Войти в почту

Первый российский победитель Eurovision Young Musicians дал концерт в Казани

На "Филармониаде-2020" 18-летний виртуоз исполнил "Времена года" Петра Чайковского и "Сюиту для фортепиано" Клода Дебюсси

Первый российский победитель Eurovision Young Musicians дал концерт в Казани
© Реальное время

В субботу на сцене Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая выступил пианист и композитор Иван Бессонов. Ему было только 16 лет, когда он победил в классическом конкурсе Евровидения для детей Eurovision Young Musicians. Примечательно, что он стал первым российским победителем этого музыкального состязания. С тех пор судьба его круто изменилась. Не то, чтобы его стали узнавать на улицах — для классического музыканта это большая редкость. Он начал много гастролировать и выступать с российскими звездами — Владимиром Спиваковым, Валерием Гергиевым, Денисом Мацуевым. Кроме виртуозной игры на фортепиано он пишет музыку, в том числе и для кино. В Казани в свой второй приезд Иван, кроме классического репертуара, представил свою вариацию на музыкальную тему из кинофильма "Ирония судьбы", чем еще раз напомнил казанцам о приближающемся празднике.

Звезда семейного оркестра

Иван Бессонов родился в 2002 году в Санкт-Петербурге. Алексей Бессонов, рассказал "Реальному времени", что как только рождались дети (у Ивана два младших брата) им постоянно ставили музыку — она сопровождала их постоянно. "Не обязательно классику, это и джаз мог быть, и "Битлз", например, но обязательное условие — с рождения ребенок слушал только хорошую музыку", — заверил Алексей Бессонов.

Иван всерьез сел за фортепиано в шесть лет, когда его тали в подготовительный класс Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Своими главными учителями, помимо профессора Валерия Пясецкого, по классу которого занимался юный музыкант, он называет отца — пианиста и звукорежиссера, который теперь выступает и концертным директором сына, и маму — скрипачку. Его братья пошли по ее стопам, выбрав скрипку, и в семье образовался свой "маленький оркестрик".

Юное дарование заметили сразу. До Евровидения он получил Гран-при Международного юношеского конкурса имени Ф. Шопена в 2015 году, позже стал лауреатом Международного конкурса им. А. Рубинштейна "Фортепианная миниатюра в русской музыке", дважды победил в московском Grand Piano Competition. В прошлом году он удостоен международной музыкальной премии "BraVo" в номинации "Открытие года".

"В школе теперь появляюсь редко"

Держится на сцене и в жизни музыкант по-разному. Ивану предстоит в этом учебном году сдавать ЕГЭ, как и всем российским школьникам. Правда, он признался, что с трудом представляет как это будет — в школе теперь появляется редко. То пандемия мешает, то частые гастроли. Однако, по его признанию, педагоги идут ему на встречу. Чувствует ли он свою звездность и как изменилась жизнь после Евровидения?

— Это же так давно было! — признается юноша. — С тех пор много чего случилось. Популярность не мешает. Помогает, скорее. Хотя каждый раз приходится доказывать, что все звания я получил недаром. Да и жизнь теперь стала больше кочевой. В прошлом году я, например, приезжал в Казань во время своего гастрольного тура по восьми городам Урала и Поволжья.

Популярность не мешает. Помогает, скорее. Хотя каждый раз приходится доказывать, что все звания я получил недаром

Доброжелательный и открытый в общении, на сцене музыкант становится отстраненным, нервно-напряженным и даже резким. Понятно, ему нужно настроиться на концерт, поэтому необходимо время тишины и одиночества. Даже бывалый артист не выдержит такого напряжения. Утром, в день концерта Иван вместе с отцом приехал в Казань, через 20 минут они уже были в филармонии и отвечали на вопросы журналистов. Еще через полчаса посторонних попросили покинуть зал — музыкант сел за инструмент, чтобы настроить себя и подстроиться под зал. Только после этого он позволил себе отдохнуть перед концертом. Во время исполнения зал был освещен минимально, администрация филармонии настоятельно попросила профессиональных фотографов снимать бесшумно, а всех слушателей — не шуметь и не ходить во время исполнения. Нормальные требования для воспитанных людей.

Папа-импресарио и музыка для кино

Алексей Бессонов рассказал, что теперь, помимо родительских он исполняет обязанности концертного директора сына:

— Да, мы пока все делаем сами — я и договариваюсь о выступлениях, я и везу сына, я и выступаю своеобразным его "щитом" против коронавируса — буквально разделяю собой его и остальных пассажиров в поезде или самолете. В дальнейшем, конечно, мы обратимся к услугам импресарио. Сыну предложили недавно написать музыку к короткометражному фильму Виктора Косаковского "Ветрянка", но чтобы ему и дальше продолжить работать в этом направлении, надо ходить по продюсерам, студиям, предлагать. Из 100 оставленных партитур предложение поступит от 10-20, а до реальной работы дело дойдет в одном-двух случаях.

Сыну предложили недавно написать музыку к короткометражному фильму Виктора Косаковского "Ветрянка", но чтобы ему и дальше продолжить работать в этом направлении, надо ходить по продюсерам, студиям, предлагать

Папа виртуоза считает, что упорные занятия классической музыкой — не в характере маленького человека. Личное усердие малыша — скорее отклонение от нормы, его природа требует движения: беготни и шалостей. Но если родители не "нажмут" именно в период раннего развития, то "мы просто не имели бы классической музыки. Потребность музыкантов при отсутствии умения выливалась бы только в дворовый, пусть и хороший, но непрофессиональный реп на самодельных ударных, гитарах с чтением речитативов", — считает Алексей.

"Музыке учатся всю жизнь"

Безусловно, сегодня трудно заполнить зал. В основном, зритель идет на поп-музыку, чуть меньше выбирают джаз и совсем немного классику. Алексей Бессонов, кстати, подметил такую особенность — в Германии на классические концерты приходят седовласые люди, на 95 процентов в возрасте. Там принято учиться музыке всю жизнь. Если в начале музыкальной карьеры выбираются детские песенки, потом появляется интерес к джазу и року — это в молодости, в зрелости же требуется что-то более серьезное. Кстати, только в Германии, по наблюдениям Бессонова-старшего, осталась традиция приходить на классические концерты с партитурами. По нотам читать то, что исполняется со сцены — когда-то и в России было нормой…

После казанского концерта музыкант вернулся домой в Москву, чтобы подготовиться к выступлениям в столице, Санкт-Петербурге, Клину в доме-музее П. И. Чайковского

Ивану собирать полые залы удается. Во многом, благодаря таланту, есть здесь и момент удачи или везения — без него артисту никуда. Добавим сюда совместные проекты с "великими" — например, Денисом Мацуевым. Иван, как и многие молодые дарования России, бесконечно благодарен ему за открытые возможности и радость быть на одной сцене с музыкантом такого уровня.

После казанского концерта музыкант вернулся домой в Москву, чтобы подготовиться к выступлениям в столице, Санкт-Петербурге, Клину в доме-музее П. И. Чайковского. Новый год семья проводит вместе, но все ложатся спать в обычное время. Дело в том, что вечером 1 января, теперь уже традиционно, Иван дает сольный концерт в большом зале питерской консерватории.

1/19 Максим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновИлья РепинИлья РепинИлья РепинИлья РепинИлья РепинИлья РепинИлья РепинИлья РепинИлья Репин