Войти в почту

"Не жалею ни о чем". Как жила и угасала Эдит Пиаф

Эдит Пиаф — блистательная артистка, певица, которая сумела прославиться не только у себя на родине, но и во всем мире. Про нее говорят: поднялась с самых низов на вершину музыкального олимпа. Пиаф родилась в небогатой семье в бедном районе Парижа, поговаривали, что прямо на улице, потому что ее мама не успела добраться до роддома. Но все-таки это было не так: согласно больничным записям, малышка Эдит родилась в больничной палате.

"Не жалею ни о чем". Как жила и угасала Эдит Пиаф
© ТАСС

Данный контент предназначен для лиц старше 18 лет

От родителей — певицы и акробата — Эдит унаследовала любовь к сцене, удивительный артистизм и музыкальный талант, а детство ее было совсем не похоже на обычное. Она очень рано начала выступать вместе с отцом на улице: он показывал акробатические трюки, а она пела. Позже девочка начала выступать в кабаре, познакомилась со своей сводной сестрой Симоной Берто и ее матерью, которая все время требовала от Эдит приносить домой деньги.

У Пиаф было множество поклонников, ей приписывали отношения с разными мужчинами, но сама она часто чувствовала себя одиноко. Взлет ее карьеры начался после знакомства с Луи Лепле, владельцем кабаре на Елисейских Полях. Именно он начал обучать ее мастерству: репетировал выступления с аккомпанементом, рассказывал, как надо себя вести, как подбирать сценический образ, костюмы, какие песни ей пойдут, а какие — не очень. А главное — он придумал ей этот псевдоним, Пиаф, что переводится, как "воробушек". Тогда же состоялся ее первый большой концерт с другими артистами, она впервые зазвучала на радио, а еще выпустила первый диск. Несмотря на то что выступление Пиаф на радио было довольно мимолетным, слушатели были в восторге, они звонили в редакцию, чтобы услышать ее голос еще раз.

Вскоре в жизни Эдит случилась трагедия — Луи Лепле был найден мертвым в собственной постели. Тогда у начинающей певицы были и завистники, и враги, и, что немаловажно, множество обиженных любовников. Кто-то наговорил на юную певицу, и она оказалась в числе подозреваемых, но никаких прямых доказательств ее вины не было.

Несмотря на то что Пиаф любила Лепле как отца, а тот относился к ней как к дочери, многие поспешили обвинить певицу в его смерти, назвать "приносящей несчастья", а концерты ее с тех пор, даже на самых маленьких площадках, сопровождались выкриками в адрес артистки.

Кто знает, что случилось бы с маленьким Воробушком, если бы ее не увидел поющей на улице французский поэт Раймон Ассо. Она сразу покорила его и своим образом, и своим талантом, и поэт решил заниматься ее карьерой. Он написал для нее множество прекрасных песен, работая вместе с композитором Маргерит Монно, которая тоже вскоре станет для Пиаф "своим" человеком. Он обучал ее манерам, этикету, мастерству одеваться. Певица много выступает в кабаре, барах, кинотеатрах, в мюзик-холле, участвует в радиоэфирах и много работает. После каждого ее появления публика чествует ее, а критики приходят в полный восторг.

Пиаф вела довольно свободный образ жизни. Любила выпить, часто меняла партнеров, с годами в ее жизни появлялись развлечения все ярче и опаснее. Она любила повеселиться и жила на широкую ногу, не отказывая ни себе, ни своим друзьям ни в чем. Несмотря на жизнерадостный характер и искрометный юмор, ей все время не хватало чего-то, чтобы по-настоящему почувствовать себя счастливой.

Во время Второй мировой войны Эдит Пиаф продолжает выступать: блистает в оккупированном Париже, едет с гастролями в Берлин. Кажется, что ее не волновали политические события и она была полностью занята своей карьерой. Кажется, она нравилась в любой стране и любому народу. Между тем Пиаф помогала и знакомым, которым требовалось бежать из страны, и молодым начинающим артистам, скрывала друзей, которым угрожала опасность, сотрудничала с еврейскими музыкантами, выступала перед военнопленными.

Она видела талант издалека и помогала ему раскрыться. Так она заметила в свое время Шарля Азнавура, Ива Монтана, Эдди Константина и многих других. Безумный успех Эдит Пиаф, кажется, захватывал всех, кто оказывался рядом с ней, и привлекал внимание лучших, даже самого Жана Кокто, который предложил ей исполнить роль в своей пьесе.

После войны к Эдит Пиаф пришел настоящий мировой успех. Несмотря на то что она закончила сотрудничество с Раймоном Ассо, вокруг нее уже образовался круг настоящих друзей и сторонников, которые во всем поддерживали ее, помогали и сопровождали во время концертов по всему миру. А еще Пиаф наконец находит свою любовь — боксера Мишеля Сердана. Она говорила про него: "Мужчина моей жизни". В то же время певица записывает одну из самых своих романтических песен — La Vie en rose, текст к которой написала сама: "Когда он берет меня на руки, когда шепчет мне, все вокруг предстает в розовом цвете".

Песня станет одним из самых популярных французских романсов, визитной карточкой одного из самых романтичных городов планеты. Ее часто будут использовать в качестве саундтрека к фильмам и видеоиграм, после появления инструментальной версии Луи Армстронга "Жизнь в розовом цвете" станет джазовым стандартом.

Но этому счастливому периоду не суждено было длиться вечно. Будучи на гастролях в США, Эдит Пиаф получает скорбную весть: ее возлюбленный погиб в авиакатастрофе над Атлантическим океаном. Она с трудом пережила это известие, после чего впала в глубокую депрессию и стала злоупотреблять морфием. Эдит Пиаф так и не смогла никогда забыть его, хотя и была еще дважды замужем. Ее слава росла, как и одиночество, доза принимаемого лекарства с каждым разом становилась все больше, ведь певицу преследовали не только душевные раны, но и физические: она пережила несколько автокатастроф, авиакатастрофу, после которых у нее остались сильные травмы и начал развиваться ревматизм.

Она совершенно не берегла себя, даже когда становилось совсем плохо, не могла дать себе отдохнуть: не принимать спиртное, поспать, поесть. Эдит Пиаф могла упасть прямо во время выступления от боли, потом принять морфий и продолжить. Даже когда у нее отказывала печень, она говорила, что готова давать концерты и собирать залы, чтобы другие из-за ее болезни не понесли убытки.

"Она не берегла свою душу, будто выкидывала золото в форточку", — сказал как-то про певицу Жан Кокто. Публика знала о многочисленных проблемах певицы, но продолжала взрываться бурными аплодисментами, когда она, миниатюрная француженка с боевым характером, пела на сцене, наверное, свои главные слова: "Не жалею ни о чем".

Популярность Пиаф росла с каждым днем, песни становились мировыми хитами, и, кажется, за это все она расплачивалась собственным здоровьем — в конце жизни она постоянно попадала в больницы, проходила курс реабилитации. Незадолго до смерти в 1962 году Эдит услышал весь Париж, когда она пела с одной из самых высоких точек города — Эйфелевой башни.

Весной 1963 года она дала свое последнее выступление и спустя полгода ушла из жизни в возрасте 47 лет в своем доме, в собственной постели. Такой была малышка Эдит для всего мира — смешной, веселой, живущей на широкую ногу и будто одним мгновением. Она освещала мир своим талантом, даря всем любовь и оставаясь в сердцах слушателей: "Я пою не для всех — я пою для каждого".

Кадрия Садыкова