Как снимали кинотрилогию «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага»?

23 февраля телеканал «МИР» покажет сразу три известных советских фильма о войне: кинотрилогию «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага» – все три с Вячеславом Тихоновым в главной роли.

Как снимали кинотрилогию «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага»?
© Мир24

Действие первого фильма начинается в августе 1941-го. Отдельные части Красной армии оказались в окружении. Майор Млынский в исполнении Вячеслава Тихонова собирает из разрозненных воинских групп в тылу врага особый отряд. Их немного, но они действуют на оккупированной немцами территории.

Смотрите 23 февраля на телеканале «МИР» кинофильмы «Фронт без флангов» (5:45), «Фронт за линией фронта» (8:50) и «Фронт в тылу врага» (12:40)

Когда снимался первый фильм, никто не думал, что у него будет продолжение. Однако фильм побил все рекорды кинопроката. Его популярность была огромной. Отчасти благодаря тому, что в фильме снялся поистине звездный состав актеров. А отчасти потому, что в этом фильме был взят особый тон кинорассказа о войне, который попал в потребности аудитории – той самой, в которой ни одна семья не осталась без потерь, без своих похоронок и своих затерянных по всей России безымянных могил.

Кадр из фильма «Фронт в тылу врага», реж. Игорь Гостев, Мосфильм, 1981

«И «Фронт без флангов», и «Фронт за линией фронта», и особенно «Фронт в тылу врага» выходили на вторые-третьи места по сборам года, – сказал в интервью корреспонденту «МИР 24» киновед, кинокритик Александр Шпагин. – У них были прекрасные сборы. Лично я придерживаюсь довольно критического мнения об этой кинотрилогии, но зритель эти фильмы просто обожал. Режиссера Игоря Гостева забрасывали мешками писем, где люди говорили о том, как все это прекрасно, правильно и точно снято».

Во многом успех фильмов объяснялся великолепным актерским составом. Чего стоил только дуэт Вячеслава Тихонова и Ивана Лапикова. По воспоминаниям съемочной группы, они были подлинными соавторами кинотрилогии, людьми, принесшими в картины не только выдающееся актерское мастерство, но и огромный жизненный опыт, самоотверженность и самоотдачу в работе.

Иван Лапиков столь органично вжился в образ Ерофеича, что, по отзывам съемочной группы, он даже их убеждал в реальности происходящего: на площадке перед камерой работал не просто актер, а участник войны, передававший остроту событий одним только взглядом.

Актеру было что вложить в эту роль: во время Великой Отечественной войны 20-летний студент театрального училища, он сперва строил под Сталинградом противотанковые заграждения, а потом – во время Сталинградской битвы – переправил на рыбацкой лодке сотни раненых через Волгу на другой берег, в тыл. Так что о войне знал не понаслышке и очень гордился медалью «За оборону Сталинграда».

Вячеслав Тихонов позже признавался, что как партнер Иван Лапиков был и радостен ему, и в определенном смысле страшен. Страшен, потому что, играя рядом с актером такой абсолютной психофизической правды, необходимо было дотягиваться до его уровня.

Для самого же Тихонова образ майора Ивана Млынского, которому Сталин лично присвоил звание полковника, стал ролью длиной почти в десятилетие.

Кадр из фильма «Фронт за линией фронта» , реж. Игорь Гостев, Мосфильм, 1977

Интересно, что в своих предыдущих ролях Тихонов словно прошел весь тот путь, который по сюжету фильма прошел и его герой. Тот до войны был школьным учителем, а потом стал чекистом, и Тихонов сперва вжился в роль учителя Мельникова в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», а потом стал советским разведчиком в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Роль штандартенфюрера СС Штирлица (разведчика Исаева) принесла актеру невиданную популярность. Но и подготовила его к роли Ивана Млынского: верится, что этот человек действительно был учителем и стал чекистом, а когда понадобилось, смог собрать и возглавить отряд разведчиков, хотя и остается – на самом донышке – прежним учителем.

Сейчас уже мало кто помнит, что великолепный актерский состав это заслуга режиссера Бориса Яшина, имени которого и в титрах-то нет. Вот что рассказывает об этом киновед Александр Шпагин: «Именно Борис Яшин на первом этапе начинал съемочный процесс. Хотя мне совсем непонятно, почему этот тихий, камерный, тонкий лирический режиссер, снимающий кино про экзистенциальную жизнь простых людей, получил такое поручение постановку этого огромного военного блокбастера.

Но изначально это поручили именно ему, он сам рассказывал об этом. И весь кастинг, подбор актеров – его. Это он позвал Вячеслава Тихонова и других звезд, и кусочек фильма, какие-то первые эпизоды он снял: на кадрах кинохроники видно, что он находится на съемочной площадке. Но он сошел с дистанции очень быстро. Потому что вся эта история была ему совсем не близка. Так что можно сказать, что режиссеру Игорю Гостеву, который потом снимал этот фильм, повезло: он попал в этот проект, и он ему принес известность, звания, премии. Он смог о себе заявить и вышел в режиссеры первого плана».

А режиссер Борис Яшин писал позднее в своих воспоминаниях: «Вот так я не стал снимать, можно сказать, государственный заказ. И после этого я целых два года ничего не делал. Сизов (тогдашний гендиректор «Мосфильма») не мог меня запустить с моей картиной «Ливень». Я понимаю, он не мог, потому что я не стал снимать государственный заказ. Два года прошло, пока не вышли первые серии фильма «Фронт без флангов», и только после этого мне разрешили работать заново».

По-настоящему хороши некоторые песни в этой военной кинотрилогии, написанные композитором Вениамиом Баснером на слова Михаила Матусовского. «Музыка в сериале сыграла очень хорошо, – говорит Александр Шпагин. – Мне нравятся песни «Нет, мой друг, мы не позабудем, как с тобой мы служили людям», а песня «Как, скажи, тебя зовут» – до сих пор одна из любимых моих песен. В начале двухтысячных я даже делал небольшую локальную программу неизвестных военных песен, и там я спел эту песню. Так что музыка в кинотрилогии – это то, что мне реально очень нравится».