Войти в почту

Как убивали «блудодея» Пьера Паоло Пазолини

Весной 2022 кинематографический мир отметит 100-летие со дня рождения легендарного итальянского творца.

Как убивали «блудодея» Пьера Паоло Пазолини
© Русская Планета

Приверженца идей марксизма и коммунизма, в своём творчестве восходившего на Олимп антиклерикализма. Человека, кропотливо исследовавшего глубинные причины фашизма. Как следует из последнего, самого вопиющего творения Пьера Паоло Пазолини (первой главы его «Трилогии смерти» под названием «Сало, или 120 дней Содома») причины этой зародившейся именно в Италии пагубной идеологии, унёсшей жизни десятков миллионов, имели в своей основе сексуальную подоплёку откровенного садизма.

Карло Альберто (папа Пьера Паоло Пазолини, появившегося на свет 5 марта 1922 года), был офицером фашистской армии и однажды спас Бенитто Муссолини — отца «живительного» итальянского фашизма, о феномене которого недавно писала «Русская Планета».

Это, впрочем, не помешало ему оказаться в долговой яме, приведшей его в тюрьму, по выходу из которой папа Карло начал злоупотреблять спиртным и умер. Мама Сузанна преподавала английский язык и литературу. Вдохновлённый её примером, Пьер Паоло написал свой первый стих, отблагодарив родительницу за науку стихосложения тем, что спустя годы, будучи 40-летним, снимет её в одной из своих картин в образе Девы Марии.

Пазолини был большим любителем занимать в своих скандальных, антиклерикальных и шокирующих картинах родственников, знакомых, друзей и даже любовников (приверженность к марксизму и гомосексуализму удивительным образом коррелировала в натуре этого великого художника).

О том, как проходило детство Пьера Паоло Пазолини, он лучше всего рассказал в своём романе «Шпана», который увидел свет в 1955 году. Бедные районы итальянской столицы. Римские мальчишки, подыхающие от голода, которые вынуждены заниматься проституцией, чтобы выжить

При этом с ранних лет итальянский мальчик находился под влиянием не только итальянской, но и русской (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой), французской (Артур Рембо) классики. Написав первые стихи в 7 лет, он явил миру первый сборник уже в 19. Всего же за жизнь Пазолини будет издано семь сборников, последний из которых увидит свет в год его убийства – в 1975.

Пазолини начинал как фашист. Немудрено, ведь формированию соответствующих взглядов у подростка и юноши во многом содействовал медленно деградирующий на фоне алкогольной зависимости отец. Свои убеждения молодой человек резко поменял после визита в Германию. Что предстало его взгляду в «цитадели мирового нацизма»? Большой вопрос.

Но увиденное стало настолько яркой картиной, что молодой человек мгновенно превратился в убеждённого коммуниста. Возможно, сопутствовала перемене идеологических воззрений и гибель родного брата, который, участвуя в антифашистском сопротивлении, погиб в 1943-м.

Пьер Паоло Пазолини вступил в Компартию, но в возрасте 27-ми лет был изгнан оттуда. За что? За гомосексуализм и растление малолетних. Такие подробности биографии скандального режиссёра, всю жизнь питавшего живой интерес к леворадикальным, если не сказать экстремистским, движениям, не мешали ему позиционировать себя как «католического коммуниста».

Бывал Пазолини и в СССР, куда талантливого итальянца, несмотря на его выходки, приглашал на семинар поэзии Союз писателей СССР. Евгений Евтушенко несколько позже будет пенять Пазолини на то, что не найдя широкой аудитории в поэзии, он, как художник, мигрировал в кинематограф, которым «правят волчьи законы рынка»

После успеха «Шпаны» Пазолини на протяжении 6 лет писал сценарии (в том числе и для легендарного мэтра итальянского кино Федерико Феллини — именно Пазолини принимал участие в написании «Ночей Кабирии» и «Сладкой жизни»). Сам он, как режиссёр, дебютировал в 29 лет фильмом «Аккотаг», рассказывавшем о жизни в римских трущобах – тема юности не отпускала.

Не уходил Пазолини и с политической авансцены, регулярно публикуя эссе и статьи в прессе. Но сиживал за решёткой Пазолини именно за свои творческие экзерсизы. Например, за эпизод «Овечий сыр» из фильма «РоГоПаГ» — кощунственной во всех ракурсах истории о том, как съёмочная группа приглашает на роль Христа умирающего от голода бедняка, кормит его протухшим сыром и заставляет «принимать мученическую смерть» на кресте. За такое глумление и особо яркие кадры из фильма Пазолини был вынужден «извиняться» и получил условный срок.

Дальше шли дела похлеще. Молодой режиссёр встретил главную любовь своей жизни – 15-летнего подростка, которому он «открыл путь в большой кинематограф», увековечив в картине «Птицы большие и малые». Звали молодого человека Нинетто Даволи. Сегодня это почтенный 72-летний мужчина.

А широкая советская аудитория запомнила этого актёра по роли придурковатого молодого человека с кудряшками из фильма Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России».

