Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

10 режиссеров с узнаваемым стилем

Когда мы думаем о своем любимом режиссере, то неизбежно вспоминаем его режиссерский стиль. Из чего он состоит? Что в нем «цепляет»?

10 режиссеров с узнаваемым стилем
Фото: BigPicture.ruBigPicture.ru

Видео дня

Режиссеры, оставившие в киноискусстве значительный след, прибегают к массе хитростей, чтобы сделать свои картины узнаваемыми, и просто чтобы наилучшим образом донести свое видение — от выбора определенных цветовых гамм и освещения до характерных операторских приемов, музыки, приемов экспрессии, и так далее.

Именно благодаря всему этому в кино и возможно отчетливо проследить и узнать «почерк мастера», ведь он вовсе не ограничивается чисто визуальными приемами.

Разбирать режиссерский стиль Дэвида Линча со всеми его загадками можно долго, если не бесконечно. Впрочем, если загадкам Линча и требуется универсальное объяснение, то это прежде всего постмодернизм и деконструкция. Как настоящий режиссер-постмодернист, Линч берет жанровые клише, всем известные сюжеты и стили, и делает из них нечто, противоположное устоявшимся мнениям и ожиданиям.

Дэвид Линч и на съемках фильма «Малхолланд Драйв»

Где-то Линч просто играет с как будто бы привычным содержанием, переливая его в совершенно новую форму. Так, «Синий бархат» — «вариация на тему» детективной интриги, «Твин Пикс» родился из наследия мыльных опер, «Шоссе в никуда» — из нуарных традиций, чья контрастная стилистика Линчу вообще близка.

Где-то он больше пародирует, как в «Диких сердцем» — здесь сложно сказать, отдавал ли Линч по-своему должное стилистике голливудских роуд-муви, или скорее «прошелся» по ней. Как авангардист, Линч со своим сюрреализмом обращается больше к зрительским эмоциям, или даже к подсознанию: картины Линча путают зрителя, а порой сильно смущают, но их и не нужно воспринимать рационально.

По мнению Линча, в кино идея главенствует над формой, и он всегда охотно признавал, что осознанно и намеренно пробует «самые сумасшедшие комбинации», чтобы каждый мог вынести из его картин что-то свое.

Знаменитые диалоги Тарантино — конечно же, не единственное, чем выделяется его стиль: технически и стилистически его фильмы всегда проработаны не меньше, чем с точки зрения сценария. Сегодня Квентина Тарантино называют одним из лучших мастеров современного кино, ведь в смысле техники ему и правда найдется мало равных.

Квентин Тарантино и на съемках фильма «Криминальное чтиво»

Хотя во многих отношениях Тарантино буквально единственный в своем роде — взять хотя бы те же неподражаемые диалоги. Он же — режиссер, который в своем творчестве совместил влияние гонконгского кино, японского кино, «фильмов категории B» и, конечно же, отсылки и оммажи, которые в его фильмах можно высматривать бесконечно, получив уникальный результат и армию преданных зрителей.

Тарантино часто использует динамичную съемку с движения, и в его картинах важная роль всегда отводится музыке (порой до такой степени, что некоторые фрагменты фильма напоминают клип). Еще поистине никто другой не умеет подавать сцены кровопролития так, как Тарантино с его утрированностью, обязательными «тоннами красной краски» и мастерской хореографией драк.

«Вишенкой на торте» у Тарантино служит его излюбленный и постоянно встречающийся у него прием «съемки из багажника» с камерой, направленной на героев снизу вверх.

За 53 года своей режиссерской карьеры Мартин Скорсезе создал, с учетом первых короткометражных опытов, 66 картин. Один из самых плодовитых и прославленных за всю историю американских режиссеров охватил множество жанров (хотя особенно прославился своими гангстерскими лентами), а его фирменные приемы можно отследить еще начиная с самых первых его работ.

Мартин Скорсезе и на съемках фильма «Остров проклятых»

Эмоциональный и экспрессивный Скорсезе любит использовать съемку с движения — как бы разворачивая перед зрителем масштабную картину, — или же замедленную съемку — в основном ради психологического эффекта.

Еще одна характерная деталь в фильмах Скорсезе — очень многочисленная и великолепно скоординированная массовка, в которой у каждого человека есть своя маленькая, но от этого не менее важная роль.

Музыка, которую Скорсезе использует в своих фильмах, тоже часто становится знаковой. Например, песня «Gimme Shelter» группы The Rolling Stones, которая звучала в «Славных парнях», «Казино» и «Отступниках» стала чем-то вроде «неофициального гимна мафии» в кино.

Если режиссер — Уэс Андерсон, создатель «Королевства полной луны» и «Отеля „Гранд Будапешт“», то об этом можно догадаться по первым же секундам трейлера. В фильмах Андерсона всегда есть что-то причудливое и немного фантастическое, а еще никто больше не прорабатывает «картинку» в каждой сцене настолько тщательно, как это умеет делать Андерсон.

