«Мне хотелось содрать грим вместе с кожей»: Виталий Хаев о трудностях съемок в сериале «Грозный»

23 ноября на канале «Россия» выходит долгожданный исторический сериал

«Мне хотелось содрать грим вместе с кожей»: Виталий Хаев о трудностях съемок в сериале «Грозный»
© Teleprogramma.pro

«Грозный»

. Одного из приближенных Ивана Грозного – воеводу Алексея Басманова – сыграл актер

Виталий Хаев.

Его герой наряду с Афанасием Вяземским вошел в историю как человек, стоявший у истоков опричнины и лично участвовавшим в формировании опричной гвардии. больше по теме

Почему разрушился идеальный брак: на канале «Россия 1» покажут мелодраму «Теорема Пифагора»Картина затронет психологию отношений под саундтрек группы «Сплин».

Князь Андрей Курбский писал, что Басманов был убит собственным сыном Федором, пожелавшим вновь вернуть расположения царя после подозрений в заговоре. Как этот эпизод будет обыгран в сериале? На этот вопрос нам ответил сам Виталий Хаев. Также в интервью

Teleprogramma.pro

актер рассказал, как мучился с бородой и париками, познакомился на съемках с псом – «медведем» и почему у него не сложились отношения с лошадями. Кадр из сериала «Грозный». Фото: канал «Россия» - Виталий Евгеньевич, насколько я знаю, в основу сериала «Грозный» легла книга историка Руслана Скрынникова. А какими еще историческими источниками вы пользовались при работе над образом? - Поскольку у меня была не главная роль, я особо не углублялся в исторические дебри. Но, конечно, изучил пару источников. А еще вспомнил, что в детстве мы читали про Алексея Басманова в учебниках по истории. Он был одним из самых страшных героев опричнины. Но главная сложность заключалась в другом. Мне было тяжело сниматься в парике и гриме до такой степени, что это стало невыносимо. Притом, что раньше я очень легко снимался в пластическом гриме. А здесь мне иногда хотелось содрать все вместе с кожей. И я понял, что больше не могу сниматься в таких «клейных» картинах и дал себе зарок впоследствии не делать этого (смеется). Бороду и парик нужно было носить в течении 12 часов смены. Использовались постоянные подклейки. Но ты постоянно молчишь, потому что жаловаться неудобно: все-таки рядом ребята. А в пластическом гриме вообще закрыта вся кожа. В общем, вряд ли я еще соглашусь на подобные эксперименты со своим лицом. Кадр из сериала «Грозный». Фото: канал «Россия» - Про парики мы поговорили. Давайте теперь обсудим костюмы. - Костюмы – это отдельный процесс. Мы носили кафтаны, в которых было очень жарко. Зимой, правда, надевали теплый тулуп. Говорят, там каждая петелька сделана по эскизам одежды того времени. Конечно, это все не так удобно, как сейчас. И при этом ты все время думаешь про то, вот как в этом люди ходили? Рубахи, штаны, сапоги… Сверху надевалась какая-то рубаха и нужно было обязательно пристегиваться ремнем. В общем, это все очень непросто, а самому одеться практически невозможно. У простолюдинов костюмы были немного попроще – взял рубаху и подпоясал. Я помню, что на предыдущем проекте этой же компании костюмы даже выставлялись на каких-то выставках. Действительно, это целые произведения искусства. И художники по костюмам работают шедеврально. Когда надеваешь такую одежду, то будто чувствуешь эпоху. С этой точки зрения очень интересно соприкасаться с разными историческими периодами. В таком костюме у тебя меняется психофизика, ощущения, поведенческие реакции. Иногда костюм даже задает тон твоим движениям. Помню, когда я снимался в фильме «Орда» Андрея Прошкина, мне говорили: «Без шапки вообще не выходи на улицу». При этом она обязательно должна быть оторочена каким-нибудь мехом. А на дворе лето, 30 градусов жары. И начинаются все прилагающиеся к этому делу прелести. Но проходит время, и ты перестаешь замечать то, что тебя мучило на съемочной площадке. И остается только кино. Также, наверное, произойдет и здесь. Но я до сих пор не могу представить, что меня будут мучить и опять клеить на лицо бороду. На протяжении 12 часов тебе под нос суют клей, клей, клей - буквально как наркоману. У меня до сих пор ощущение клея и бороды на лице (смеется). Кстати, полтора года назад, в другом фильме я играл человека без ноги в отрезок времени от 40 до 90 лет. Это отец семейства, величина, кулак. И там тоже вечно приходилось что-то клеить. Насколько я помню, это было очень увлекательно. И даже отсутствие ноги (она была на культяпках), не создавало дополнительных сложностей. Это было легко. Но еще тогда я сказал, что надо уже завязывать с париками. И вот я опять попадаю в еще более костюмированный проект. В общем, все интервью я жалуюсь на бороду (смеется). Виталий Хаев и Виктор Добронравов (в роли его сына Федора Басманова). Фото: канал «Россия» - А какая сцена далась вам тяжелее всего? - Я запомнил один из первых съемочных дней. Снималась сцена боя на ножах между Басмановым-старшим и младшим. По сюжету Грозный объявил, что оставит в живых того, кто выиграет. Поэтому отец и сын дрались буквально за собственную жизнь. Моего сына играл Виктор Добронравов, с которым недавно мы снялись в картине «Стрельцов». Очень