10 режиссеров с узнаваемым стилем 

10 режиссеров с узнаваемым стилем
Фото: BigPicture.ru
Когда мы думаем о своем любимом режиссере, то неизбежно вспоминаем его режиссерский стиль. Из чего он состоит? Что в нем «цепляет»?
Режиссеры, оставившие в киноискусстве значительный след, прибегают к массе хитростей, чтобы сделать свои картины узнаваемыми, и просто чтобы наилучшим образом донести свое видение — от выбора определенных цветовых гамм и освещения до характерных операторских приемов, музыки, приемов экспрессии, и так далее.
Именно благодаря всему этому в кино и возможно отчетливо проследить и узнать «почерк мастера», ведь он вовсе не ограничивается чисто визуальными приемами.
Разбирать режиссерский стиль Дэвида Линча со всеми его загадками можно долго, если не бесконечно. Впрочем, если загадкам Линча и требуется универсальное объяснение, то это прежде всего постмодернизм и деконструкция. Как настоящий режиссер-постмодернист, Линч берет жанровые клише, всем известные сюжеты и стили, и делает из них нечто, противоположное устоявшимся мнениям и ожиданиям.
Дэвид Линч и  на съемках фильма
Где-то Линч просто играет с как будто бы привычным содержанием, переливая его в совершенно новую форму. Так, «Синий бархат» — «вариация на тему» детективной интриги, «Твин Пикс» родился из наследия мыльных опер,  — из нуарных традиций, чья контрастная стилистика Линчу вообще близка.
Где-то он больше пародирует, как в «Диких сердцем» — здесь сложно сказать, отдавал ли Линч по-своему должное стилистике голливудских роуд-муви, или скорее «прошелся» по ней. Как авангардист, Линч со своим сюрреализмом обращается больше к зрительским эмоциям, или даже к подсознанию: картины Линча путают зрителя, а порой сильно смущают, но их и не нужно воспринимать рационально.
По мнению Линча, в кино идея главенствует над формой, и он всегда охотно признавал, что осознанно и намеренно пробует «самые сумасшедшие комбинации», чтобы каждый мог вынести из его картин что-то свое.
Знаменитые диалоги Тарантино — конечно же, не единственное, чем выделяется его стиль: технически и стилистически его фильмы всегда проработаны не меньше, чем с точки зрения сценария. Сегодня Квентина Тарантино называют одним из лучших мастеров современного кино, ведь в смысле техники ему и правда найдется мало равных.
Квентин Тарантино и  на съемках фильма
Хотя во многих отношениях Тарантино буквально единственный в своем роде — взять хотя бы те же неподражаемые диалоги. Он же — режиссер, который в своем творчестве совместил влияние гонконгского кино, японского кино, «фильмов категории B» и, конечно же, отсылки и оммажи, которые в его фильмах можно высматривать бесконечно, получив уникальный результат и армию преданных зрителей.
Тарантино часто использует динамичную съемку с движения, и в его картинах важная роль всегда отводится музыке (порой до такой степени, что некоторые фрагменты фильма напоминают клип). Еще поистине никто другой не умеет подавать сцены кровопролития так, как Тарантино с его утрированностью, обязательными «тоннами красной краски» и мастерской хореографией драк.
«Вишенкой на торте» у Тарантино служит его излюбленный и постоянно встречающийся у него прием «съемки из багажника» с камерой, направленной на героев снизу вверх.
За 53 года своей режиссерской карьеры Мартин Скорсезе создал, с учетом первых короткометражных опытов, 66 картин. Один из самых плодовитых и прославленных за всю историю американских режиссеров охватил множество жанров (хотя особенно прославился своими гангстерскими лентами), а его фирменные приемы можно отследить еще начиная с самых первых его работ.
Мартин Скорсезе и  на съемках фильма
Эмоциональный и экспрессивный Скорсезе любит использовать съемку с движения — как бы разворачивая перед зрителем масштабную картину, — или же замедленную съемку — в основном ради психологического эффекта.
Еще одна характерная деталь в фильмах Скорсезе — очень многочисленная и великолепно скоординированная массовка, в которой у каждого человека есть своя маленькая, но от этого не менее важная роль.
Музыка, которую Скорсезе использует в своих фильмах, тоже часто становится знаковой. Например, песня «Gimme Shelter» группы The Rolling Stones, которая звучала в «Славных парнях», и «Отступниках» стала чем-то вроде «неофициального гимна мафии» в кино.
Если режиссер — Уэс Андерсон, создатель «Королевства полной луны» и «Отеля „Гранд Будапешт“», то об этом можно догадаться по первым же секундам трейлера. В фильмах Андерсона всегда есть что-то причудливое и немного фантастическое, а еще никто больше не прорабатывает «картинку» в каждой сцене настолько тщательно, как это умеет делать Андерсон.