Уэс Андерсон на съемках мультфильма «Остров собак»

Он всегда придерживается тщательно продуманной цветовой гаммы, которая подбирается очень кропотливо, а в результате придает каждому кадру оттенок и художественности, и какой-то сказочности. Здесь продумывается все — от одежды персонажей до всего антуража, в самых подробных деталях.

Характерный Уэсу Андерсону стиль съемки — неподвижная камера и плоскостная симметричная композиция (главные объекты почти всегда в центре кадра). Говоря простыми словами, создается ощущение, что перед нами как будто бы не фильм, а картина. По этой же самой причине у режиссеров обычно принято избегать подобных приемов — они лишают кино «трехмерности».

Для Андерсона, напротив, это излюбленная «фишка», так же как и подчеркнутое использование типографики (надписи и их шрифты так и бросаются в глаза) и общий винтажный дух, преобладающий в его фильмах.

Хотя своим творчеством Зак Снайдер себе заслужил как поклонников, так и критиков, он все равно остается одним из самых влиятельных режиссеров-визионеров современности. А подход Снайдера к жанру боевика практически разделил его историю на «до» и «после».

Зак Снайдер, и на съемках фильма «Лига справедливости»

Всякий, кто смотрел «300 спартанцев» или «Хранителей» знает, что Снайдер любит замедленную съемку, а еще технику speed ramping — то есть переходы от замедленной съемки к нормальной и затем к ускоренной. Это — фирменная техника Снайдера, которая изначально была отличительной чертой именно его фильмов, хотя теперь ее можно увидеть чуть ли не в каждом первом боевике.

Кроме того, «съев собаку» на экранизациях и адаптациях комиксов (от «300 спартанцев» и «Хранителей» до «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и «Лиги справедливости»), Снайдер выработал свой собственный подход к съемкам «боевиковых» сцен.

В отличие от большинства голливудских коллег, Снайдер предпочитает снимать такие сцены с некоторого расстояния, а не помещая камеру в самую гущу событий, таким образом делая акцент на хореографии и избавляя зрителя от частого вопроса «А что это сейчас было?».

Снайдеру частенько «прилетает» от критиков за «бездушную техничность» и преобладание формы над содержанием, но, с другой стороны, во-первых — почему бы и нет, ведь картинка получается превосходная, а во-вторых — кто еще так умеет?

В фильмах Кристофера Нолана все «не то, чем кажется», герои постоянно сталкиваются (и обычно справляются) с невозможными ситуациями, а режиссер гнет реальность на свое усмотрение. Фантастика по-нолановски — это немного «магический реализм».

Кристофер Нолан, Леонардо ДиКаприо и на съемках фильма «Начало»

Вообразите мир, который почти совсем как наш, но только в нем можно управлять снами («Начало»). Или в котором удается создать полумагический прибор, с самыми поразительными последствиями («Престиж»). Или мир-предупреждение, в котором жизни на Земле грозит катастрофа, и ничего другого не остается, кроме как начинать искать для человечества новый дом где-то в глубинах космоса («Интерстеллар»).

Нолан в своей собственной манере возродил неонуар, причем сделал это, занявшись супергеройскими киноадаптациями и сняв трилогию «Темный рыцарь» (2005 2012) — хороший пример того, что секрет Нолана, вероятно, в том числе и в умении выжать максимум масштаба и размаха даже из не самого сложного сюжета. (Хотя в этом плане «Темного рыцаря» с его прямолинейностью для Нолана можно назвать исключением.)

Большую же часть времени Нолан погружен в свои «игры разума», которых все уже привыкли от него ожидать. Тем более что в его случае чем все сложнее — тем интереснее.

Дэвид Финчер начинал как клипмейкер, а сегодня он один из самых заметных деятелей современного неонуара. Приглушенные цвета, тени, всегда лаконичная стилистика — четко и симметрично выстроенные кадры, ничего лишнего, — а еще, конечно же, фирменная игра на зрительских нервах — верные приметы «финчеровщины».

Дэвид Финчер, и на съемках фильма «Бойцовский клуб»

Если кто и умеет сделать «мрачно и красиво», так это Дэвид Финчер. Причем даже когда заходит на менее угрюмую и более романтическую территорию, как в «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Финчер еще в начале карьеры отметился во франшизе «Чужого» («Чужой 3»), сразил всех триллером «Семь», после чего продолжил картинами «Игра» и экранизацией романа Чака Паланика «Бойцовский клуб», которая сама по себе стала классикой.

Книжные триллеры — вообще то, мимо чего Финчер, как режиссер, явно не может пройти. Ему принадлежат киноадаптации «Девушка с татуировкой дракона» (2011) и «Исчезнувшая» — и та, и другая ни в чем не уступают своим первоисточникам.

В плане техничности и внимания к съемочному процессу Финчера иногда сравнивают с самим . Как и Кубрик, Финчер любит доводить свои творения до «немыслимого совершенства», порой работая над одним проектом не один год.

