Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

«Поражает совершенством». Вышел новый роман Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд»

«Поражает совершенством». Вышел новый роман Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд»
Фото: BFM.RUBFM.RU
Гузель Яхина представила свой новый роман «Эшелон на Самарканд». Как и в двух первых книгах Яхиной, действие происходит в начале 20-х годов прошлого века. Это роман-путешествие. По сюжету молодой красноармеец Деев и комиссар по делам детей Белая вывозят 500 погибающих от голода сирот из Казани в Самарканд.
Яхина писала эту книгу больше двух лет, изначально планировала создать небольшую повесть. Вот что автор рассказала Business FM о своем произве
ниге «Эшелон на Самарканд» очень много правды, хотя местами эта правда может казаться фантастической, может казаться авторским вымыслом. Одна глава о том, как детский комиссар Белая путешествует по Чувашии, эта глава основана на мемуарах профессионального борца с беспризорностью Аси Давыдовны Калининой. А вторая глава о том, как начальник эшелона Деев кормит на вокзале в Казани голодающих прямо с колес питательного поезда. А все остальное в романе имеет отношение к правде или вытекает из правды. Правда — это положение детских домов и эвакопоездов, судьбы детей, которые описаны в романе, состояние железных дорог, количество беженцев, паралич железных дорог, который был в 1920-е годы. Одна точка зрения была, собственно, точка зрения голодающих, взгляд другой — был взгляд сотрудников органов, которые с этим голодом боролись. Действительно, очень много правды, несмотря на такой приключенческий, очень задорный сюжет.
— Рассчитываете ли вы на экранизацию этой книги?
— Я, когда писала роман «Эшелон на Самарканд», понимала, что рассказываю об очень тяжелой теме — теме голода в Поволжье. И мне хотелось, чтобы этой теме было противопоставлено что-то, что поможет читателю легче двигаться по роману. Поэтому я осознанно использовала кинематографические приемы, строила сцены, как в кино, диалоги старалась писать острые, конфликтные, монтировала сцены, то есть пыталась показать эту историю, а не просто ее рассказать. Поэтому да, в романе «Эшелон на Самарканд» много кинематографического, я буду счастлива, если экранизируют текст. Пока не могу доложить о каком-то подписанном договоре, но да, интерес есть.
Впечатлениями от романа делится переводчик, литераторагент Елена Костюкович, которая одной из первых прочитала «Эшелон на Самарканд»:
Елена Костюкович переводчик, литератор, литературный агент «Я считаю, что ничего лучше этого по качеству за много-много лет на русском языке не рождалось. У меня абсолютно восхищенное отношение к дару Гузель Яхиной со времен ее первой книги. Но здесь она поражает совершенством, потому что нынешняя книга сочетает в себе очень глубокую жизненную правду, работу по документам, ею привнесенное туда страстное чувство какой-то отчаянной битвы со злом. Плюс конструкция. Конструкция абсолютно идеальная: это одиссея, это путь. Одновременно робинзонада, потому что ничего нет: людям предлагается создавать жизнь из ничего, из нуля, из антижизни, из смерти. Смерть там, в частности, присутствует и как метафорическая фигура. Читатель попадает в такой накаленный текст и может бросить книгу со словами: «Слишком для меня надрывно, это слишком тяжело, я устал, я не могу вынести подобное напряжение». Поэтому спасает конструкция. Она очень успокаивающая, ты знаешь, что в конце концов герой обязательно справится, потому что робинзоны всегда выбираются из тех обстоятельств, в которые их загнала жизнь. Эта конструкция плюс замечательный язык, который до невероятия прост. Гузель Яхина раньше писала сложнее, запутаннее».
Сама Гузель Яхина рассказала в интервью РИА Новости, что будет рада, если книгу экранизируют. Но писательница понимает, что это очень дорогой проект: исторический сюжет, дорога с большим количеством локаций, 500 детей.
Весной 2020 года в Сети разгорелись споры вокруг сериала «Зулейха открывает глаза» по первой книге Гузель Яхиной. Его показывали в эфире канала «Россия 1», в главной роли снялась Чулпан Хаматова. Некоторые татары упрекнули картину в искажении народного быта, хотя «Зулейха» снималась в Татарстане. Не понравились и постельные сцены.