Уэс Андерсон на съемках мультфильма
Он всегда придерживается тщательно продуманной цветовой гаммы, которая подбирается очень кропотливо, а в результате придает каждому кадру оттенок и художественности, и какой-то сказочности. Здесь продумывается все — от одежды персонажей до всего антуража, в самых подробных деталях.
Характерный Уэсу Андерсону стиль съемки — неподвижная камера и плоскостная симметричная композиция (главные объекты почти всегда в центре кадра). Говоря простыми словами, создается ощущение, что перед нами как будто бы не фильм, а картина. По этой же самой причине у режиссеров обычно принято избегать подобных приемов — они лишают кино «трехмерности».
Для Андерсона, напротив, это излюбленная «фишка», так же как и подчеркнутое использование типографики (надписи и их шрифты так и бросаются в глаза) и общий винтажный дух, преобладающий в его фильмах.
Хотя своим творчеством Зак Снайдер себе заслужил как поклонников, так и критиков, он все равно остается одним из самых влиятельных режиссеров-визионеров современности. А подход Снайдера к жанру боевика практически разделил его историю на «до» и .
Зак Снайдер, и  на съемках фильма
Всякий, кто смотрел или «Хранителей» знает, что Снайдер любит замедленную съемку, а еще технику speed ramping — то есть переходы от замедленной съемки к нормальной и затем к ускоренной. Это — фирменная техника Снайдера, которая изначально была отличительной чертой именно его фильмов, хотя теперь ее можно увидеть чуть ли не в каждом первом боевике.
Кроме того, «съев собаку» на экранизациях и адаптациях комиксов (от «300 спартанцев» и «Хранителей» до  и «Лиги справедливости»), Снайдер выработал свой собственный подход к съемкам «боевиковых» сцен.
В отличие от большинства голливудских коллег, Снайдер предпочитает снимать такие сцены с некоторого расстояния, а не помещая камеру в самую гущу событий, таким образом делая акцент на хореографии и избавляя зрителя от частого вопроса «А что это сейчас было?».
Снайдеру частенько «прилетает» от критиков за «бездушную техничность» и преобладание формы над содержанием, но, с другой стороны, во-первых — почему бы и нет, ведь картинка получается превосходная, а во-вторых — кто еще так умеет?
В фильмах Кристофера Нолана все «не то, чем кажется», герои постоянно сталкиваются (и обычно справляются) с невозможными ситуациями, а режиссер гнет реальность на свое усмотрение. Фантастика по-нолановски — это немного «магический реализм».
Кристофер Нолан, Леонардо ДиКаприо и  на съемках фильма
Вообразите мир, который почти совсем как наш, но только в нем можно управлять снами («Начало»). Или в котором удается создать полумагический прибор, с самыми поразительными последствиями (). Или мир-предупреждение, в котором жизни на Земле грозит катастрофа, и ничего другого не остается, кроме как начинать искать для человечества новый дом где-то в глубинах космоса ().
Нолан в своей собственной манере возродил неонуар, причем сделал это, занявшись супергеройскими киноадаптациями и сняв трилогию (2005−2012) — хороший пример того, что секрет Нолана, вероятно, в том числе и в умении выжать максимум масштаба и размаха даже из не самого сложного сюжета. (Хотя в этом плане «Темного рыцаря» с его прямолинейностью для Нолана можно назвать исключением.)
Большую же часть времени Нолан погружен в свои , которых все уже привыкли от него ожидать. Тем более что в его случае чем все сложнее — тем интереснее.
Дэвид Финчер начинал как клипмейкер, а сегодня он один из самых заметных деятелей современного неонуара. Приглушенные цвета, тени, всегда лаконичная стилистика — четко и симметрично выстроенные кадры, ничего лишнего, — а еще, конечно же, фирменная игра на зрительских нервах — верные приметы «финчеровщины».
Дэвид Финчер, и  на съемках фильма
Если кто и умеет сделать «мрачно и красиво», так это Дэвид Финчер. Причем даже когда заходит на менее угрюмую и более романтическую территорию, как в «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Финчер еще в начале карьеры отметился во франшизе «Чужого» (), сразил всех триллером «Семь», после чего продолжил картинами и экранизацией романа Чака Паланика «Бойцовский клуб», которая сама по себе стала классикой.
Книжные триллеры — вообще то, мимо чего Финчер, как режиссер, явно не может пройти. Ему принадлежат киноадаптации (2011) и  — и та, и другая ни в чем не уступают своим первоисточникам.
В плане техничности и внимания к съемочному процессу Финчера иногда сравнивают с самим . Как и Кубрик, Финчер любит доводить свои творения до «немыслимого совершенства», порой работая над одним проектом не один год.