Тим Бертон — режиссер, которого не спутаешь ни с кем, даже вне зависимости от степени знакомства с его творчеством. Стиль Бертона, чуть ли не самого главного «выдумщика» Голливуда, давно ассоциируется с чем-то совершенно определенным — очень причудливым, мрачным, но по-своему красочным, странным, но изящным, и обычно не лишенным юмора — как правило, черного.

Тим Бертон и на съемках фильма «Эдвард руки-ножницы»

Для большинства зрителей чудаковатость персонажей Бертона («Сонная Лощина», «Чарли и шоколадная фабрика», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит») выглядит сугубо авторской, и это правда. Бертон годами отрабатывал свой стиль, а начинал как художник-аниматор. Знатоки кино еще могут отметить влияние таких режиссеров, как Фриц Ланг или , — словом, все характерные черты киноэкспрессионизма.

Причем этот свой почерк Бертон использовал не только в подчеркнуто эксцентричных картинах вроде «Эдварда Руки-ножницы», но и в своих адаптациях известных комиксов, таких как «Бэтмен возвращается».

Известный своей любовью к затворничеству режиссер Терренс Малик пропал на 20 лет, выпустив на экраны драму «Дни жатвы», ставшую культовой, после чего триумфально возвратился с «Тонкой красной линией» — военной драмой о событиях Второй мировой, получившей не меньшее признание.

Терренс Малик и на съемках фильма «Рыцарь кубков»

Творчество Малика — это то удивительно долгие перерывы (между «Тонкой красной линией» и его следующей картиной «Новый Свет» прошло еще целых семь лет), то периоды необыкновенно быстрой и интенсивной работы, когда его картины выходят одна за другой: так, с 2011 года по 2019-й Малик выпускал чуть ли не по фильму в год.

Съемки Малик часто проводит или за час до заката, или за час до восхода, стремясь поймать особенное освещение. Это и прослеживается в фильмах Малика: естественное освещение, плавная съемка с помощью стедикама, приглушенные цвета и нередко общее ощущение «потока сознания» благодаря закадровому голосу (причем порой рассказчиков несколько).

Характерная тема, которая занимает Малика на протяжении всей его фильмографии — взаимодействие (или противостояние) человека с природой.

Режиссерский стиль главного взрывателя Голливуда Майкла Бэя («Трансформеры», «Скала», «Плохие парни», «Армагеддон» ) можно метко охарактеризовать словом «bayhem» — по-русски «бэйздец».

Майкл Бэй на съемках фильма «Трансформеры: Эпоха истребления»

Громкие, масштабные, образцово «блокбастерные» фильмы Бэя, в которых все гремит, взрывается и разрушается, сродни сумасшедшему аттракциону, от которого либо получаешь такое удовольствие, что дух захватывает, либо тупую головную боль.

Бэй обожает грандиозные зрелища и знает в них толк. Камера у него скользит и парит, мчится и падает вместе с героями. Он то показывает экшен так шустро, что боишься лишний раз моргнуть, как бы чего не пропустить, то вдруг эпично замедляется — но даже в эти моменты «выдохнуть» не получается, потому что инстинктивно чувствуешь: сейчас будет «бэйздец».

Критики Бэя не жалуют, причем откровенно — дурновкусие и пошлость, говорят. Однако у критиков свои фильмы (которые подчас специально для них и снимают), а у Бэя — свои поклонники, которым его режиссерский подход нравится.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Фильмы,Фильмы Тарантино,Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит,Дни жатвы,Шоссе в никуда,Сонная Лощина,Тонкая красная линия,Бэтмен возвращается,Малхолланд Драйв,Королевство полной луны,До и после,Казино,Армагеддон,Чужой 3,Дикие сердцем,300 спартанцев,Плохие парни,Эдвард руки-ножницы,Скала,Чарли и шоколадная фабрика,Бойцовский клуб,Криминальное чтиво,Игры разума,Бэтмен против Супермена: На заре справедливости,Рыцарь кубков,После,Игра,Исчезнувшая,Чужой,Начало,Новый Свет,Остров проклятых,Девушка с татуировкой дракона,Загадочная история Бенджамина Баттона,Престиж,Тёмный рыцарь,Исчезнувшие,Хранитель,Хранители,Трансформеры,Трансформеры: Эпоха истребления,Остров собак,Отступник,Славные парни,Отель,Интерстеллар,Лига справедливости,Никола Тесла,Роберт Вине,Уэс Андерсон,Эдвард Нортон,Дэвид Финчер,Кристиан Бейл,Эллен Пейдж,Майкл Бэй,Наоми Уоттс,Брэд Питт,Стенли Кубрик,Галь Гадот,Джонни Депп,Брюс Уиллис,Зак Снайдер,Бен Аффлек,Дэвид Линч,Кристофер Нолан,Мартин Скорсезе,Терренс Малик,Квентин Тарантино,Тим Бертон,Леонардо ДиКаприо,