Войти в почту

Черный список главы Гостелерадио Лапина

50 лет назад, в канун Нового 1971 года, председатель Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете Министров СССР Сергей Лапин утвердил список исполнителей эстрадных песен, вычеркнув из него имена всех тех, кто в своих музыкальных произведениях не прославлял СССР и не пел о его героическом прошлом (революции, КПСС и ее основателе Ленине), а также светлом настоящем – комсомоле, БАМе и Брежневе.

Черный список главы Гостелерадио Лапина
© Свободная пресса

Многие из действующих на тот момент эстрадных солистов с удовольствием (чего уж душой-то кривить) исполняли такие патриотические песни, как «Любовь, комсомол и весна», «Как молоды мы были» и другие действительно по-настоящему талантливые, красивые и мелодичные музыкальные произведения с серьезными социальными текстами, которые могли бы украсить (и украшали) любой концерт. Но многие из певцов и певиц не делали этого и не включали в свои выступления творения патриотически настроенных авторов. Именно таких артистов Сергей Георгиевич Лапин исключил из когорты практикующих гастролеров и постоянных участников звукозаписи на Гостелерадио.

Почему он проделал подобное с определенными людьми и по какой причине включил в этот список фамилии конкретных вокалистов – большая загадка. Ведь мотивы поступка советского чиновника были весьма субъективны и не всегда справедливы.

Но факт остается фактом: в одночасье из списков гастролирующих по стране певцов и певиц, записывающих свои песни на пластинках в государственной фирме «Мелодия», а также на радио и телевидении, исчезли десятки фамилий профессиональных вокалистов и музыкантов всех мастей. Для всех их вдруг наступила пора забвения. Более того, уже записанные ранее и зафиксированные на магнитной пленке на радио и телевидении песни в их исполнении, а также концерты и радиоспектакли подлежали размагничиванию. Та же участь ждала и пластинки с их песнями.

Понятно, что хоть Лапин и считался другом Леонида Ильича Брежнева, однако в своих решениях он был вынужден постоянно оглядываться на старших товарищей из ЦК КПСС, в частности – на секретаря по идеологии Суслова и министра по культуре Екатерину Фурцеву.

Сейчас, спустя десятилетия, уже известно недовольство некоторых государственных и партийных чиновников, например, не в меру эксцентричными выступлениями и вызывающими костюмами Валерия Леонтьева, а также чересчур короткими юбками на сцене молодых «несознательных» певиц – таких, например, как Лариса Мондрус, о которой Екатерина Фурцева, в частности, говорила в узком кругу своих приближенных: «Эта прибалтийская певичка слишком свободолюбива. И в песнях, которые она поет, слишком мало идейной тематики для строителей коммунизма».

Зато с избытком в ее концертах хватало «свободного исполнения». Ведь именно Мондрус одна из первых начала пританцовывать во время пения, что тогда, в 1960-х и 1970-х, не одобрялось.

Как многие подобные ей исполнители, певица не стала жаловаться и стенать. Лариса Мондрус и ее супруг Эгил Шварц просто решили уехать из страны. В 1973 году они подали документы в ОВИР и в том же году, получив разрешение на выезд в Израиль, покинули СССР. Уже позже они переехали в Мюнхен, поселившись в его пригороде – Грюнвальде, купив там себе дом.

В СССР же о Ларисе Мондрус в это время распространяются самые нелепые слухи. Но Мондрус успешно гастролировала, выступала на немецком телевидении, записав в 1974 году на фирме Polydor Records пластинку «Die Herzen singen» на немецком языке. А в 1980-х, после рождения долгожданного сына Лоренса, Лариса всецело ушла в бизнес.

Самые преданные поклонники Мондрус хорошо помнят ее приезд в Москву в 2001 году, а затем и гастроли в Риге и Юрмале. Но главное – до сих пор в России звучат ее незабываемые песни.