редко случается так, что актеры попадают вместе на два фильма подряд. Но нам повезло. А вообще, это была очень непростая, драматичная сцена. Помню, как во время съемок этого эпизода все время горели горелки, было нечем дышать. Копоть, жарко, все это отваливается. В общем, пришлось нелегко. Наверное, я уже старенький для таких сцен. А Витя же просто молодец. - Кстати, как складывались ваши отношения с Игорем Миркурбановым, который также играет опричного воеводу Афанасия Вяземского, и Виктором Сухоруковым – исполнителем роли жестокого Малюты Скуратова? - Замечательно. С Витей Сухоруковым мы пересекались у того же Прошкина на «Орлеане». Кстати, съемки в «Грозном» начинаются с принятия Малюты Басмановым на службу. И вот он вырос до того, что положил их там всех. С Игорем Миркурбановым же за год до этого играли в историческом фильме «Мост» писателя и драматурга Геннадия Островского, который также выступил режиссером картины. С Игорем мы дружим, замечательно общаемся. А по сценарию «Грозного» мы с его героем Вяземским были заодно, проворачивали разные темные дела. - Как бы вы двумя словами охарактеризовали бы своего героя? - Это был невероятный злодей, циник, верно служащий Ивану Грозному. Он все делал для царя. - Но ведь что-то человеческое в Алексее Басманове было? - Басманов любил и разводил собак, щенят. А псарня – его любимое место. На съемки приводили достаточно грозных собак, огромных, как медведи. Запомнился очень большой пес, его, по-моему, зовут Алтай. Невероятная псина, я даже выкладывал фото в Инстаграме. На съемочной площадке мне сказали, что это самый тихий медведь в нашей команде. Виталий Хаев и Игорь Миркурбанов (в роли Афанасия Вяземского). Фото: канал «Россия» - Игорь Миркурбанов в своем Инстаграме показывал коня, на котором ездил его герой Афанасий Вяземский. И, судя по всему, они сдружились. А как складывались ваши отношения с этими животными? - А вот с лошадьми у меня проблемы (смеется). В сериале «Грозный» я больше стоял с ними рядом, нежели ездил верхом. Помню, когда я еще играл Ивана Красного в фильме «Орда» Андрея Прошкина, мне притащили самого большого коня – английского рысака, как сейчас помню. Причем его даже не брали в стойло, где находились другие скакуны. Я задавался вопросом, почему же он стоит отдельно. Огромный такой, высокий, черный. Мне сказали, что этот конь просто дерется со всеми. И я спросил: «Тогда как же я буду на нем ездить?» Мне посоветовали не волноваться, мол, все будет хорошо. И чтобы задобрить коня, я три дня ему носил яблоки, буквально всю яблоню оборвал. Сахар ему давал, хлеб. И первое, что сделал конь, когда я на него сел, - он сразу же цапнул меня за колено. При этом наш скакун был очень дрессированный. Ему показывали траекторию, которую он должен был пройти. И когда начинался мотор, зверь шел на дрессировщика и сам проходил заданный путь. Не конь, а просто волшебник какой-то. Поскольку конь еще и очень высокий, то сам ты не заберешься туда просто так. И поэтому меня сажали на него с большими предосторожностями. Я буквально запрыгивал в седло. А дальше меня спускали с животного в предынфарктном состоянии. В общем, не заладилось у меня с конями (смеется). - Как карантин повлиял на съемки сериала? - Большую часть фильма мы все-таки отсняли до пандемии. Это было, когда нас всех посадили на жесткий карантин. А снова на съемку мы вышли примерно в июне. Сначала на площадке появились санитайзеры, потом маски, все гримеры и костюмеры пользовались средствами защиты. На площадке было много массовки, огромное количество технического персонала. Все это было непросто. Но насколько я знаю, на площадке не заболел ни один человек. Кадр из сериала «Грозный». Фото: канал «Россия» - Если порассуждать в глобальном смысле, то какую задачу ставили перед собой создатели и артисты сериала? Чтобы народ заинтересовался своей историей? - Конечно, знать свою историю замечательно. Молодежь сейчас мало читает, а вот телевизор смотрит гораздо чаще. И подобные исторические картины для самообразования - это хорошо, просто здорово. Но я подозреваю, что сейчас одни историки скажут: «Как прекрасно, что появился такой сериал!» Другие возразят, что все было не так. Такие обсуждения обычно начинаются после каждой исторической картины и не только. Однажды я снимался в сериале «Доктор Рихтер» с участием Леши Серебрякова. Это наш ответ американскому «Доктору Хаусу». И у нас на сериале было два медицинских консультанта, которые постоянно спорили и ругались по поводу того, какие лекарства нужно прописывать пациентам. Все никак толком не могли разобраться с этим вопросом. Я думаю, что с нашими историками происходит примерно то же самое. У всех разные школы, кто-то учился у одного профессора, кто-то у другого. Один читал одну литературу, другой – другую. - А вы сами-то будете смотреть сериал «Грозный»? И вообще смотрите свои работы на экране? - Конечно, а как же. Но, кстати, смотрю не все. Бывает, насмотришься на озвучании и смотреть снова не очень хочется. Но это редкие проекты. Сериал «Грозный» стартует на канале «Россия» уже с 23 ноября, в 21. 20 Смотрите также