Уголовное преследование за клевету в Интернете. Куда мы пришли и как мы будем с этим жить?

Чем ближе мы приближаемся к 2022 году, тем жестче и усиленнее готовятся наши власти к так называемому «безболезненному» транзиту власти.

Уголовное преследование за клевету в Интернете. Куда мы пришли и как мы будем с этим жить?
© Русская Планета

По крайней мере, на это есть все основания предполагать. Беларусь своим примером показала, что дела не всегда идут по плану и иногда народ тоже нужно слышать. Тоже самое мы наблюдали на протяжении полугода в Хабаровске. Иногда люди действительно встают с мягких диванов и выходят на улицы ради того, чтобы отстоять своё мнение и свой голос. Это весьма нормальная практика в тех странах, где есть настоящая демократия – то есть власть народа, а не конкретной группы людей. И как эта группа работает, без всякой лишней клеветы, четко и, по существу, нам прозрачно показывают периодически выпускаемые «с приостановкой на кому» расследования небезызвестного оппозиционера.

Безусловно, любой может сказать, что в любой стране и при любом режиме власти всегда будут недовольные и найдется место для оппозиции. Но давайте просто объективно смотреть на вещи. Всё больше людей понимают реальную картину, которая происходит в стране и это становится крайне неудобно для тех, в чьих руках находится власть. Поэтому, чем больше народ начинает высказываться и выражать своё недовольство, тем больше должно быть инструментов, способных таких «умных» не просто пресечь или поставить на место, но и на несколько лет вообще отбить желание что-то там говорить на корню.

Скорее всего, в рамках предыдущих убеждений и вводятся новые очередные удобные инструменты, благодаря которым можно с легкостью, а главное в рамках закона, разбираться с неугодными. В частности, первый заместитель председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы Российской Федерации Дмитрий Вяткин предложил принять нижней палате в первом чтении законопроект об уголовной ответственности за клевету в сети «Интернет». Смотивировано это якобы тем, что в нынешнее время очень большое количество различной информации люди получают посредством сети «Интернет» и эта часть весьма неполным образом зарегулирована в законодательной базе.

Теперь же Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить положением, четко регламентирующим ответственность за клевету, совершенную «публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», а равно в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределенных». Давайте попробуем рассмотреть всё более внимательно

Начнем с того, что давайте рассмотрим вообще ключевые цели и задача Комитета Госдумы, от которого подали законопроект. Как указано на официальном сайте Комитета, его деятельность направлена на создание и развитие правовых основ гражданского общества в стране. Также указано, что последовательно ведется системная работа по совершенствованию имеющейся нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность некоммерческих организаций, религиозных объединений, политических партий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также в сферах гражданства и миграции. Так справедливый вопрос, при чём тут Интернет и Telegram? И почему тогда, например, не сажать за «клевету» в книгах? Ведь автор того или иного произведения может выразить своё мнение (кстати пользуясь своим конституционным правом о свободе слова) касаемо другого человека, и оно будет различно с мнением другого человека о себе, и он посчитает это «клеветой», что же теперь, в книгах можно, а мессенджерах нет?..

Потом, о какой ответственности может идти речь? Да всё очень просто. Только о заказной. И делается это, с большей долей вероятности, именно «для себя любимых». Приведем несколько аргументов. Человек по имени Вася в чём-то не угодил человеку по имени Петя. Петя идет к знакомому редактору любого СМИ, платит ему десять тысяч рублей, предварительно рассказав душещипательную историю о том, какой Вася негодяй. И через несколько дней все знакомые Васи судорожно охают и смотрят на чарующие подробности его личной жизни и небывалые истории, которые характеризуют его как крайне негативную личность. Петя радуется своему триумфу, что ему удалось проехаться по самолюбию обидчика, и торжествует от переполняющего чувства радости от исполненной мести. Вася, пользуясь своими конституционными правами, идет в полицию и пишет заявление о том, что его честь и достоинство незаконно оклеветали. Месяц полиция будет проводить «проверку», в результате которой, они скажут, что это относится к компетенции другого РОВД, потом через месяц поймут, что третьего, потом компетенции Следственного Комитета, Генпрокуратуры, ФСБ, ФСО, ГРУ, КГБ и возможно даже «Людей в чёрном».

После полугода истязаний и издевательств Вася согласится с формулировкой, что там «нет состава преступления», поэтому в возбуждении уголовного дела ему в пятый раз откажут. При чём на глупые отписки по десять раз у органов всегда найдется время, а на то, чтобы провести объективную проверку и восстановить справедливость – они очень заняты более серьезными делами. Поэтому, возможно, Вася, собрав круглую сумму и сможет попытаться компенсировать моральный вред, который нанес ему Петя фактической «клеветой», наняв профессионального юриста, но скорее всего, это также будет потраченные нервы, силы, время и средства. Потому что так принято! И здесь показан рядовой случай, который десятками и сотнями происходит в стране ежедневно. Поменять это законодательно, однако же, никто не пытается!

Теперь давайте возьмем другую ситуацию. Оппозиционер Петя вдруг решил снять расследование и выявить факты коррупции или чиновничьего произвола депутата Васи. Делает это Петя, руководствуясь своей гражданской позицией и ответственностью за то, что он недоволен фактом того, что его лично, его семью и народ попросту обворовывают! И о чудо! После публикации такого контента прямо на следующий день к Пете приходят дяди в погонах, заковывают его в наручники и отправляют ожидать в СИЗО в рамках решения суда и возбужденного уголовного дела. А как так получилось? Разве закон не для всех одинаковый? Разве не для защиты граждан от преступных посягательств других лиц он создан? Ответы, скорее всего, каждый сам для себя найдет…