как отказывается от своего тела.
Азиатские мотивы Ruiner
Еще в первых своих работах Уильям Гибсон заложил определенные правила жанра, которые актуальны до сих пор. И для правильной стилизации он решил отталкиваться от Азии: чаще всего глобальные конфликты в киберпанке разворачиваются именно между могущественными японскими дзайбацу — «денежными кланами», управляющими финансовыми потоками.
В играх дзайбацу тоже имеют вес, хотя порой и отходят на второй план перед лицом мегакорпораций. Тем не менее даже в историях, события которых разворачиваются в других странах, нет-нет да и промелькнет что-то родом из Азии. Нелишним будет добавить, что повсеместный неон, знакомый каждому фанату киберпанка, также пришел в жанр из Азии: Гибсон говорил, что для него Токио — живое воплощение киберпанка.
События Deus Ex: Mankind Divided полностью разворачиваются в Польше, и тем не менее игроку встречаются как минимум две корпорации с азиатскими корнями: автомобильный гигант Motokun и фармацевтическая VersaLife. А мир Shadowrun весь пронизан духом Азии: вне зависимости от того, в каком городе разворачиваются события, игрок всё равно встретит уличных самураев и представителей дзайбацу.
Киберпространство Remember Me
Наконец, тяжело представить себе киберпанк, лишенный киберпространства. Оно многолико: где-то персонажи с помощью деки проникают в другую реальность и вынужденно сражаются с другими хакерами или защитными программами вроде «Черного льда», а где-то особые импланты позволяют детективам проникать в чужое сознание и взаимодействовать с воспоминаниями человека.
Например, в Париже будущего из экшена Remember Me главная героиня Нилин способна переписывать чужие воспоминания, меняя их по собственному желанию (при наличии прямого доступа, конечно). А в Shadowrun киберпространство представлено полноценным отдельным тактическим режимом, в котором применяется другой набор навыков.Несмотря на долгую историю, киберпанк продолжает привлекать своей уникальностью. Безрадостное будущее хоть и не сулит ничего хорошего, но манит экзотичностью и приключениями, которые не достать в реальной жизни.