«Композитор света и радости»: 100 лет назад родился Арно Бабаджанян

21 января великому композитору Арно Бабаджаняну исполнилось бы 100 лет. Арно Бабаджанян – это целый мир в армянской музыке. Он был известен, как симфонист, блестящий пианист, но огромную популярность ему принесли именно его песни. Каждая песня Арно Бабаджаняна, не успев родиться, становилась шлягером. Именно его музыка к фильму «Песня первой любви» стала открытием джаза для советского кинематографа. Ну а песни из фильма «Невеста с севера» знал наизусть весь Советский Союз.

«Композитор света и радости»: 100 лет назад родился Арно Бабаджанян
© Мир24

Родился будущий композитор в Ереване 21 января 1921 года. Через три года в этот же день умер В. И. Ленин, и отец Арно Арутюновича решил поменять дату рождения сына на 22 января, чтобы в дальнейшем можно было спокойно праздновать. Родители будущего композитора были из Игдира в Западной Армении, сейчас это – территория Турции. Родители Арно Бабаджаняна долго не могли иметь детей и взяли на воспитание девочку-сироту, родители которой погибли во время Геноцида армян в Османской Турции. Родители Бабаджаняна не были музыкантами, правда, отец прекрасно играл на флейте.

Музыкальные способности Арно Бабаджаняна были замечены еще в детском саду, куда однажды пришел Арам Ильич Хачатурян для того, чтобы отобрать одаренных детей. Он указал на Арно и сказал: «Этому мальчику нужно обязательно заниматься музыкой». В 1928 году его приняли в консерваторию, в группу одаренных детей. В девять лет он написал свой «Пионерский марш», а в 12 получил свой первый приз на республиканском конкурсе молодых исполнителей. Дальше была Гнесинка и консерватория. В 1943 году московская консерватория была эвакуирована в Ереван. Арно Бабаджанян поступил в класс К. Игумнова. Именно благодаря Игумнову Арно Бабаджанян стал виртуозным пианистом.

Свою карьеру Арно Бабаджанян начал с преподавания в Ереванской консерватории. Тогда же он начал сочинять разножанровую музыку, однако судьбоносным жанром для него стала песня.

В 1958 году «Песня первой любви» из одноименного кинофильма стала мегапопулярной в Советском Союзе. Это был гимн любви. Под музыку Арно Бабаджаняна юноши делали предложение руки и сердца, она звучала во дворах и на свадьбах. Казалось, эту мелодию знал весь Ереван. Первая песня как счастливая первая любовь. Позже Бабаджанян напишет сотни композиций, и все они будут хитами.

«Надо сказать, что это была эпоха романтической музыки, песен, огромное количество которых песенные авторы писали для нас. И все-таки в этом ряду выделяется творчество Арно Бабаджаняна. Великий маэстро за свою творческую жизнь подарил множество песен, которые стали популярными, любимыми, шлягерами», говорит эстрадный певец Ренат Ибрагимов.

На фото: Ренат Ибрагимов, МТРК «МИР»

Его песни исполняли София Ротару, Анна Герман, Карел Готт, Иосиф Кобзон и Мирей Матьё. Певица, сотрудничавшая с ним долгие годы – Раиса Грантовна Мкртчян – была любимой исполнительницей маэстро, все его песни в первую очередь в Армении исполняла именно она, только потом произведение покидало границы Армении и переходило к певцам Союза или заграничным исполнителям.

«У него была целая армия солистов в Союзе, которые ждали и с удовольствием исполняли его песни. Но были певцы и певицы и зарубежные, которые с не меньшим восторгом исполняли его произведения Анна Герман, Мирей Матье, Карел Готт, Лили Иванова. Арно Арутюнович уникален и тем, что его музыка всегда шла в ногу со временем. Он всегда следил за тенденциями, всегда был в курсе, что же происходит за границей, какая там музыка популярна, какие новшества в поп-музыке появляются. Так появились и у нас в Армении, и в Союзе в целом его песни, написанные в ритме шейка и твиста», рассказывает Народная артистка Армении, певица Раиса Мкртчян.

«Арно Бабаджанян – представитель нашей композиторской школы, которой восхищались выдающиеся деятели не только русской и мировой музыки. Это Арам Ильич Хачатурян, который был первым наставником. Национальное и новаторское – это два аспекта в его музыке», – говорит заведующая кафедрой истории музыки Ереванской консерватории Лусине Саакян.

В Москве Бабаджанян начинает писать музыку в основном для кинематографа и для эстрады. Композитор не раз признавался в том, что работа над песней требовала не меньшего таланта и отточенности мастерства, чем симфоническая музыка. Он сотрудничал в поэтами Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Леонидом Дербеневым. С ними он создал самые популярные произведения – «Королева красоты», «Голубая тайга», «Будь со мной», «Чертово колесо», «Верни мне музыку», «Лучший город земли», «Песня первой любви». И все же профессиональные музыканты ценят Арно Бабаджаняна за академические произведения.