Роман Пазолини и паренька продолжался 6 лет, на протяжении которых режиссёр без зазрения совести «брал шефство» над начинающей звездой итальянского кинематографа. Нинетто кочевал из одной картины Пазолини в другую. После смерти своего покровителя в 1975-м актёр перекочевал на ТВ, а потом и вовсе пропал с радаров, появившись на экране лишь в 2014-м (в фильме о самом Пазолини).

Но вернёмся к режиссёру. В 60-е и первой половине 70-х он эпатировал публику не только своими картинами, где краеугольным камнем успеха была уникальная режиссёрская подача и беспрецедентная скандальность. Когда Христос предстаёт в интерпретации режиссёра-гомосексуалиста и ценителя мальчиков явным революционером-коммунистом, есть в этом что-то такое, что даёт намёк: закончится это плохо.

Сам Пазолини объяснял свой творческий поиск попыткой создать картины, в которых есть «физическое начало» или «естественное ощущение человеческого тела». Так рождались знаменитые «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и «Цветок 1001 ночи».

В СССР творчество Пазолини было доступно исключительно избранным. Например, критиками или партийным бонзам, экспертам-зарубежникам из института киноискусства. Они предосудительно, но с горящим и живым взором высматривали тонкую грань между искусством и порнографией в картинах итальянца. Доступен Пазолини был и студентам ВГИКа, которых возили поглазеть на «чуждое советскому человеку искусство» в закрома Госфильмофонда в Белые Столбы (Мособласть).

Интерес к Пазолини у искушённых в «ином искусстве» советских граждан был настолько велик, что некоторые туристы «облико морале» сбегали в ходе поездки в Венгрию от вездесущих гэбистов-конвоиров в кинотеатры, где в будничном режиме шли фильмы Пазолини

При этом относиться совсем уж плохо к Пазолини в СССР было нельзя. Он был «заблуждающимся», но «своим». Ведь в ходе бунтарского всплеска рабочего и студенческого движения 1968 года Пазолини не только занимал сторону сил правопорядка, жестоко подавлявших протест, но и заявлял, что, дескать, студенты – это молодые буржуа, а правоохранители – дети рабочих. Не забывал великий блудник регулярно провозглашать лозунги в стиле «Компартия — молодёжи!», что, впрочем, не смогло спасти его от гибели.

Пазолини ходил по краю. Искал живое, а вернее, наглядно демонстрировал «животное» в таких знаковых для ХХ (и не только ХХ-го) века вещах, как фашизм, восприятие христианской идеи сквозь призму витавшей в воздухе альтернативной (коммунистической).

За 14 лет своей кинематографической режиссёрской карьеры, Пазолини предложил зрительской аудитории невообразимый коктейль из коммунистических идей, учения Христа, звучных нот экранной сексуальной распущенности. Принимая во внимание образ жизни, который вёл блудодей, закончиться это хорошо не могло.

Загадочное убийство

Тело Пазолини с переломанными рёбрами, обезображенным лицом и раздавленным сердцем было обнаружено на пляже в Остии 2 ноября 1975 года. Экспертиза показала, что по великому итальянцу несколько раз проехались автомобилем. Что характерно – его же собственным.

«Вершиной» его карьеры стал фильм, который невозможно смотреть без содрогания. «Сало, или 120 дней Содома», где Пазолини с педантичностью маньяка исследовал садистскую подоплёку фашистской идеологии, не показали даже в Венгрии

Приверженцам идей Муссолини картина очень не понравилась. В адрес режиссёра поступали многочисленные угрозы. Хорошим поводом расправиться с ним стало очередное увлечение сеньора Пазолини – 17-летним юношей Пино Пелози, который на суде «пошёл паровозом» и заявлял, что старый развратник привёз его на пляж, где был необычайно груб, склоняя подростка к занятию его профессией – то есть, сексом.

Суд, придя к выводу, что мальчик-проститутка действовал в состоянии аффекта, дал ему 9 лет, хотя эксперты кричали о том, что 17-летний подросток не мог нанести те повреждения, которые получил 53-летний, ещё полный сил, мужчина. Причём, тяжелейшие увечья Пелози нанёс так, что на его собственной одежде не осталось ни капли крови.

Спустя более чем 30 лет Пелози отказался от своих показаний, заявив, что трое мужчин вынудили его заманить режиссёра на пляж, где начали избивать его, называя коммунистом. В то, что неофашисты хотели расправиться с режиссёром, выставившим их идола Бенито Муссолини маньяком-садистом, можно поверить.

Впрочем, можно верить и в то, что причиной убийства режиссёра стала его работа над романом о жизни и загадочной смерти руководителя нефтегазовой компании Eni. Звали последнего Энрико Маттеи. Этот необычайно несговорчивый человек, погибший в авиакатастрофе, мешал партнёрам из США, а пытавшийся расследовать обстоятельства его гибели журналист куда-то без вести запропастился ровно 50 лет назад

Кто же убил Пазолини? Периодически в Италии заводят разговор о необходимости повторного расследования этого тёмного и запутанного, как сама жизнь режиссёра, дела с использованием новейших технологий. Кто знает? Быть может, к 100-летнему юбилею Пазолини итальянская полиция расставит точки над «i»?

Поживём – увидим.