Войти в почту

Диджей Алексей Чертковский — о будущем музыкальной индустрии, TikTok и жизни на Бали

Пандемия внесла коррективы в правила игры мирового шоу-бизнеса. Отсутствие концертов, вечеринок и запрет на передвижения ударили по музыкальной индустрии и выбили многих артистов из колеи. О творчестве во время карантина, отношении к TikTok, коллаборации с Владом Соколовским и многом другом «Слово и Дело» рассказал музыкант, диджей и композитор Алексей Чертковский. 

Диджей Алексей Чертковский — о будущем музыкальной индустрии, TikTok и жизни на Бали
© Слово и Дело

 — Расскажите, как так получилось, что вашу музыку выбрали для Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и чемпионата Европы UEFA в 2016 году? 

 — В то время я учился в школе DJ Groove, и она готовила программу для Олимпиады в Сочи. На UEFA я даже не рассчитывал. Я как раз выпустил трек на испанском музыкальном лейбле, и эта компания готовила компиляцию для чемпионата Европы. Трек начал разлетаться и попал в официальный альбом UEFA. Я узнал, что моя композиция будет на чемпионате, постфактум. Агрегатор рассылает информацию раз в 3 месяца, поэтому выяснить, играет ли где-то твой трек, можно самому, если искать в интернете, или случайно, как я.

 — И какие были эмоции?

 — Для меня это стало началом карьеры. Создание треков для Олимпийских игр и чемпионата Европы — это значимое достижение, которое можно добавить в пресс-кит. 

 — Как близкие отреагировали, партнеры, коллеги?

 — Не скажу чего-то удивительного, но родственники родителей не поддерживали мое увлечение музыкой. Мне постоянно говорили: «Занимайся чем угодно, только не музыкой!». Я надеялся, что однажды это закончится, продолжал двигаться в своем направлении, и спустя десятилетие все немного изменилось. 

 — Они приняли?

 — Да, конечно. Я доказал им, что у меня получилось. 

 — А другие диджеи как на это отреагировали?

 — Сейчас я не пересекаюсь с теми, с кем раньше общался. Это был другой этап жизни, иное музыкальное направление и комьюнити. 

 — Вы один из самых популярных российских музыкантов в Индонезии. Расскажите подробнее, как вы к этому пришли? 

 — Я отправился в Азию, потому что это самый большой музыкальный маркет в мире. Тогда Бали еще не был на хайпе, там не было кучи блогеров. 4 года назад это сообщество только зарождалось. В тот момент я занимался преимущественно коммерческой музыкой. Но спустя год понял, что не хочу этого, нужно менять направление. Мы с другими диджеями привезли на Бали новый формат вечеринок, создали креатив, подключили блогеров, артистов и сформировали музыкальное комьюнити. На самом деле было сложно, потому что люди не воспринимали такие тусовки. Но за 4 года нам удалось завоевать признание аудитории. 

 — Сейчас кому-то под силу повторить такой успех, или это невозможно? 

 — Повторять чей-то успех — глупая затея. Единственно верного пути не существует. Нет универсальных способов изменить жизнь. Но попробовать обязательно стоит. Если тебе нравится отклик и хочется жить на Бали, почему бы не поехать? На самом деле сейчас конкуренция ниже. Из-за пандемии люди, которые зарабатывали исключительно на вечеринках и больше ничем не занимались, покинули остров. 

 — Почему вашу музыку любят индонезийцы? 

 — Мне кажется, это связано с тем, что мы движемся к органическому звучанию и постоянно с ним экспериментируем. Наш проект — это не просто тусовки, а действительно красивый эксперимент. Плюс, реклама моего творчества пошла через Facebook, а эта социальная сеть сейчас №1 в Индонезии. Если настраивать таргетированную рекламу там и в России, то будет небо и земля. За те же самые деньги ты охватишь не всю Индонезию, но большое число пользователей. Там есть маркетплейс и множество других инструментов, которые здесь не работают, а там пользуются спросом. Первую трансляцию мы запускали на Facebook. И за первые сутки у нас набиралось до 500 000 просмотров. Индонезийцам очень понравилось.

Нельзя сказать, что в России аудитория более требовательная, но она не готова взаимодействовать с тобой, у нее есть блоки и барьеры. Многие не хотят даже оставлять комментарии. Я много работаю с индонезийцами, с их площадками и отдельными людьми. У меня даже есть открытый бэкстейдж, я за то, чтобы люди знакомились. Музыка должна объединять людей! Например, в Savaya у нас в диджейке было человек 100. Мы тогда презентовали с Владом Соколовским трек, и еще в течение двух недель я получал положительные отзывы. Я очень давно не играл на большую аудиторию, таких тусовок не было, и вдруг пришло сразу 1500 человек. Я ощутил воодушевление! Это был тот момент, когда я понял, что снова хочу путешествовать и жажду больших тусовок, вечеринок, танцполов. Одним из стимулов, который заставил меня собрать вещи и приехать в Москву, как раз была эта энергетика. 