Тим Бертон — режиссер, которого не спутаешь ни с кем, даже вне зависимости от степени знакомства с его творчеством. Стиль Бертона, чуть ли не самого главного «выдумщика» Голливуда, давно ассоциируется с чем-то совершенно определенным — очень причудливым, мрачным, но по-своему красочным, странным, но изящным, и обычно не лишенным юмора — как правило, черного.
Тим Бертон и  на съемках фильма
Для большинства зрителей чудаковатость персонажей Бертона (, , ) выглядит сугубо авторской, и это правда. Бертон годами отрабатывал свой стиль, а начинал как художник-аниматор. Знатоки кино еще могут отметить влияние таких режиссеров, как Фриц Ланг или , — словом, все характерные черты киноэкспрессионизма.
Причем этот свой почерк Бертон использовал не только в подчеркнуто эксцентричных картинах вроде «Эдварда Руки-ножницы», но и в своих адаптациях известных комиксов, таких как .
Известный своей любовью к затворничеству режиссер Терренс Малик пропал на 20 лет, выпустив на экраны драму , ставшую культовой, после чего триумфально возвратился с «Тонкой красной линией» — военной драмой о событиях Второй мировой, получившей не меньшее признание.
Терренс Малик и  на съемках фильма
Творчество Малика — это то удивительно долгие перерывы (между «Тонкой красной линией» и его следующей картиной прошло еще целых семь лет), то периоды необыкновенно быстрой и интенсивной работы, когда его картины выходят одна за другой: так, с 2011 года по 2019-й Малик выпускал чуть ли не по фильму в год.
Съемки Малик часто проводит или за час до заката, или за час до восхода, стремясь поймать особенное освещение. Это и прослеживается в фильмах Малика: естественное освещение, плавная съемка с помощью стедикама, приглушенные цвета и нередко общее ощущение «потока сознания» благодаря закадровому голосу (причем порой рассказчиков несколько).
Характерная тема, которая занимает Малика на протяжении всей его фильмографии — взаимодействие (или противостояние) человека с природой.
Режиссерский стиль главного взрывателя Голливуда Майкла Бэя (, , , …) можно метко охарактеризовать словом «bayhem» — по-русски «бэйздец».
Майкл Бэй на съемках фильма
Громкие, масштабные, образцово «блокбастерные» фильмы Бэя, в которых все гремит, взрывается и разрушается, сродни сумасшедшему аттракциону, от которого либо получаешь такое удовольствие, что дух захватывает, либо тупую головную боль.
Бэй обожает грандиозные зрелища и знает в них толк. Камера у него скользит и парит, мчится и падает вместе с героями. Он то показывает экшен так шустро, что боишься лишний раз моргнуть, как бы чего не пропустить, то вдруг эпично замедляется — но даже в эти моменты «выдохнуть» не получается, потому что инстинктивно чувствуешь: сейчас будет «бэйздец».
Критики Бэя не жалуют, причем откровенно — дурновкусие и пошлость, говорят. Однако у критиков свои фильмы (которые подчас специально для них и снимают), а у Бэя — свои поклонники, которым его режиссерский подход нравится.
Смотрите также — 10 лучших фильмов с великолепным Дуэйном «Скалой» Джонсоном
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Источник
Видео дня. Как сейчас живут самые яркие звезды КВН
Комментарии
Фильмы , Фильмы Тарантино , Эдвард руки-ножницы , Исчезнувшая , Сонная Лощина , Чужой 3 , Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит , Шоссе в никуда , Хранитель , Лига справедливости , Армагеддон , Остров собак , Криминальное чтиво , Игра , Отель , 300 спартанцев , Загадочная история Бенджамина Баттона , Бэтмен возвращается , Трансформеры , Остров проклятых , Бэтмен против Супермена: На заре справедливости , Исчезнувшие , Хранители , Рыцарь кубков , Славные парни , Казино , Малхолланд Драйв , До и после , Отступник , Престиж , Дни жатвы , Новый Свет , Бойцовский клуб , Игры разума , Трансформеры: Эпоха истребления , Чужой , Чарли и шоколадная фабрика , Королевство полной луны , Начало , Тёмный рыцарь , Дикие сердцем , Интерстеллар , Скала , Тонкая красная линия , Девушка с татуировкой дракона , Плохие парни , После , Дэвид Финчер , Джонни Депп , Стенли Кубрик , Квентин Тарантино , Никола Тесла , Майкл Бей , Уэс Андерсон , Брэд Питт , Кристиан Бейл , Эдвард Нортон , Зак Снайдер , Дэвид Линч , Наоми Уоттс , Кристофер Нолан , Мартин Скорсезе , Бен Аффлек , Галь Гадот , Эллен Пейдж , Брюс Уиллис , Роберт Вине , Леонардо ДиКаприо , Терренс Малик , Тим Бертон
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео