О секретах создания космических бластеров и о том, могут ли женщины работать стеклодувами - омич Юрий ...
Юрий, расскажите о себе, чем вы занимаетесь?
— О моей профессии знает, как мне кажется, уже весь Омск и не только – я стеклодув. Начинал работать на заводе, а в итоге организовал свою стеклодувную студию. Я изготавливаю елочные игрушки, подарки и сувениры – это 100% ручная работа. В пример можно взять новогодние шары, начиная от выдувания и заканчивая росписью.
Как долго вы уже работаете по профессии?
— С 2002 года. Выходит, уже 18 лет. За это время я опробовал все методы работы со стеклом – и витражи делал, и выдувал, и из стекла лепил.
Какое у вас образование и как вы попали стеклодувом на завод?
— Изначально я получил средне-специальное образование и диплом техника-механика. После армии пришел со званием и желанием попасть в ОВД, но не сложилось. В итоге я потерял много времени и устроился грузчиком на завод, чтобы наверстать упущенное. По тем меркам платили довольно неплохо, но, получилось так, что отработав месяц, я получил травму. С грузчиков меня списали и предложили легкий труд – работать стеклодувом.
Это считается легким трудом?
— На заводе это была уже четвертая по счету позиция, которую мне предложили. До этого были должности дворника, сантехника и управляющего складом. И в итоге, когда прозвучало «стеклодувная», любопытство взяло верх, и это дело затянуло меня к себе. Я пришел, попробовал и мне понравилось.
Почему выбрали именно эту профессию?
— На тот момент, помимо работы, у меня был свой бизнес по типу «купи-продай» — продуктовый магазин. Удовольствия от этого никакого не было. Но как только я погрузился в стеклодувное ремесло, сразу забыл про магазин и продал его.
С каких изделий вы начинали работать?
— На заводе это было изготовление различных пробирок для лабораторий. Я и сейчас занимаюсь созданием и ремонтом лабораторной посуды, так как наш город является довольно химически развитым – много различных предприятий, которые к нам обращаются. При этом работаю не только с Омском, заказчики у меня были от Крыма до Камчатки.
Приходилось работать с иностранными клиентами?
— За границу в основном уходят vip-подарки. Недавно меня попросили сделать космический бластер из стекла, и это был настоящий полет фантазии! Ребята со мной связались из Италии. Но ни одна транспортная компания не давала гарантии, что изделие довезут в сохранности. В итоге довезли, заказчик остался доволен.
А что заказывают себе омичи?
— Моими клиентами часто становятся крупные компании. Обращаются для того, чтобы всех удивить, обыграть их логотип. Например, заказывают елочные игрушки – компании хотят выделиться в большой праздник и отметить себя на лесной красавице.
Как вы от пробирок пришли к авторским изделиям из стекла?
— В стеклодувном деле нельзя без творчества. Когда еще работал на заводе, всегда хотелось удивить близких, собираясь к ним на дни рождения. То капелька, то цветочек, а потом мне уже начали откровенно говорить: «Ты без таких подарков больше не приходи». Помню, принес другу на день рождения бутылку коньяка. И он спросил, зачем я это сделал, ведь он ждал от меня скорее коньячный фужер (смеется). После этого я ходил на праздники только с хрустальными ручками, стеклянными штофами или бокалами, а своей супруге дарил стеклянные цветы.
Как вы продумываете свои изделия? Может быть, начинаете с эскизов, а затем воплощаете их в стекле?
— Зачем что-то придумывать, если все есть вокруг нас? Мы выходим на улицу и видим дерево. А посмотрим чуть-чуть поглубже и увидим и листочки, и букашек, и птичек.
Как вы совершенствуете свое мастерство? Есть какие-то курсы повышения квалификации для стеклодувов или нужно просто набивать руку и создавать как можно больше изделий?
— Когда человек работает руками, чем дольше он это делает, тем лучше у него получается. И только тогда он развивается, но курсов как таковых нет. Я общаюсь с другими мастерами благодаря социальным сетям. Есть такой знаменитый стеклодув в Калининграде Юрий Леньшин, в Новосибирске есть стеклодув Вадим Кирилюк, в Питере есть Козицын Иван, в Москве – Александр Дворцевой. На изделиях Дворцевого я учился, можно сказать. Находил стеклянные фигурки в интернете, когда интернет еще кое-как работал. На загрузку одной картинки могло уйти несколько часов, а статьи по стеклодувному делу я ставил скачиваться на целую ночь. Читал их, придя с работы, а на следующий день шел на завод и экспериментировал.
А знаете Татьяну Тунис из Екатеринбурга? Ее еще называют единственной в стране женщиной-стеклодувом.
— Лично я с ней не знаком, но мы общались в интернете. Татьяна скорее не стеклодув, а выдувальщик. Она работает у печи, где масса стекла довольно большая, поэтому это довольно трудоемкое дело.
А сами вы как считаете, женщинам действительно не место в вашем ремесле?
— Если у человека к этому лежит душа, то почему нет? Не знаю, почему такое [гендерное] разделение. Вовсе ни к чему бить по рукам, если есть желание работать. Раньше ведь считалось, что женщина за руль автомобиля не может сесть, но сейчас все иначе.
Какие качества нужны человеку, чтобы стать успешным в вашей профессии?