На фото: Лусине Саакян, МТРК «МИР»

«В Советском Союзе он был первым композитором, который использовал новейшие технологии в музыкальном искусстве, в том числе сериальную технику. Его «Шесть танцев для фортепиано» были просто манифестом новой музыку, их исполняют и наши пианисты, и мастера мирового масштаба. Все, что он написал отшлифовано, совершенно по своему художественному замыслу», говорит заведующая кафедрой истории музыки Ереванской консерватории Лусине Саакян.

Друзья уверяют, что он был не только уникальным музыкантом, но и человеком с большой буквы. Тот, кто его знал или потом знакомился, все сразу проникались к нему большой симпатией, потому что он был большой жизнелюб и очень остроумный человек, не говоря уже о профессиональных качествах. Он был великолепным пианистом.

«У него был ненормированный день. Он мог сидеть до трех-четырех часов утра, играть в карты, нарды, беседовать с друзьями, спал потом до двенадцати-часу дня, потом вдруг вставал и начинал играть на фортепиано – он обожал Шопена, Рахманинова и Скрябина. И играл так, что в течение некоторого времени собирались композиторы, люди и был такой домашний концерт. Это часто бывало», – рассказывает Народный артист Армении, композитор Мелик Мависакалян.

Он отлично играл в шахматы, дружил с чемпионом мира Тиграном Петросяном. Иногда выигрывал у Петросяна. Бабаджанян очень не любил проигрывать. Проиграть – это для него было сродни смерти! Он всегда выигрывал с криками, руганью, создавал ажиотаж вокруг игры.

«Я помню, однажды мы играли в нарды, 4-4 был счет. Я бросаю кости и спокойно снимаю любые цифры, а он должен четные получить, вероятность была небольшая. Он так подумал-подумал и говорит ничья! Я говорю да! Потому что знал о последствиях если бы он проиграл, это был бы большой скандал», рассказывает Мелик Мависакалян.

Арно всегда скучал по Армении, старался ездить туда каждые два месяца. Он любил творить в Доме композиторов в Дилижане, где собиралась музыкальная элита Советского Союза. Музыканты Мстислав Растропович с супругой, Давид Ойстрах, Эмиль Гигельс, композитор Гия Канчели и балерина Майя Плисецкая. Все они приезжали в Дилижан, творили, общались, отдыхали и, конечно, выстраивались в очередь за вкусными обедами, которые были приготовлены лично Арно Арутюновичем.

На фото: Арам Сатян, МТРК «МИР»

«В Дилижане, когда он играл Рахманинова, Скрябина Он был блестящим пианистом, такое удовольствие от его игры можно было получить... Такое бывает, когда слушаешь гениального пианиста, а он был гениальным пианистом. Ему комфортно было в Ереване, в Дилижане, он мог делать, что хочет, вставать среди ночи и играть, играть... », говорит председатель Союза композиторов Армении, композитор Арам Сатян.

В 1975 году Арно Бабаджанян пишет песни для художественного фильма «Невеста с севера». Это культовая картина для каждого армянина. Комедия о том, как многочисленные родственники жениха из далекой Армении сватали невесту в русской деревне, популярна и по сей день. Роль Артака сыграл сын Бабаджаняна – Ара. Вместе с Валентиной Толкуновой они исполнили песни, написанные Арно Бабаджаняном специально для этого фильма. Зрители и представить не могли, что такую жизнеутверждающую музыку пишет человек со страшным диагнозом – саркома.

На фото: Ара Бабаджанян, МТРК «МИР»

«Мама рассказывала, что дед поседел за неделю, узнав о страшном диагнозе папы. 30 лет он боролся с этим недугом. По просьбе первого секретаря ЦК Армении Антона Кочиняна из Франции приехал профессор Жан Бернар, который поставил правильный диагноз и назначил лечение. В мировой практике это невиданный случай, когда человек с таким диагнозом смог прожить тридцать лет», рассказывает сын Арно Бабаджаняна Ара Бабаджанян.

Композитор Мартин Вардазарян также долгие годы сотрудничал с Арно Арутюновичем. Он запомнил его как общительного и легкого человека, который находил общий язык с каждым, независимо от сословия, профессии, возраста и пола. Он везде был в центре внимания, где бы ни появлялся, становился душой компании, это был человек-праздник.

«Все знают его песни, но я не уверен, что все знают, что у него прекрасных три квартета, у него прекрасный скрипичный концерт, виолончельный концерт, отличная соната для скрипки, великолепное трио, которое и сегодня находится в репертуаре лучших трио-ансамблей, кроме этого, масса фортепианных произведений, шесть картин для фортепиано. И для одного из конкурсов Чайковского ему предложили написать как обязательное для всех – и в конкурсе Чайковского звучала его поэма, которая была обязательным произведением для всех исполнителей», – говорит Народный артист Армении, композитор, пианист Мартин Вардазарян.

На фото преподаватель Ереванской консерватории композитор Мартин Вартазарян исполняет песни Арно Бабаджаняна со своими студентами, МТРК «МИР»

Арно Бабаджаняна не стало в ноябре 1983 года. Разгадать тайну его творчества так никому и не удалось. Влюбленный в жизнь композитор писал такую же яркую и многогранную музыку.

Фото МТРК «МИР»