Билет на дилижанс, сабля и кружка. Заглядываем в коллекцию Музея Зеленограда

Московские музеи временно закрыты для посетителей, но знакомиться с хранящимися в них сокровищами и связанными с ними историями можно и онлайн. Лучше всего в музейных коллекциях ориентируются хранители. Отправляемся на виртуальную экскурсию в Музей Зеленограда вместе с его главным хранителем Татьяной Сильяновой.

Билет на дилижанс, сабля и кружка. Заглядываем в коллекцию Музея Зеленограда
© Mos.ru

Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур».

Коронационная кружка

Особое место в коллекции музея занимает коронационная эмалированная кружка XIX века с изображением двуглавого орла. Такие кружки входили в состав печально известных царских подарков, подготовленных в честь коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Четыре тысячи сувенирных кульков, которые раздавали 18 мая 1896 года во время гуляний на Ходынском поле, стали главной причиной массового скопления народа.

Вместе с кружкой в яркий платок, заменявший подарочную упаковку, были завернуты вяземский пряник, сайка, колбаса и мешок с орехами и сладостями. В гуще трагических событий, развернувшихся на Ходынке, оказался писатель и журналист Владимир Гиляровский, который в своих воспоминаниях главной причиной ажиотажа и смертельной давки называет эти «хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки».

В музей этот экспонат передали жители Зеленограда в 1982 году.

Пианино Diederichs Frères

На пианино фирмы «Братья Р. и А. Дидерихс» в начале XX века играл русский певец и драматический тенор Дмитрий Тархов. Оно принадлежало другу певца по фамилии Шевалдин. Бывая у него в гостях, Тархов часто садился за инструмент.

Он увлекался пением с детства — параллельно с учебой на юридическом факультете Московского университета юноша занимался в консерватории в классе оперной певицы Варвары Зарудной. В 1920-х Дмитрий Федорович работал в московских театрах, а с середины 1930-х пел на Всесоюзном радио. Тархов писал стихи, переводил на русский язык оперные либретто и преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

Музыкальный инструмент интересен и своим происхождением. Diederichs Frères («Братья Дидерихс») — первая фортепианная фирма, открытая в Российской империи в 1810 году. Мастерскую, которая постепенно выросла в завод, основал купец Федор (Фридрих) Дидерихс. Его сыновья Андрей и Роберт пошли по стопам отца, и позже фирма сменила название на «Братья Р. и А. Дидерихс». Предприятие прекратило свое существование в 1918 году, выпустив за 108 лет работы около 18 тысяч роялей и пианино.

Немецкая парадная сабля

Значительную часть коллекции музея составляют предметы, связанные с Великой Отечественной войной. Интересным экспонатом является немецкая парадная сабля с узким изогнутым клинком и украшением на эфесе в виде львиной головы с рубиновыми глазками. Сабля была изъята из эшелона, который вез экипировку для парада войск вермахта на Красной площади.

Оружие музею передал Владимир Григорьевский — ветеран Великой Отечественной войны, который воевал на Западном, Северо-Кавказском, Брянском, 1-м Украинском, Забайкальском фронтах. Он был удостоен орденов Красной Звезды, Отечественной войны II степени и других правительственных наград.

Брошюра «В бой за Родину»

Сборник песен Великой Отечественной войны «В бой за Родину», изданный в 1942 году, — это маленькая книжка с песнями советских композиторов для исполнения в сопровождении фортепиано или баяна. В сборнике 15 произведений, шесть из них — песни на слова Василия Лебедева-Кумача, среди которых знаменитая «На врага! За Родину, вперед!» на музыку Исаака Дунаевского.

Суровое время,

Горячее время

Пришло для отчизны родной.

Вставай, подымайся,

Советское племя,

На подвиг и труд боевой.

Тверже шаг,

Ряды держите строже,

Тверже шаг,

За нами весь народ.

Будет враг навеки

Уничтожен.

На врага! За Родину, вперед!

Музыку на эти стихи Лебедева-Кумача написали многие советские композиторы (Вано Мурадели, Семен Чернецкий), но известной песня стала именно благодаря версии Дунаевского, которая прозвучала в 1941 году в фильме «Боевой киносборник № 2».

Билет на дилижанс 1831 года

Среди экспонатов Музея Зеленограда есть и проездные билеты, например билет на дилижанс из Санкт-Петербурга в Москву от 21 апреля 1831 года. В 1830-е железнодорожного сообщения между городами еще не существовало и добраться быстро из одной столицы в другую можно было только на дилижансе. Большая общественная карета, запряженная четверкой лошадей, перевозила не только пассажиров, но и почту. Внутри дилижанс был разделен перегородкой, часть пассажиров сидела по ходу движения, часть — против. Из Петербурга кареты отправлялись ровно в 10 часов утра и добирались до Москвы за несколько суток. В дороге останавливались лишь для смены лошадей и «по одному часу для обеда и ужина и по получасу для завтрака».

Для поездки нужно было приобрести билет, в котором указывались дата отправления и место в карете. За день до отъезда каждый пассажир должен был принести в контору дилижансов паспорт и разрешение от полиции на свободный выезд. Когда карета прибывала на место, паспорта возвращали клиентам в обмен на проездные билеты. Стоимость путешествия варьировалась от 120 до 60 рублей в зависимости от времени года и места в дилижансе. Поездка внутри обходилась в 120 рублей, а места на сиденьях, расположенных над козлами, стоили в два раза дешевле — 60 рублей летом и 75 рублей зимой.