Войти в почту

Чернокожая Болейн, блондинка Каренина и пожилая Лолита: к чему приводит псевдотолерантность

В последние годы мы семимильными шагами шли к толерантности на всех уровнях, но год ушедший, конечно, дал нам псевдотолерантности с избытком. Почему «псевдо»? Потому что те, кто считал себя многие годы угнетенным, может, и небезосновательно, давно уже перешли в решительное наступление. Такое, что скоро быть гетероевропейцем без хоть каких-то отклонений станет небезопасно в «приличном обществе».

Чернокожая Болейн, блондинка Каренина и пожилая Лолита: к чему приводит псевдотолерантность
© Вечерняя Москва

Чем больше раскачивается тема «все одинаковы и равны», тем больше становится очевиднее, что правильна как раз старая русская поговорка про «каждого сверчка», сидящего на «своем шестке». У нас попутали уже и сверчков, и шестки, и вышло, как обычно, глупо и смешно. Это вернуло меня в школьные годы, где ставили мы как-то фрагмент из «Анны Карениной»: была одна девочка — бледненькая блондинка Светочка, метившая на роль мятежной Анны. А учительница литературы (она вообще правду-матку в глаза всегда рубила) возьми да и скажи:

— Рылом не вышла. Книжку-то перечитай!

Да, звучит непедагогично, но учительница хотела лишь напомнить, что Анна Каренина — дородная брюнетка. Светочка, кстати, сыграла в итоге Элен Курагину. Нашла свою нишу.

Но к чему я это? К тому, что везде есть типаж, заложенный автором. В случае с Анной Болейн — типаж, заложенный исторической правдой. И пусть мир вопит: «Все меряется степенью таланта!» Моя учительница ей бы ответила... Смотрите выше, что именно. Но учительницы давно уже нет, а мир, похоже, сошел с ума. Если мерить все исключительно степенью таланта, то тогда набоковскую Лолиту должна сыграть шестидесятилетняя корпулентная тетенька, а Екатерину Вторую — вообще мужик бородатый, но страшно одаренный! Зритель же должен понять и проникнуться. И нечего вообще брюзжать, надо развивать в себе способность видеть то, что хотел сказать режиссер. Его-то, бедолагу, тоже можно понять! Бьют палкой сверху, приговаривая: не будет у тебя определенного процента инвалидов, афроамериканцев и геев, фильм в прокат не выпустим. Вот и покрутись, сними «Ромео и Джульетту»!

Есть у тебя талант? Найди свою роль, будь ты хоть черным, хоть желтым, хоть краснокожим. Но когда тебе дают роль именно потому, что есть «квота», это, по-моему, унизительно для любого человека. Тем более для таланта… Что же выходит? Теперь афроамериканцам из-за того, что такая история неправильная, одних слуг и рабов играть? Отвечу: отнюдь нет. Новое время породило своих героев. Допустим, черный герой современной Америки — Джордж Флойд, похороненный в золотом гробу. Белые целовали ботинки афроамериканцам и становились перед ними на колени: простите! Разве это не сюжет для прекрасного слезоточивого фильма, который безусловно получит «Оскара»? Конечно! Но давайте представим: что будет, если Джорджа Флойда сыграет Джордж Клуни, а не менее талантливые актеры, чернокожие, станут играть плохих полицейских? Про целование ботинок даже не буду писать — освищут!

В Сети гуляет ролик про балерин: пластичная женщина не первой и даже не второй молодости, вес под соточку. Но как она садится на шпагат, какие крутит пируэты! Все в восторге. Выпусти такую красоту на сцену Большого в роли Одетты — и зал рухнет от хохота. Хотя там, несомненно, талант.

А я, знаете, хотела бы петь на сцене Большого арии. Я очень люблю петь. Но пою только в душе, когда громко шумит вода. Я «не вышла рылом» (в данном случае голосом) для большой сцены. Это надо признать, успокоиться и счастливо жить в своем амплуа. Иначе эта псевдотолерантность будет только нарастать. Все предпосылки для этого созданы.