Войти в почту

«Дурная кровь» Роберта Гэлбрейта: давай поженимся!

Роберт Гэлбрейт, она же Джоан Роулинг, обещала в каждой новой части цикла про сыщика Корморана Страйка удивлять читателей. Сдержала она своё обещание? Однозначно да. Но удивлять не значит радовать. Что не так с тысячестраничным пятым романом «Дурная кровь»?

«Дурная кровь» Роберта Гэлбрейта: давай поженимся!
© ReadRate

Если вы до этого не читали детективов про Страйка, не начинайте с этой книги. Её смогут прочесть только фанаты Роберта Гэлбрейта, люди, хорошо представляющие себе контекст. Те, кто всё знает про создание детективного агентства Корморана Страйка, про сложности на его тернистом пути, про особенности характера его создателя и историю взаимоотношений с некогда секретаршей агентства, а ныне полноценным деловым партнёром Робин Эллакот. «Дурная кровь» – самый «внутренний» и рефлексивный роман пятикнижия. 

Да и вообще вся книга – про прошлое. Страйку и Робин достаётся классический «висяк», cold case. В середине семидесятых медсестра Марго Бамборо вышла из амбулатории в конце рабочего дня и собралась встретиться в пабе с подругой. Подруга зря прождала Марго весь вечер. Масштабное расследование не дало результатов, в итоге исчезновение неуверенно записали на счёт серийного маньяка, «Эссекского мясника» Денниса Крида. Дело было таким сложным и содержало в себе столько нюансов, что у главного следователя не выдержала психика – ему везде начали мерещиться происки дьявола. У Марго осталась крошка дочь. А теперь Анне уже сорок лет, и она хочет доискаться правды. И кто кроме Страйка может ей помочь? Да и он – может ли?

Роулинг сама очень верно описала сюжет пятой книги. Это «разговоры с довольно пожилыми людьми, сидящими на своих диванах». Движение, скорость и живость ума – не про «Дурную кровь». Здесь всё строится на кропотливой бумажной работе, догадках, очень пожилых свидетелях, на чью память не особенно приходится рассчитывать. А ещё в романе избыточно много оккультизма и астрологии. Эта сюжетная линия приходит вместе с тем самым сошедшим с ума инспектором. Билл Тэлбот, так его звали, с какого-то момента начал вести параллельный дневник расследования, где астрологические и натальные карты участников процесса перемежаются сведениями о Бафомете (дьяволе) и альтернативной астрологией Шмидта. Готовьтесь к лекции про знак Змееносца! И всё-таки Робин Эллакот кажется, что в этой тетради есть крупицы рационального. Она занимается их извлечением с рвением золотоискателя. 

Добавьте к сюжету остросоциальные лирические отступления. Роулинг поставила на место хейтеров, обвинивших её в трансфобии, расизме и всех смертных грехах. Она изящно дала понять, что ей глубоко плевать на все обвинения этого мира. В «Дурной крови» – её высказывания о расовой дискриминации, половой идентичности, старом и новом феминизме. Звучит неплохо, но вот украшают ли эти точечные суждения и без того объёмный текст?

Поскольку читают «Дурную кровь» только фанаты Страйка и Робин, самое время перейти к важнейшему вопросу: а что с личным? И это главное разочарование романа. Два взрослых адекватных человека две книги назад всё поняли про свои чувства, но продолжают трепать свои и читательские нервы бесконечной рефлексией. Страйк боится, что он не подарок и не создан для семьи. Робин боится, что не вызывает у него должной взаимности. Оба они боятся, что разрушат личными отношениями совместный бизнес. Мысли хорошие, но не каждый день в течение пары лет. Робин и Страйка, кажется, скоро разорвёт от внутреннего напряжения и недосказанности. 

Возможно, с этим связано ещё одно читательское удивление от романа. «Дурная кровь» – первая книга Роулинг, где герои постоянно взрываются и ругаются. И Страйк, и Робин по стилю общения всё чаще напоминают гопников на районе. «Мать твою», «чёрт тебя дери», «ёшки – вошки» и король языковой вечеринки слово «йопта», встречающее несколько десятков раз. При этом у цикла не менялся переводчик, все пять книг переводила известный филолог, автор переводов Брэдбери, Фицджеральда, Барнса Елена Петрова. 

 – Никому ты ничего не должна, – возразил Страйк. – Проспись, йопта, если ты… – Это. Всегда. Достаётся. Мне! – Робин перешла на крик и с каждым словом била себя в грудь; Страйк, заткнувшись от обалдения, уставился на неё. – Это я говорю за тебя «спасибо» и «пожалуйста» нашей секретарше, когда тебе до фонаря! Это я выгораживаю тебя перед другими, когда ты выплёскиваешь своё плохое настроение! Это я хлебаю предназначенное тебе говно...

Может, все вернётся обратно, когда герои наконец поженятся или изобретут другой способ сбросить напряжение между ними? Роулинг, кстати, уже пишет шестую часть, которую обещает сделать очень динамичной. 

Название: «Дурная кровь»

Автор: Роберт Гэлбрейт

Цикл: «Корморан Страйк», книга пятая

Предыдущие книги цикла (начиная с первой): «Зов кукушки», «Шелкопряд», «На службе зла», «Смертельная белизна»

Издательство: «Иностранка»

Год: 2020

Переводчик: Елена Петрова

Читайте также «Тревожные люди» Фредрика Бакмана: дружеское подмигивание всем, кто боится повзрослеть».