Войти в почту

о виниловых пластинках и не только

«Эпоха винила, как и эпоха теперь уже почти мистической БСЭ, напоминает нам о спящих повсеместно, в том числе и в ящиках письменных столов, в книжных шкафах, крохотных тигрятах. Не дайте себя сожрать. Настоящее стоит того, чтобы быть сохранённым и переданным по наследству. Миру. Детям».

Помнится, мы говорили, что винил необычайно живуч. Старый винил. Добротный, в толстенных картонных конвертах. Живуч. Точно как и старые книги.

Ну кому, скажите мне, придёт в голову разглядывать и любовно оглаживать, аккуратно вставляя на место, вкладыши от CD?

Абсурд. Немыслимо...

Возьмите конверты 40—60-х — сколько экспрессии в каждой букве, какая «чудовищная эклектика»! Как всё это делалось — какие склейки, швы, внутренние конверты с десятками крохотных фото альбомов студии грамзаписи. Названия песен, иногда тексты, да ещё и скромная реклама: «Посетите Колорадо!» «Покупайте скипидар!»...

Альбомы Элвиса 56-го: Elvis Presley — точно вырванный кадр из поезда времени, выдранный на лету листок, буквы названия словно случайно к нему прилипли, на обороте — статья; ELVIS — вполоборота с гитарой, падающий ниоткуда свет — новый апостол новой эры, опять статья на обороте. И мысль: а что он сделал в следующий миг, после фото?

Тексты. Большие тексты, которые надо было читать — и их читали. Краткий экскурс — улавливаете общий смысл словосочетания? Краткий экскурс в нечто важное и большое.

Альбомы Нэта Кинга Коула 52-го: Unforgettable — в чёрно-голубом и с жёлтой физиономией Коула, вроде и фильм ужасов, а вроде и влюблённая парочка в ночи и улыбающийся им певец с невероятным бархатным баритоном; Penthouse Serenade. Nat King Cole at the Piano — с рояльной крышкой, а под ней все песни с миражами большого города и снова с двумя влюблёнными...

Альбомы Джонни Кэша 64-го: I Walk the Line — с кривой, полусаркастической гримасой-усмешкой, заглавной J, съевшей половину набриолиненного кока; Bitter Tears: Ballads of the American Indian — с Кешэм, похожим на Гойко Митича, вступившего на тропу войны за права всех индейцев вселенной по эту и ту сторону Варшавского блока.

Стиль. Безумие. Настоящесть. Хочется брать в руки и рассматривать. Обладать и передавать по наследству.

В чём магия и сила? В естественном ходе вещей.

Объясню.

Нэт Кинг Коул, которому 17 марта могло бы исполниться 102 года, всю сознательную жизнь курил (не переставая) ментоловые сигареты: «Выбор правильной тональности в песне значит для серьёзного вокалиста всё, а курение... помогает мне добиться хриплости в голосе, которая так нравится публике. Если вы хотите петь, начните курить... Вы же любите свою публику?..»

Ему адски завидовали — чистейшей фразировке, исключительной точности пропорций горечи и мёда в голосе. Баллады. Гимны...

Да, Коул рано умер, оставив после себя абсолютно никем не занятое пространство. И я не призываю вас курить (тем более ментоловые сигареты — сам страдал таким в молодости). Я лишь говорю о том, что, следуя цели, мастера прошлого приносили на алтарь своих побед жертвы. Иногда стоившие им жизни.

И ещё одно: многие из них — да практически все — умели красиво и мужественно стареть. Чего не скажешь о «мегазвёздах» нынешнего времени, всеми силами удерживающих себя в коридоре «18—32 / вечерний грим».

Если бы Кэш записал свои последние пять альбомов в таком гриме...

Джерри Ли Льюис. Насквозь просушенный солнцем, виски, испытаниями и собственной желчью. Посмотрите на его шоу за последние 40 лет. Никуда не спеша, медленно превращаясь в дряхлую развалину, он всё ещё продолжает разрывать мир и залы на части. На мелкие жалкие кусочки. Даже если ему и нужна помощь, чтобы подняться на сцену.

Би Би Кинг. Необъятный. На высоком барном стуле с неизменной гитарой. Практически не совершающий движений в последние лет 20 своей карьеры. И беснующиеся залы вокруг...

Как они умели держаться на сцене.

На сцене, а не за неё.

Кстати, в тот же день, в один день с Нэтом Коулом, родился ещё один знаковый для меня человек — Курт Рассел (ему стукнуло 70). Конечно, он не то чтобы певец, хоть и весьма прилично сыграл Элвиса в одноимённом фильме 78-го.

Рассел — человек. Здраво осознающий себя во времени и в пространстве. 38 лет он живёт себе поживает с красоткой Голди Хоун, и пусть хоть кто-нибудь рискнёт сказать что это не так — что она не красотка и не принцесса.

Конечно, со времён «Человека за бортом» оба здорово постарели. Но как! С какой помпой и роскошью!

Теперь поседевший Змей Плисскин играет Санту в «Рождественских хрониках», а его жена — жену Санты.

Кажется мне, это красивая история. Про виниловые конверты, с годами только набирающие веса, плотности и смыслов.

Всё шагнуло за горизонт, потерявшись из виду: полиграфия, носители звука, принципы дизайна, методы привлечения внимания. Одно плохо — всё меньше желания покупать изо всех сил блестящий от радости новодел.

Я понимаю. Весьма пространные размышления...

Но куда мне деть по крайней мере четыре сотни CD, что потеряли свою привлекательность лет через несколько после их приобретения?

Я их слушаю — это да. Но они не взаимодействуют со мной. Нет пожелтевших страниц. Нет чёрточек-царапок на яблоке.

Певец, музыкант, живущий своим делом насквозь, до мяса и костей, постепенно истирается, сходит на нет, седеет и иногда сбоит, совсем как винил 70-летней давности, с трудом отдающий последние, самые быстрые и пробитые дорожки — ближе к сердцевине диска, ближе к смерти.

Когда заканчивается на пластинке сторона А, разве не сгорают вселенные, не низвергаются миры?..

Всему требуется время.

Вину. Отношениям. Знаковым вещам.

Элвис так и не выпустил альбом с игрушечным мишкой на обложке, с бессмертным и неубиваемым your lovin' teddy bear.

Зато Джексон, который Майкл, явил миру Thriller, где на внутреннем развороте, как бы и вальяжно, а между тем напряжённо, развалясь в белом костюме, снялся с... тигрёнком. Милейшим тигрёнком, помытым и причёсанным, с красивыми полосками и носиком-кнопочкой.

Вы же помните, не можете не помнить: именно Джексон стал мостом из того времени в это... Его первые альбомы выходили на виниле, только на виниле — другого ещё не было. А потом...

А потом тигрёнок вырос и сожрал всех и вся вместе с шоу-бизнесом. И ушёл спать. В тайгу или куда там ещё.

Что осталось на месте его трапезы?

Эпоха винила, как и эпоха теперь уже почти мистической БСЭ (Большая советская энциклопедия — 31 том сакральных знаний, покупайте, пока ещё есть), напоминает нам о спящих повсеместно, в том числе и в ящиках письменных столов, в книжных шкафах, крохотных тигрятах.

Не дайте себя сожрать.

Настоящее стоит того, чтобы быть сохранённым и переданным по наследству. Миру. Детям.

Это был спич о виниловых пластинках, допотопной полиграфии и доисторическом дизайне. А также — о мастерах прошлого, превыше всего ставивших голос Высшего Настоящего, живший у них внутри.

Впрочем, прямо сейчас CD сжигать не стоит.

Мало ли что и когда потребуется на растопку.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.