Войти в почту

Дореволюционная Донцова: Анастасия Вербицкая

Анастасия Алексеевна Вербицкая родилась 11 (23) февраля 1861 года в Воронеже в небогатой дворянской семье. От рождения она была Зяблова. Девушка окончила Московский Елизаветинский женский институт в 1877 году, работала гувернанткой. Также она училась в Московской консерватории по классу вокала, но не завершила образования – не хватило денег оплачивать учебу. Незавершенное образование не помешало Вербицкой найти работу учительницей музыки и регентом хора в Елизаветинском институте. Однако в 1882 году Анастасия вышла замуж и должна была оставить это учебное заведение. Анастасия Вербицкая трудом своим добывала хлеб свой: продолжала учительствовать в гимназиях, работала корректором в газете "Русский курьер", а затем стала и автором этой газеты и газеты "Жизнь", да не с чем-нибудь – с обзорами политической жизни. Сергей Довлатов в свое время гениально описал один феномен: "Правда ли, что все журналисты мечтают написать роман? – Нет, - соврал я". Вербицкая тоже мечтала написать роман. И написала, да не один (Сергей Довлатов же дальше повестей не пошел, но можно долго спорить, что более весомо для русской литературы – его "малая проза" или собрание сочинений Вербицкой). Анастасия Вербицкая. Иго любви. Фото: ozon.ru. Первым беллетристическим трудом Анастасии Вербицкой была повесть Разлад, созданная в 1887 году (издавалась также под названием "Первые ласточки"). Она писала и пьесы: "Миражи", она же "Мираж!", "Бесплодные жертвы", "Семейство Волгиных", "Дети века" и др. Её рассказы впервые вышли в книге Сны жизни в 1899 году. Из романов можно назвать "Вавочка", "Освободилась!", "Дух времени". Все они писались на рубеже XIX – ХХ веков и отражали предчувствие или события первой русской революции. Но настоящая популярность досталась любовным романам Вербицкой. Ее произведение "Ключи счастья" было даже экранизировано в 1913 году В.Гарденом и Я.Протазановым. В 1917 году вышел "ремейк" фильма под названием "Победители и побежденные". Ставил его режиссер Б.Светлов совместно с Вербицкой, которая написала для него сценарий. Второй фильм породил многочисленные подражания, продолжения и пародии. Фурор в обществе произвела и трилогия "Иго любви", состоящая из романов "Актриса", "Огни заката", "Спешите жить". Они писались с 1914 по 1920 год. В основу биографии героини Вербицкой легли страницы биографии ее матери и бабушки, игравших в провинциальных театрах. Публика читала эту серию книг как гимн безграничной свободы творческой личности, в том числе и в сфере быта и отношений полов. Именно эти два наименования переиздаются сегодня, в отличие от "политических" романов Вербицкой. Говорят, что в начале ХХ века Вербицкая по масштабам читательской аудитории опережала даже Льва Толстого. Напрашивается параллель ее с самой одиозной современной писательницей Дарьей Донцовой. Хотя по совести, Вербицкую надо сравнивать с авторами другого толка… Детективов она не писала, а темой ее было воспитание в женщине новой, эмансипированной женщины, не цепляющейся за устарелый институт брака, работающей сама на себя и совершенствующей свое духовное начало. По сути, это идеи феминизма. Сегодня в искусстве чрезвычайно остро стоит феминистская тема, существует даже так называемый "радфем" (радикальный феминизм"). Не будем сравнивать с ним тексты Вербицкой. Она провозглашала необходимость женской самореализации. Но не требовала от женщин отказа от семьи и счастья материнства. Просто призывала отвести любви и замужеству не главенствующее место в жизни. Занимала "центристские" позиции. Но тогда они казались радикальными… Тексты Анастасии Вербицкой справедливо упрекают в литературной схематичности: они выглядели однообразно, мир, созданный силой ее воображения, был довольно упрощенным, а там, где она развивала модные в ее время социальные теории Карла Маркса, Карла Каутского, Фридриха Ницше и Оскара Уайльда, это выглядело поверхностно. Но психологической достоверности, сюжетной занимательности и антимещанского пафоса у них не отнять. Пафос (в хорошем смысле слова) был свойственен и деяниям Вербицкой. Она не только живописала словом, но и действовала (предпочитала слову дела) во благо человека (чаще – во благо представительниц прекрасного пола). С 1902 писательница сама заделалась издателем. В 1905 году стала председателем Общества улучшения участи женщин. В том же революционном году предоставляла свою квартиру для заседания комитета РСДРП(б). Потрясения от "кровавого воскресенья" 9 января выразила в повестях "Светает" и "Крылья взмахнули". Могила писательницы Анастасии Вербицкой на Новодевичьем кладбище Москвы. Фото: Википедия. Но именно революция, которую Анастасия Алексеевна так приветствовала, сделала ее ненужной. В 1920-е годы произведения Вербицкой стали называть образцом "бульварщины". Писательница переквалифицировалась на рассказы для детей, которые писала в том числе под мужским псевдонимом Игорь Ольгович (а еще А.Алексеева). Умерла Вербицкая в Москве 16 января 1928 года. Но похоронена была все же на Новодевичьем кладбище. Правда, в семейной могиле. По-видимому, не в знак особых заслуг перед властью, а просто как давняя московская горожанка…

Дореволюционная Донцова: Анастасия Вербицкая
© Ревизор.ru