Войти в почту

Четверть зала на представлении — это не драма. Как выживают столичные театры и музеи?

Худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов в своем Instagram отметил, что в концертных залах, где он был, ощущения пустоты нет. Скорее больше «сосредоточенность на зрелище». «Четверть зала — это не драма, если это необходимо. Хуже было бы, если бы спектакль был никому не нужен», — говорит он.

Четверть зала на представлении — это не драма. Как выживают столичные театры и музеи?
© BFM.RU

Чтобы ощущения пустоты не было еще и в бюджете, театры идут на особые меры. Тот же театр на Малой Бронной снял с продажи дешевые билеты. Так и в «Гоголь-центре» они стали стоить от 2,5 тысячи до 15 тысяч рублей.

А вот кинотеатры сильнее ограничены в своих возможностях: цена билетов у них редко превышает 600 рублей. Чтобы отыграть у пандемии хотя бы часть потерь Центр документального кино на Зубовском бульваре ввел услугу частных показов. За 15 тысяч компания до 20 человек может посмотреть фильм из репертуара ЦДК, за 30 тысяч — любой другой. Для кинотеатра это в три раза дешевле, чем обычный показ в доковидные времена, но что делать, говорит программный директор Центра документального кино Маша Готлиб.

— Это и фильм Алексея Учителя «Цой», и фильм Гаспара Ноя «Вечный свет», и новый документальный фильм, который собирает какую-то потрясающую кассу, «Где ты, Адам?». Но, на самом деле, конечно, мы готовы договариваться со зрителями, если они захотят посмотреть что-то еще, на что есть права в России. Мы готовы договариваться с прокатчиками, потому что, мне кажется, сейчас ситуация такая, что любая копеечка будет дорого.

— А из чего складывается эта сумма в 15 тысяч рублей?

— Это действительно такая VIP-услуга. Плюс мы должны оплачивать услуги наших киномехаников, оборудование. То есть если у нас есть лояльные зрители, которые, может быть, не хотят идти в кинозал с другими людьми по какой-то причине, но они хотят посмотреть кино у нас, мне кажется, все реально.

Эта услуга не новая. В Москве есть несколько частных залов или антикинотеатров. Цены там даже ниже — от 1,5 тысячи до 15 тысяч рублей.

Другой проблемой для организаторов мероприятий стали заранее проданные билеты. На отмену брони и перевыпуск билетов, как с «Щелкунчиком» в Большом театре, пошли не все. Например, в Московской государственной консерватории имени Чайковского в понедельник пройдут сразу два концерта Дениса Мацуева. По словам самого пианиста, выбора не было: билеты на этот концерт продавались в начале года, по абонементам для постоянных зрителей. Да и продано было 80% зала — части гостей пришлось отказать, говорит Денис Мацуев.

Денис Мацуев пианист «Тут уже мы совместно с Алексеем Шалашовым, директором Московской филармонии, приняли решение пойти на то, чтобы сыграть два раза три сонаты Бетховена. Да, согласен, это нелегкая история, потому что каждая из этих сонат — это Эверест в фортепианном репертуаре. Я только приземлился из Екатеринбурга: в один автобус нужно набить всех пассажиров для того, чтобы подвезти их к самолету, и потом все стоят в куче и идут в самолет. Если сравнить эти две картины, я думаю, что гораздо больше [шансов] заразиться именно в этой ситуации. Не очень понятно, при чем тут 25% зала? Но я всегда говорил, что если есть риск заражения, конечно, мы можем подождать».

Музеи в столице и вовсе закрыты. При том что крупные — Пушкинский, Третьяковка, «Гараж» и другие — летом подготовили все меры предосторожности. О нюансах говорит директор Музея Булгакова в Москве Петр Мансилья-Круз.

Петр Мансилья-Круз директор Музея Булгакова в Москве «Если в больших музеях, картинных галереях, просто в крупных музеях, действительно, возможно обеспечить соцдистанцию между людьми, то в маленьких музеях — мемориальных, музеях-квартирах — очень часто это сделать невозможно. Но мы довольно много водили пешеходных экскурсий. Конечно, это сезонное занятие, и в основном мы водили и организовывали пешеходные экскурсии с весны по осень. Но сейчас, в нынешних обстоятельствах, когда мы не можем принимать посетителей внутри музея, мы, тем не менее, можем организовывать пешеходные экскурсии».

За неимением лучшего музеи уходят в онлайн. Пушкинский проводит исторические спецкурсы за 3 тысячи рублей, Дарвиновский — дни рождения с виртуальными динозаврами по 2,5 тысячи за мероприятие. Все собеседники Business FM признались, что осенний пик заболеваемости все равно дается им легче — они уже умеют выживать.