— Основное – это терпение. А еще усидчивость и стремление к результату. Если мы идем в гору, то нам тяжело, а если спускаемся, то легко. Поэтому главное – желание начать и не бросить в дальнейшем.
А как же творческая жилка?
—Она есть у всех, просто у кого-то слишком сильно спит. У других дремлет, а у третьих наоборот в бодряке. В какой-то степени у меня самого творчество дремало, потому как на завод я пришел молодым парнем с целью заработать.
Через какие этапы проходят ваши работы в процессе создания?
— Если появилась идея, то нужно с ней переспать. Утром проснешься и уже будешь знать, как именно ее воплотить, в какой последовательности. Стекло такой материал, что, если мы его вытащили из пламени, оно может лопнет. Тогда придется делать все по новой. Чтобы такого не произошло, в голове составляется чёткий план действий.
Сколько времени может уйти на одно изделие?
— Если начинаешь какое-то глобальное дело вроде того же бластера, то на горелке придется просидеть порядка шести часов. Все это время запрещено отвлекаться, даже ответить на телефонный звонок нельзя. Отвлекся на телефон и все, изделие лопнуло. А ведь подготовительные работы по его созданию длились около месяца. Сперва сделал какие-то отдельные элементы, и лишь после начал их спаивать.
Одна из последних художественных работ заняла у меня два дня. Мой сын занимается BMX, делает всякие трюки. Он попросил у меня велосипед, но в итоге я сделал ему стеклянный (смеется). Вроде маленькое изделие, но нужно было с нуля обдумать, как его сделать, чтобы получилось симметрично и пропорционально.
Есть разница в работе с прозрачным стеклом или цветным?
— Разницы особо нет, поскольку мы не варим стекло, а используем уже готовое с завода. Оно приходит в виде стеклянных палочек под названием стеклодрот. Лично мне самому больше нравится работать с прозрачным стеклом, потому что оно излучает чистоту. Цвет есть у многих вещей, а вот прозрачность можно встретить не так часто — разве что у воды, воздуха и стекла. А некоторым мастерам наоборот больше нравится использовать цветное.
Какие еще у вас были необычные проекты?
— С Анатолием Коненко мы делали самую маленькую елочную игрушку в России. Вместе с петелькой она получилась 2 миллиметра. Я выдувал для нее полый шарик, потому что прошлая самая маленькая игрушка Коненко была с цельным шариком.
Что самое приятное в вашей работе?
— Дальнейшие планы. Например, в начале своей работы я даже не думал, что когда-то буду кого-то обучать. Но в 2015 году в Крыму мы проводили мастер-классы для деток. Они делали ежиков, дельфинчиков, шарики выдували. Один мальчик на инвалидной коляске, у которого работала всего одна рука, сделал стеклянную капельку и был в восторге. А другой мальчик на следующий день приходит и говорит: «Дядя Юра, вы же говорили, что дельфинчик живой. Так вот он выпрыгнул у меня из рук и сломал плавничок. Можно его вылечить?» И тогда я превращался в доктора Айболита.
Но мастер-классы – это очень тяжело, на самом деле. Когда я начал их проводить, то сразу понял школьных преподавателей. Действительно очень тяжело пытаться что-то рассказать, если дети все время болтают или отвлекаются.
Меня довольно часто приглашают на различные мероприятия или праздники в другие регионы, ведь не каждый город может похвастаться наличием стеклодува. В Татарстане, например, нет ни одного, мы должны были поехать туда этим летом, но сорвалось из-за пандемии.
Каким людям можно порекомендовать вашу профессию? Или при желании кто угодно может заниматься стеклодувным делом?
— Я сейчас ищу тех, кто готов отдать себя этому ремеслу. В наше дело нельзя зайти и выйти. Даже мой учитель с юных лет начал заниматься стеклом, но параллельно получил два высших образования. Ушел на какое-то время из ремесла, чтобы преподавать историю, а потом вернулся, не смог без всего этого.
А насколько вредно работать за горелкой? Вы почувствовали за столько лет, что профессия повлияла на здоровье?
— Вы же в Омске живете? Почувствовали на днях ароматы нашей экологии? Поэтому я скажу, что вредно жить рядом с заводом в Нефтяниках. А когда ты занимаешься любимым делом, то ничего такого не замечаешь. Самое главное соблюдать технику безопасности. Вредные факторы везде найдутся, и у стеклодувов это отработанные газы. Но для них у нас есть усиленная вентиляция. На самом деле и бухгалтером опасно работать. Вот он пишет ручкой, а вдруг не выспался? Закемарил, наткнулся на ручку глазом, и вот тебе травма!
Что тогда самое трудное в вашей работе?
— Лично для меня самое тяжелое, это когда наступают выходные. Когда в апреле началась пандемия, самоизоляция у меня проходила дома и на студии. Но в самом начале два или три дня я безвылазно находился дома, и мне очень хотелось сесть за горелку и что-нибудь сделать. Воскресенье у меня семейный день, я не работаю, но если два или три дня выходных, то мне уже тяжело без творчества. От хрустальной мечты к реальности – девиз моей студии.
То есть вы целиком и полностью нашли себя в стеклодувном ремесле?
— Совершенно верно!
Если вы являетесь счастливым обладателем редкой профессии, то приглашаем стать героем или героиней интервью! Орнитологов, арбористов и других не менее интересных личностей просим написать нам в личные сообщения группы «НО» или на почту newomsk.journalist@gmail.com.