Войти в почту

Режиссер Рудольф Фурманов продолжает оздоровление театров вакциной «Фигаро»

В Санкт-Петербурге в Театре имени Андрея Миронова 8 марта прошла одиннадцатая церемония вручения актёрской премии «Фигаро». Основатель премии художественный руководитель Театра имени Андрея Миронова народный артист России Рудольф Фурманов впервые за одиннадцать лет не выбежал на сцену обнимать своих любимых артистов – но была налажена видеосвязь, и Рудольф Давыдович (он проходит курс лечения) всё-таки был с нами в этот вечер. Премия «Фигаро» (она воплощена в изящной статуэтке бисквитного фарфора, изображающей Андрея Миронова в его коронной роли) элементарна по своему устройству – её вручают замечательным актёрам, без всякого соревнования, а просто по любви. (Поэтому в зале не было ни одного театрального критика, то есть ни одного лица, страдающего галлюцинацией, что оно критик.) Президентом премии десять лет был Валентин Гафт, в этом году его место перешло к Сергею Безрукову. Сергей со сцены сразу объяснил, что ему 47 лет (в точности как чеховскому дяде Ване, которого он только что сыграл в своём Губернском театре). Но в сравнении с нынешними лауреатами «Фигаро» он, конечно, мальчишка, выросший на их фильмах и спектаклях. В этих словах не было никакого поэтического преувеличения: среди лауреатов были Ирина Муравьёва и Николай Бурляев, Сергей Никоненко и Александр Михайлов, Вениамин Смехов и Валентин Смирнитский… Вручали им статуэтки Людмила Чурсина, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Эммануил Виторган, Максим Дунаевский, Михаил Боярский… то есть золотой «советский ресурс». Эстафету откровенности подхватил у Безрукова драматург, режиссёр и основатель собственного негосударственного театра, доблестный екатеринбуржец Николай Коляда, которому тоже вручили «Фигаро». Он, бледный от волнения, на подгибающихся ногах вышел на сцену и объявил, что ему 63 года, но он тоже вырос на творчестве тех людей, в компании которых столь счастливо оказался в этот дивный вечер. «А всё, что мы делаем, – сказал патологически честный Коляда, – в сравнении с тем, что сделали эти люди, – ничто». Справедливости ради надо всё-таки отметить, что и менее именитые лауреаты нынешнего «Фигаро» очень достойные артисты – Евгения Крюкова, Анна Ковальчук, Евгений Герасимов, Игорь Миркурбанов, Андрей Шимко – просто им выпало жить и работать в иные времена и с иными режиссёрами, чем, скажем, Муравьёвой и Бурляеву (тот вообще уже пребывает в истории мирового кинематографа со своими двумя великими ролями у Андрея Тарковского). Все лауреаты приехали в Петербург, кроме чудесной красавицы Евгении Крюковой (да, проклятый ковид). Приветственные слова лауреатам говорили режиссёры Валерий Фокин и Влад Фурман, актёры Юлия Рутберг, Михаил Боярский, Игорь Золотовицкий, Дмитрий Харатьян, Людмила Поргина, Юрий Васильев – только раз в году, 8 Марта, и только на сцене Театра имени Миронова собирается такой блистательный десант. Притом пустых формальных слов никто не произносил. Актёрский цех в этот вечер повернулся к публике своей парадной, нарядной стороной! А то, что есть и другие стороны, – мы знаем без «Фигаро»… На церемонию прибыл новый начальник культуры Петербурга по имени Борис (Михайлович) Пиотровский, прочёл приветственную телеграмму В.В. Путина. И понеслось! Вставных номеров на церемонии не было – песни и стихи прозвучали в исполнении самих «получантов и вручантов»: с этим естественным для артистов делом прекрасно справились Александр Михайлов, Дмитрий Харатьян и Вениамин Смехов (Смехов соло не пел, а виртуозно прочитал басни Эрдмана и стихи Северянина). А под конец церемонии случилось невероятное – на сцене собрались трое из четырёх мушкетёров, Портос – Смирнитский, Атос – Смехов и д’Артаньян – Михаил Боярский. Грянули они, естественно, «Пора-пора-порадуемся на своём веку», причём аккомпанировал им сам Максим Дунаевский. Подхвачу эстафету у Безрукова и Коляды – на дворе 1979 год, мне 20 лет. Мы, студенты театрального, «на картошке» и в минуты досуга беззаботно-иронически горланим именно это «Пора-пора-порадуемся»… Да, «советский ресурс». Что будем делать, когда он закончится, неведомо и думать об этом неохота. Кроме актёров «Фигаро» получили также главный режиссёр Московского театра имени Пушкина Евгений Писарев (но он и актёрской деятельностью занимается) и театровед Екатерина Боярская (двоюродная сестра Михаила Сергеевича), автор задушевной книги «Династия Боярских». Рудольф Фурманов неравнодушен к актёрским династиям, не без основания полагая, что они связывают разорванные времена, добавляют тепла в холод жизни – конечно, славное имя надо оправдывать и своё право на профессию доказывать, но как раз Боярским, как и Мироновым, это вполне удалось. Остаётся добавить, что трёхчасовую церемонию безупречно, как всегда, провели Инна Волгина и Олег Куликович, артисты Театра имени Миронова. Изумительно элегантна была Светлана Немоляева (чёрное бархатное платье, шляпка, жемчуг), прибывшая на «Фигаро» со своей внучкой Полиной Лазаревой, тоже актрисой Театра имени Маяковского. А Игорь Миркурбанов, артист эффектной мужественной внешности, показался публике очень печальным, его как будто что-то гнетёт, хотя человек он явно недюжинной крепости – играть главные роли в спектаклях Константина Богомолова, это ж какое здоровье надо иметь. Чёрные перчатки и чёрная маска придавали худруку Александринского театра Валерию Фокину очень выразительный маньяческий вид. А Александр Михайлов вообще не меняется, каким был 30 лет назад, таким и остался – классический русский мужик! Ясное дело, что праздник создан личными усилиями и связями «сумасшедшего антрепренёра» Рудольфа Фурманова, который просто обязан выздороветь и вернуться в строй. Замены ему нет, преданность его театру и актёрскому цеху – феноменальна. Образ Андрея Миронова постоянно витал в этот вечер над собравшимися и действительно объединял их – Миронов, бесспорно, один из чемпионов по вызыванию любви. Он, бог артистизма, ведь разное игрывал: и жуликов, и проходимцев, и аферистов, бывало, изображал, но имелось в нём при всём том таинственное, непостижимое излучение, магический свет. И вот когда смотришь на Ирину Муравьёву или, скажем, на Сергея Никоненко – они словно даже и не делятся на те-иные роли, а что-то излучают такое, что становится хорошо на душе и будто счастливо меняется состав крови. Иллюзия? Пусть! Дайте нам иллюзию, желательно великую. Позвольте хоть ненадолго забыть окружающий мрак. Пусть иногда вместо звериных морд и «кувшинных рыл» (выражение Н.В. Гоголя) доведётся увидеть «светлое лицо человеческое» (выражение А.Н. Островского). P.S. Главные моменты церемонии вручения премии «Фигаро» можно посмотреть на YouTube-канале Андрея Угланова «ЗАУГЛОМ», а все фотографии – на сайте «АН». Анна Ковальчук Сергей Безруков Ирина Муравьёва Александр Михайлов Евгений Герасимов Вениамин Смехов и Максим Дунаевский

Режиссер Рудольф Фурманов продолжает оздоровление театров вакциной «Фигаро»
© Аргументы Недели