 — Когда пандемия закончится, что ждет музыкальную индустрию? 

 — Я считаю, что нет конкуренции на рынке. Любой человек успешнее тебя — это полезный ресурс. Ты можешь начать с ним коллаборацию и подняться еще выше. Зачем считать кого-то конкурентом?

 — Вы сотрудничаете с Владом Соколовским. Как идет работа с ним? Чем вас зацепило его творчество? 

 — У нас было много общих друзей. Мы с Владом долго переписывались и делились друг с другом творчеством. Я написал трек и решил, что нужен вокалист. Я отправил демоверсию Владу и ждал, зайдет ему или нет, потому что мне голос его нравится, но писал он тогда попсу. Он как раз в то время начал заниматься диджеингом, у него немного изменился подход к музыке, поэтому воспринял мою идею. И вот мы уже третий трек вместе пишем. Буквально через три дня он прислал мне демоверсию вокала, и мы сработались. У нас классный дуэт, нам обоим интересна эта коллаборация. 

 — Что вы чувствовали, когда скинули ему трек, а он вам — демоверсию? 

 — Я даже не ожидал того, что услышал в треке. Я думал, что придется корректировать и объяснять. Но тут мне приходит демка, и она меня приятно удивила.

 — То есть ваша коллаборация выстраивается следующим образом: он отвечает за вокал, а вы — за музыку? Ваше совместное творчество будет входить в какой-то альбом? 

 — Думаю, мы объединим несколько работ, чтобы выпускать не по одному треку. Пачкой будет куда интереснее. Если все композиции подойдут под один формат и лейбл будет готов их выпустить, тогда так и сделаем. 

 — Девушки и мотоциклы на пляже — это обязательная часть жизни любого музыканта?

 — Мне кажется, это обязательная часть жизни любого человека, который обитает на Бали. Потому что и девушки, и мотоциклы — это приятное дополнение. Если речь идет о ролике, который выложен у меня в Instagram, это получилось спонтанно. Мы поехали на фотосессию и решили с подругой записать ролик. Как только мы его выложили, сразу получили множество негативных отзывов. Материал о нас опубликовали порядка пяти локальных СМИ, везде наше поведение осуждали. Начали выкладывать в сети всякие ролики, где девушкам наматывает волосы на колесо. Я это все показываю подруге, она в ужасе, но я говорю: «Главное, что у нас получилось. Хорошо то, что хорошо кончается». Оно того стоило. 

          Посмотреть эту публикацию в Instagram                       Публикация от Aleksey Chertkovskiy | DJ (@chertkovski)

 — Если человек мечтает стать известным музыкантом, что ему нужно делать? 

 — Во-первых, нужно «перехотеть» стать известным музыкантом — это самое важное. Он должен делать то, что ему нравится. Если человек стремится только к славе, у него в итоге ничего не получится. Можно стать известным только в том случае, если ты постоянно движешься в одном направлении и тебя ценят лидеры мнений. Так что лучше влиять именно на них и делать действительно качественный продукт. Кроме того, я занимаюсь обучением и всегда говорю своим клиентам, что на любимое дело нужно тратить минимум 2 часа в день. Если человек будет уделять хотя бы такое количество времени творчеству, рост будет колоссальным. Нужно действовать наперекор страху. Также не стоит отказываться от коллабораций, лейблов, даже маленьких, потому что этот опыт даст толчок для дальнейшего развития и новые знакомства. Еще я бы рекомендовал чаще путешествовать и формировать свое окружение, потому что от него зависит многое. 

 — Кто в российской музыке самый талантливый?

 — Честно говоря, я практически не слежу за российской музыкой, я никогда не работал на нашу аудиторию. Но у меня есть много знакомых диджеев и музыкантов — причем все из разных направлений. В России есть и поп-индустрия, и андеграунд, и техно, и электроника. Поэтому я не могу сказать, кто там самый талантливый и популярный. Что происходит в нашей стране — это один мир, а что происходит за рубежом — это совершенная другая реальность. Кстати, есть много российских музыкантов, которые сидят в студиях и пишут музыку для популярных исполнителей. Но о них практически ничего не известно, они серые кардиналы. 

 — А из иностранцев? 

