«Человеческие проблемы и чувства – вне времени»
В Курске в течение трёх дней проходили благотворительные показы XXVI Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». Открыл их президент фестиваля, известный кинорежиссёр, народный артист России Вадим Абдрашитов. На встрече с курскими СМИ киномастер поделился своими мыслями и рассказал о положении дел в современном кинематографе. ДОСЬЕ Вадим Абдрашитов – советский и российский кинорежиссёр и педагог. Народный артист Российской Федерации (1992), профессор ВГИКа. Автор фильмов «Остановите Потапова!» (1973), «Слово для защиты» (1976), «Поворот» (1978), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984), «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Слуга» (1988), «Время танцора» (1997), «Магнитные бури» (2003). Зрителю нужен хэппи-энд – Вадим Юсупович, у многих ваших работ трудная дорога к зрителю. Правда ли, что за «Охоту на лис» вас уволили со студии? А одну из ваших работ – «Время танцора» спас Виктор Петрович Астафьев? – За «Охоту на лис» я был уволен с киностудии «Мосфильм» на два дня – была такая экзекуция. Мне предлагали сделать поправки, которые калечили картину, а я не соглашался. Что делают в таких случаях? Убирают режиссёра! В итоге поправки так и не были внесены. Но картина вышла – она понравилась министру кинематографии. Астафьев не только спас «Время танцора», он прекратил черносотенную волну, поднявшуюся тогда и в прессе, и на телевидении. Картина вышла, и сразу началась полемика: «Что это? Герои фильма – хорошие ребята или нет?» А фильм о другом. О том, что с Гражданской войны нельзя вернуться победителем. Мои друзья, писатели Евгений Попов и его жена Светлана Васильева, дружили с Астафьевым ещё с Красноярска. В то время он был проездом в Москве. Евгений рассказал, что у Вадима сложности с картиной. Виктор Петрович захотел её посмотреть. Тогда это было непросто – это же не диск, не флешка. Показ с трудом удалось организовать в воскресенье в киноцентре на Красной Пресне. Кроме Астафьева, в зале был писатель Роман Солнцев. Я не был уверен, что картина понравится. Но когда она закончилась и Астафьев вышел, я понял, что он под сильным впечатлением. Писатель был возмущён, что картину ругают. «Приезжай в Красноярск, устроим премьеру». Вскоре он написал статью, затем выступил по второму центральному каналу, очень комплементарно высказался по поводу фильма. А потом я поехал в Красноярск. Там все говорили: «Астафьев с новым другом Абдрашитовым привезли такую картину!» Я побывал в Овсянке (родное село писателя под Красноярском). Астафьев показал мне хозяйство, библиотеку. Зашёл разговор и о его романе «Прокляты и убиты» (одно из самых драматичных произведений о войне, роман не окончен, в марте 2000 года автор заявил, что прекращает над ним работать – ред.). Я был под сильным впечатлением. Астафьев сказал, какой «взрыв» вызвал роман. «Знаешь, сколько я получил писем? Мешки!» Я говорю: «Естественно, роман ругали тыловые крысы и негодяи». Он сказал: «Нет, в основном писали штрафбатовцы (трагедия этих солдат показана в романе). Люди, которые через всё это прошли, говорили: «Зачем вы это трогаете, зачем выносите? Мы это уже пережили. Это было так страшно! Кому это нужно…». – Ваши картины не пропускала цензура… Сейчас все проще? – Большевики со своей цензурой воспринимаются сейчас (не только мной) как детский сад. Конечно, и раньше были явления: например, идиотская история с «Агонией» Элема Климова – картину не выпускали. Но сравнить это с сегодняшней цензурой невозможно. Сегодня – это цензура рубля или доллара. И это гораздо страшнее той, о которой сейчас так много говорят. Можно ли было бы сейчас снимать мои картины? Конечно, нет! Сейчас в этом смысле всё проще, циничней. Сейчас говорят: «Это не медийное лицо!» «Как? Это же будущая звезда!» «Нет, нам нужен медийный актер». Или – «Почему такой плохой финал? Нет, не годится, зритель не будет «ходить» на этот фильм. Зрителю нужен хэппи-энд». Как «положить»дом набок? – Важную роль в успехе картины играет удачный подбор актёров. Два ваших фильма – с Олегом Янковским. Расскажите, пожалуйста, о работе с этим актёром. – Олег Янковский был моим другом. Мы жили в одном доме, ходили друг к другу в гости, я приезжал к нему на съёмки. Он смотрел все мои картины. А познакомились мы так. Мне нужен был исполнитель на роль в мою первую картину «Слово для защиты» – человек с современным лицом, интеллектуал и в каком-то смысле циник. Янковский замечательно это сделал. И тем самым подготовился к картине Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву». «Слово для защиты» посмотрели 35 миллионов зрителей. Олег Янковский – выдающийся актер, рыцарь кино и театра с особым актёрским обаянием. Его уход – большая утрата. Мне нравится, как работает его внук, – Иван Янковский. Возможно, это тоже актер с большим будущим. – Многие актёры сыграли свои первые роли именно в ваших фильмах: Максим Аверин («Магнитные бури»), Чулпан Хаматова («Время танцора»), Елена Яковлева («Плюмбум, или Опасная игра»). В фильме «Плюмбум» в финале юная героиня Соня падает с крыши. Как снимали эту сцену? – Это придумал главный художник-постановщик Александр Толкачёв. Он «положил» дом набок, мимо него ездили на тележке с ветродувом. Съёмка оператора Георгия Рерберга была фантастической сложности! Героиня погибает. Всегда за опасные игры расплачиваются совершенно невинные люди. – Фильм «Парад планет» завораживает. Наверное, и благодаря тому, что в нём очень много классической музыки. – Картина удивляет не только меня, но и композиторов, музыкальных киноведов. В ней соединились музыка Бетховена и Шостаковича, мелодии довоенного и послевоенного времени. Эта музыка в органике. Такова природа этой картины! – Как сложился ваш дуэт со сценаристом Александром Миндадзе? Что вас притягивало друг к другу? – За 25 лет работы мы сделали 11 картин. Всё время ставили принципиально новые задачи. Тогда существовал ещё некий слой серьёзного кинематографа. – Какие современные фильмы смотрите? – Мне нравятся такие фильмы, как «Дурак» Юрия Быкова, «Горько» Жоры Крыжовникова, тот же комедийный фильм «Холоп» Клима Шипенко, с правильным, точным выбором актёров, с моралью в финале. – Когда мы увидим ваши новые работы? – Есть замысел снять фильм про константы человеческого существования. Человеческие проблемы и чувства вне времени. Ведь состав крови у нас такой же, каким был тысячу лет назад. А нормальная температура тела – 36,6 градуса. Надеюсь, что успею снять эту картину. Елена ГАМОВА
О святынях – на экране