Войти в почту

«Не отрекаются, любя»: жертвы любовного треугольника

Что и говорить, советских поэтов современная публика не очень знает. Слава Асадова, Друниной или Тушновой осталась в прошлом. И каждое упоминание их авторства — признание. А стихи советских лириков нужны сегодня, ведь запрос на вечные ценности громадный. Только удовлетворить его современная культура уже не может.

«Не отрекаются, любя»: жертвы любовного треугольника
© Вечерняя Москва

Недавно в прокат вышел фильм Анны Меликян «Трое». Извечная тема — любовный треугольник. Один мужчина (его роль исполняет Константин Хабенский) — слегка уставший, но все равно милый. За него сражаются две женщины, каждая прекрасна по-своему. В роли жены — Виктория Исакова, молодая любовница — Юлия Пересильд. Исакова олицетворяет Москву — смелую и готовую бороться за свое до последнего. Пересильд — нежная, неземная… Она по сценарию пишет стихи, разящие наповал. Прекрасные стихи, которые... когда-то писала Вероника Тушнова! Стихи, о которых почитатели Тушновой скажут, будто у них на ладони лежит «...окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони». У поэтессы была трагичная история любви с поэтом Александром Яшиным. Вероника, Яшин и его жена тоже жили в мучительном любовном треугольнике.

Тушнова умерла молодой — в 54 года от рака, но его первопричиной сама считала тоску по любимому. Яшин все же предпочел жену. Не очень счастливая личная жизнь поэтессы обогатила отечественный литературный фонд удивительными стихами, напоминающими утреннюю розу на изумрудной траве, но и они не принесли заслуженной славы. Песни на слова Тушновой охотно брали в кино: вспомним «Не отрекаются, любя». Но зрители не знали, кто автор слов. Наивные вообще считали, что сама Алла Пугачева сочиняет и поет! А в фильме «Трое» Пересильд прерывающимся от волнения голосом читает «Улыбаюсь, а сердце плачет…», «Хмурую землю стужа сковала» и пронзительное «Мне говорят: нету такой любви…».

Дань Тушновой в фильме — имя героини Пересильд: Вероника. Да, и в финальных титрах вперемешку с осветителями, водителями и ассистентами мелькает фамилия поэтессы. Формально закон соблюден, но кто их читает внимательно — эти титры? Почему режиссер, продюсер, актеры — в начале, а имя Вероники Тушновой — как бы за кадром? Обидно. И фильм-то в целом неплохой: тема вечная, актеры хорошие. Анна Меликян умеет задеть за живое.

«Улыбаюсь, а сердце плачет…» — автор этих строк Вероника Тушнова наверняка не обиделась бы. Она была чистая, немеркантильная. Сейчас таких уже нет, похоже, сняли с производства.