 — Я сейчас слежу за лейблом Anjunadeep. Меня вдохновил рост Ben Bohmer за последние 2 года. Мне нравится органическая музыка, как у Monolink, Jan Blomqvist. Я думаю, за аналоговым звучанием будущее. За последние 2 года в музыке наметился прогресс. История с электроникой, которая двигала мировую индустрию, начинает ломаться. Даже монотонный голос, если он чистый и красивый, а не вылизанный до идеала, звучит гораздо круче, чем то, что две недели пилят в студии. Почему live-концерты начали продаваться лучше? Артисты перестают бояться косячить. В этом ничего такого нет, мы же все люди. Запнулся, чуть не попал в ноты? Люди к такому относятся лучше, потому что это естественно. Энергетика совсем другая! Человек понимает, что все делается искренне, музыкант творит в первую очередь для себя. 

 — TikTok сейчас изменил правила игры шоу-бизнеса. Именно из TikTok появляются самые цепляющие треки, но смогут ли эти начинающие музыканты построить карьеру? 

 — Он не изменил правила игры, а лишь дал entertainment. Там есть своя аудитория. К тому же, какая музыка становится хитом? Те треки, который были сделаны для хайпа, рассчитаны на тренд. Если ты на волне, твои видео фактически не смотрят. Все стоит на повторе. Пока речь не идет о концептуальной музыке. В этом плане TikTok не дает развития. 

 — А что тогда делать музыкантам, которые становятся популярными благодаря TikTok? У них есть какое-то будущее в музыке, если они не выйдут за границы TikTok?

 — Почему нет? Эта популярность как минимум даст контакты для выступлений, новых промоутеров, площадки и знакомства. Если следить за трендами в России, TikTok — это неплохой старт. 

 — То есть можно не выходить за границы TikTok? Или все-таки стоит?

 — Нужно выходить в любом случае. TikTok — это не самостоятельное направление и не площадка для музыкантов. В распоряжении исполнителей и композиторов более 300 интернет-магазинов. Площадок для развития много, они важнее для индустрии. Если у тебя, к примеру, будет 100 миллионов просмотров в TikTok, но тебя не будут слушать в Spotify, ты никому не нужен и никто тебя не позовет на выступление. Как промоутер или организатор мероприятий я бы подумал, что это провальная затея, поэтому я бы такого артиста не пригласил. 

 — Что касается российский музыкантов, с кем бы из российских исполнителей или композиторов вам бы хотелось сотрудничать? 

 — Таких достаточно много. Как я уже говорил, за российским рынком я не слежу, но рад, когда новые люди появляются в моей жизни. Вот сейчас мы общаемся с Fake Mood, было предложение выпустить ремикс. Помимо этого, идею совместного трека обсуждаем с Dibidabo. Также вчера я разговаривал с Пашей из проекта INVRS. Мы решили обновить наш трек Under и модифицировать его звучание, добавить концептуальности. Думаю, со временем сотрудничеств будет только больше.

 — Москва или Бали?

 — Однозначно Бали! Я вроде бы за 4 года привык к этому острову, но каждый раз перед отлетом на меня накатывает ностальгия. У меня это место вызывает огромное количество эмоций! Ночью на Бали виден весь Млечный путь, как будто звездные войны на небе. Плюс, там люди намного проще, уходит социальный статус, все ездят на одинаковых байках, виллы у всех похожие. Ценности там другие: люди занимаются чем хотят. Стоит в Москву приехать, создается ощущение, что все куда-то бегут. Но зачем торопиться жить? Лучше кайфовать от того, что происходит. По-моему, главная фраза индонезийцев — «Время — растяжимое понятие». Для меня, например, основное — это завтрак. Я сижу и никуда не тороплюсь. А здесь люди вечно спешат на работу. 

 — А возможно ли создать такое же настроение в Москве?

 — Да, главное, чтобы оно было внутри тебя. Все зависит от окружения. 

 — И последний вопрос: можно ли развиваться на Бали так же быстро, как в Москве? 

 — Да, почему нет? Не могу говорить за все сферы, но в творчестве точно. Более того, там быстрее получится, чем здесь, потому что атмосфера другая.

Я скажу так, творчество — это прекрасное направление, особенно с учетом того, что скоро искусственный интеллект нас во многих направлениях заменит. Единственное исключение — искусство. Робот никогда не сможет нарисовать «живую» картину и творчески подойти к этому. Музыку тоже невозможно заменить. 

Главное — целиком отдаваться любимому делу, создавать качественный продукт и формировать правильное окружение, которое будет вдохновлять и заряжать энергией.