Трагедия большого артиста: искалеченного в ресторане Константина Григорьева за два месяца сжег рак
17 февраля 1984 года – день, расколовший жизнь актера Константина Григорьева на две неравные части. «До» – работа в театре и на телевидении, яркие роли в кино. На экранах во всю крутили «Хождение по мукам», «Остров сокровищ», «Хозяйку детского дома». Никита Михалков, снявший Григорьева в «Рабе любви», скажет о нем комплементарное: актер, о котором всегда мечтают режиссеры. Но было и «после». Тяжелейшая травма, операции и суровый приговор врачей: лучше умереть, чем такая жизнь. Долгое восстановление, невостребованность в профессии, потеря близких, одиночество…
Февраль – знаковый месяц для Константина Григорьева. Он появился на свет 18 февраля 1937 года в Ленинграде. В феврале же, 26-го числа, в 2006 году, через несколько дней после 70-летия, актера не стало. В довершение к его страданиям добавился рак – он сжег мужчину всего за два месяца. Григорьева похоронили в родном городе на Большеохтинском кладбище рядом с матерью и бабушкой.
Два самых близких человека, но как по-разному складывались отношения с каждой. В 1943-м, когда советские войска прорвали кольцо блокады, мать, Лидия Васильевна, забрав дочь – старшую сестру Кости, - уехала в эвакуацию. Шестилетнего сына она оставила на руках матери, которая тянула внука из последних сил. Мать Григорьева прожила долгую жизнь и умерла в 2003-м - за три года до смерти сына. Но после расставания Константин Константинович больше ее не видел. Не желал видеть.
Пережив предательство в детстве, он до конца дней словно носил в себе не выплаканную обиду. Четыре брака, трое детей, множество романов, но был ли счастлив – большой вопрос. Все отмечали его колючий, неуживчивый характер. И пугающую прямоту, буквально сломавшую ему жизнь.
Артист-самоучка, не получивший диплома и вышедший на большую сцену из народного театра, был преисполнен амбиций, но ему вечно доставались роли второго плана. В «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» претендовал на Ибрагима Ганнибала, однако режиссер Александр Митта остановил выбор на Высоцком, и Григорьев остался не у дел. У него была нетипичная внешность – вытянутое лицо, тяжелая челюсть, крупные зубы. Так в то время не выглядели положительные герои. А вот негодяи – сколько угодно. Яркие, харизматичные. Он играл без самолюбования и фальши. А еще прекрасно пел, сочинял стихи – до сих пор звучит его «Дождь на Фонтанке и дождь на Неве», «Осторожно, листопад». Писал сценарии, пьесы, занимался живописью, вырезал по дереву. Талантище.
Уволили без лишних слов
В 19 лет Константин женился на подруге детства, парикмахерше Лилии. Родился сын Андрей. Лиля настояла на том, чтобы муж устроился на завод. Следовало остепениться, но он был слишком молод, чтобы осознать тяжесть свалившейся на него ответственности. Специальность слесаря-механика он освоил, однако его место было не на заводе.
Константина захватило творчество. В Театре им. Ленсовета он работал мастером сцены. Учился в школе-студии. Но денег отчаянно не хватало, и через четыре года брак распался. Отношения актера с Андреем будут складываться непросто. В конце жизни рядом с Константином Константиновичем окажутся чужие по крови люди – родного сына он не хотел видеть.
Первое крушение в семейной жизни – и начало расцвета его карьеры. Григорьева берут на работу в Театр им. Комиссаржевской, где чуть не каждый вечер он выходит на сцену. А с друзьями-актерами всегда находится повод для попойки.
В документальном фильме «Кумир. Без памяти и славы…» актер Виталий Безруков вспоминал те безудержные возлияния:
- Считалось, если ты не пьешь, ты не талант. Чем больше пьешь, значит, ты более ты гениален… Домой приходили на первой скорости – то есть на четвереньках. И с Костей мы могли… В общагу к нему ездили, выпивали…
В1972-м бойкий на язык Григорьев посмел заступиться за позволившего себе лишнее перед спектаклем Боярского-старшего: Сергей Александрович – отец всем известного Д`Артаньяна - тоже служил в театре. За тот выпад Григорьев был в одночасье уволен.
Между тем, у Константина сложился уже второй брак, жена Люба - тоже актриса, подарила мужу дочь Катю. Но семейная жизнь снова забуксовала. Вскоре после развода Люба умерла от сердечного приступа. В 1995-м не станет и Екатерины – она погибла, выпав из окна на одной из вечеринок. Константин Константинович не сомневался: это был несчастный случай либо кто-то помог его дочери упасть.
Собирали череп по кусочкам
После увольнения Григорьева из Театра Комиссаржевской стараниями разгневанного режиссера Рубена Агамирзяна его не берут ни в один ленинградский театр. И Константин уезжает в Москву. Первое время ютится в общаге у актера Владимира Ильина и его жены Зои. Наконец его зачисляют в труппу Театра им. Пушкина – там у него завязывается легкий служебный роман с Верой Алентовой.
Григорьев снимается в фильмах, которые принесут ему всесоюзную известность. Попутно актер переживает еще два брака. Один не официальный, всего на полтора года – с ассистенткой режиссера «Мосфильма» Аллой Майоровой – по слухам, экс-возлюбленной Булата Окуджавы.
В следующий раз дело дошло до похода в загс. В 1983-м 19-летняя реквизиторша Лена подарила мужу сына Егора.
А потом наступил страшный февраль 1984-го. 17-го в театре был день зарплаты, и Константин Константинович вместе с коллегой и приятелем Борисом Борисовым отправились в ресторан Дома актера на Пушкинской площади. Говорят, день рождения заранее не отмечают, но приятели, наплевав на условности, пили за здравие Константина – 18-го ему исполнялось 47 лет. За соседним столиком веселилась пьяная компания. В какой-то момент завязалась перепалка.
Несерьезная перебранка в ресторане, едва вспыхнув, затихла. Григорьев вышел покурить, присел на лестнице на корточки – и страшный удар по голове сбил его с ног. Актер чудом остался жив. Разбитая голова, выбитые зубы, переломанные ребра. Он долгое время провел в коме, перенес восемь операций. Врачи собрали его череп буквально по кусочкам.
Напавшего на Григорьева типа так и не установили, и, по мнению друзей, дело спустили на тормозах. Скорее всего, приложили руку завистники, которые сделали все, чтобы преступление не раскрыли. Говорят, за ними стояли высокие покровители.
Последняя Надежда
До конца дней актер так и не восстановился. Страдал афазией – расстройством речи, забывал имена, плохо двигался. Друзья пытались помочь. Григорьеву доверили роль немого Герасима в спектакле «Муму» в детском театре. А Александр Соловьев – Красавчик из «Зеленого фургона» - снял его в своем фильме «По Таганке ходят танки». Константин Константинович сыграл великолепно, правда, озвучить его пришлось другому артисту. Но, изображая сумасшедшего, Григорьев сам заставил многих поверить, что он не в себе.
В тот период в его жизни даже появляются женщины. Но, к сожалению, интерес у дам к глубоко несчастному инвалиду оказался не бескорыстный. Ольга Третьякова, выдававшая себя за внебрачную дочь Иннокентия Смоктуновского, втихаря прописалась вместе с сыном в квартире Григорьева. А после появления некой Надежды, рьяно ухаживающей за тяжелобольным актером, неизвестные разом вывезли из его дома все ценные вещи, книги, картины… Предательство женщины, которую любишь и которой доверяешь, как злое проклятие, настигло актера и под занавес жизни.