Великие исследователи: 11 фильмов о реальных ученых

Их мозг устроен особенно, их страсть к познанию невероятны и непостижимы. Мы можем только догадываться, что происходит в их жизнях, спрятанных за научными трудами и открытиями. Или подглядеть в фильмах, снятых по их мемуарам или воспоминаниям их близких.

Опасный элемент

История гениального ученого и незаурядной женщины Марии Склодовской-Кюри. Всю свою жизнь она и ее муж Пьер посвятили изучению радиоактивности, она дважды получала Нобелевскую премию, умудрилась воспитать еще одну Нобелевскую лауреатку — свою дочь Ирен Жолио-Кюри. Открытие радия и полония, сделанное супругами Кюри, принесло огромную пользу человечеству и натворило немало бед.

Одиссея

Жак-Ив Кусто еще мальчишкой полюбил плавать и море. Вода и погружение в нее стали его страстью. Он нырял с маской и ластами, изобрел и испытал акваланг, исследовал дно моря и его обителей, разработал первую в мире подводную телевизионную систему. Его судно «Калипсо» и маленькая желтая подводная лодка — негласные символы океана и ученых, которые его исследуют.

Игры разума

Джон Форбс Нэш-младший — американский математик, который в 1994 году получил Нобелевскую премию по экономике за «Анализ равновесия в теории некооперативных игр». Великолепный фильм, в котором его играет Рассел Кроу, рассказывает историю о его математическом гении, о шизофрении и его жизни с ней.

Игра в имитацию

Во время второй мировой войны Британия бросила очень много сил на перехват и расшифровку сообщений немецких войск. Они кодировали их крутой машиной «Энигма» и казалось, что ключ к расшифровке не подбираем, потому что каждый день, в полночь, немцы меняли кодовое слово. Математик Алан Тьюринг построил машину, которая смогла. Это был очень сложный путь, сложный еще и по морально-этическим соображениям. Специалисты считают, что взлом шифра Энигмы приблизил день победы на два года и сохранил миллионы жизней. Тем обиднее понимать, как жестоко обошлось общество со своим гением впоследствии.

Вселенная Стивена Хокинга

Талантливому физику Стивену Хокингу ставят смертельный диагноз. Врачи уверены, что с амиотрофическим склерозом молодой человек проживет от силы пару лет. Однако ученый не только прожил долгую и счастливую жизнь, но, несмотря на полную неподвижность и немоту, стал одним из известнейших ученых XX и XXI века.

Пробуждение

Врач-исследователь Сэйер вынужден поступить на работу в обычную больницу, где под его наблюдение попало несколько пациентов, выживших после эпидемии летаргического энцефалита 1917−1928 годов, и которые уже много десятилетий находились в кататоническом ступоре, не разговаривали и не двигались. Сэйер обнаружил причину этого заболевания и нашел лекарство. Фильм снят по реальным событиям, которые произошли с невропатологом Оливером Саксом, по его мемуарам.

Гориллы в тумане

Удивительная женщина Дайан Фосси посвятила свою жизнь изучению горилл. 20 лет Дайан терпеливо и постоянно рискуя жизнью пыталась сделать так, чтобы гориллы приняли её в свою стаю. В итоге она победила, была принята, в одиночку жила среди этих могучих зверей, изучала их повадки, навыки и, как бы странно это ни звучало, культуру.

Скрытые фигуры

Главная битва за космос начинается на Земле: лучшие умы планеты наперегонки думают, как успешно запустить человека в космос и не угробить его. В фильме «Скрытые фигуры» мы знакомимся с тем, как готовили свой первый пилотируемый полет в NASA. Ради успеха руководителям приходится наступить на горло собственной гордости и старым предубеждениям. Новое время требует личностных перемен.

Человек, который познал бесконечность

Сриниваса Рамануджан еще в школе проявил какие-то невероятные способности к математике. Например, в 14 лет он открыл формулу Эйлера о синусе и косинусе и был очень расстроен, узнав, что она уже опубликована. А в 16 лет в его руки попало двухтомное сочинение математика Джорджа Шубриджа Карра «Сборник элементарных результатов чистой и прикладной математики», написанное почти за четверть века до этого. В нём было 6165 теорем и формул почти без доказательств и пояснений. Мальчик, не имевший возможности учиться в вузе, погрузился в эту книгу, разобрался в ней и сложил в себе особый способ мышления и свой своеобразный стиль доказательств. Фильм рассказывает его удивительную биографию, а главную роль в нем играет Дев Патель.

Михайло Ломоносов

Нет такой науки, к которой не приложился бы Михаил Васильевич. Куда ни кинь — всюду его вклад. Он начал свой путь в науке буквально пешком и шел не только те три недели с рыбным обозом, но всю свою жизнь. В 1986 году в СССР был снят целый сериал, рассказывающий его биографию. И посмотреть его — очень достойный способ убить несколько вечеров, просветиться и проникнуться.

Игры разумов

The Professor and the Madman, 2018

Игры разумов

Филолог Джеймс Мюррей, не имеющий профессорского звания, берется за сложнейшую задачу — составить самый подробный словарь английского языка. Это невероятный труд, почти невыполнимая цель. В момент отчаяния помощь в работе приходит откуда не ждали — из лечебницы для душевнобольных преступников. Уильям Майнор, одержимый манией преследования и страдающий от навязчивых мыслей, спасается в книгах от своего сумасшествия и оказывается крайне полезным членом команды по составлению знаменитого Оксфордского словаря.