Войти в почту

Добрый волшебник экрана Роман Качанов

Он мечтал стать лётчиком, но судьба заставила спуститься с небес на землю. А он воспарил вновь… Досье Роман Качанов – режиссёр, сценарист, художник, один из основателей отечественной кукольной мультипликации, народный артист РСФСР. Создал такие анимационные шедевры, как «Варежка», «Потерялась внучка», «Тайна третьей планеты», цикл фильмов о Крокодиле Гене и Чебурашке. Вместо мирного неба – война Детство и юность будущего мультипликатора прошли в Смоленске, а мечтой подростка была авиация. В 1939 году Роман поступил в Краснодарское лётное училище, но карьера военного лётчика не сложилась. В одном из первых полётов учебный самолёт попал в аварию: инструктор погиб, а курсант Качанов, получив тяжёлые ранения, был комиссован. В июне 1941 года Качанов стал студентом Московского института инженеров транспорта, но учёбе помешала война. Крепкий юноша, увлекающийся боксом, был призван на фронт и стал инструктором в воздушно-десантных войсках. Во время службы не только обучал личный состав, но и выполнял диверсии в тылу врага. При десантировании нередко брал на себя обязанность «пристрелочника», то есть первым выпрыгивал из самолёта и служил ориентиром для остальных парашютистов. «I made this story!» Там же, на фронте, состоялась первая встреча будущего режиссёра с мультипликацией. В его войсковую часть привезли американские учебные фильмы для лётчиков с элементами анимации. Именно тогда Качанов, хорошо рисовавший шаржи и карикатуры, подумал, как было бы неплохо научиться их оживлять… Удивительно, что спустя почти полвека, в конце 80-х, Роман Абелевич познакомился с аниматором того военного мультипликационного ролика. Им оказался один из девяти выдающихся мастеров студии Диснея, автор «101-го далматинца», «Золушки», «Алисы в Стране чудес» и «Книги джунглей» Олли Джонсон. Впоследствии советский мультипликатор вспоминал: «Прошло много лет со дня моего прихода на студию, и к нам приехали два ведущих мультипликатора студии Диснея. Сорок с лишним лет они работали там. Эти художники – авторы лучших эпизодов в самых известных фильмах Диснея. Я рассказал про первую увиденную мною мультипликацию и пересказал историю с пилотом. «I made this story (этот сюжет сделал я!)» – воскликнул вдруг Джонсон». В самом конце войны Качанова, уже в звании сержанта, перевели на службу в киностудию Министерства обороны в Болшево, а после демобилизации, в 1946 году, направили на курсы при «Союзмультфильме». Постигать азы профессии мультипликатора Роман Качанов учился у Александра Иванова, одного из основателей советской графической анимации. Он был наставником эмоциональным, чувствительным и умеющим воодушевлять. В течение последующих нескольких лет молодой мультипликатор работал с такими режиссёрами, как сёстры Брумберг, Дмитрий Бабиченко, Михаил Цехановский, Владимир Полковников, уроженец Курска Борис Дёжкин, а с 1950 года стал неизменным художником-постановщиком и ассистентом режиссёра в творческой мастерской Льва Атаманова. К концу 50-х годов задумался о режиссёрской деятельности, но добиться постановки в рисованной анимации, где трудились более 30 режиссёров, не смог. Чтобы получить возможность работать самостоятельно, решил перейти в недавно созданное кукольное объединение и вскоре стал одним из выдающихся мастеров объёмной анимации… Первые работы «Старик и журавль», «Машенька и медведь» полюбились зрителям, а фильм «Влюблённое облако», снятый по сказке турецкого поэта Назыма Хикмета, удостоился престижной премии Международной федерации кинопрессы. Качанов работал с упоением, снимая по одной картине в год. Его фильмы – это простые детские истории, рассказанные доступным языком, герои которых близки и понятны, как, например, трактор из «Новичка», стремящийся найти занятие по душе, или наивная девочка из мультфильма «Потерялась внучка». Научно-культурные мамы из «Варежки» Вскоре подбирается и команда единомышленников. Художник-постановщик Леонид Шварцман, сценаристка Жанна Витензон, оператор Иосиф Голомб, композиторы Михаил Зив и Вадим Гамалия. В конце 60-х годов в их творческий коллектив вливается молодой мультипликатор, впоследствии мастер с мировым именем, автор легендарного мультика «Ёжик в тумане» Юрий Норштейн. С ними режиссёр создаёт самый знаковый в своей фильмографии анимационный фильм «Варежка», вышедший на экраны в 1967 году. Сюжет мультика незамысловатый, но добрый и запоминающийся. Это история не только о детском одиночестве, она поднимает одну из самых острых проблем общества в то время – научно-культурные мамы-«шестидесятницы» не умели и не хотели заниматься своими детьми. В фильме нет ни одного слова, только музыка, но как тонко и точно воспроизведена житейская философия той поры. У главной героини (кстати, мы даже не знаем, как её зовут) есть мечта – завести собаку. Но ещё у ребёнка – типичная, очень умная и вечно занятая мама. Она, по моде тех лет, худая, с короткой стрижкой, в очках, с сигаретой и вечно читающая. Скорее всего, мама – научный работник, ей не интересны бытовые вопросы, она погружена в решение серьёзных научных задач. Поэтому зачем женщине собака и лишние проблемы, она и ребёнку-то совсем не уделяет внимания. И тогда девочка начинает играть с варежкой, представляя, что это щенок. Но сказка есть сказка – варежка оживает, осчастливливая ребёнка. Девочка играет со «щенком», кормит его молоком, и мама наконец понимает, что дочери нужен друг. Мультфильм получил серебряную медаль на Московском международном кинофестивале, первые премии на III Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и Фестивале мультипликационного кино во французском Аннеси, а также Гран-при и приз «За высокое художественное качество мультипликации» на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в испанском Хихоне. После этого руководство «Союзмультфильма» перестало отправлять «Варежку» на конкурсы, чтобы дать хоть какой-то шанс другим советским мультипликаторам. Неизвестный науке зверёк Но Роман Качанов к тому времени жил уже другими мультипликационными идеями. Однажды он увидел книжку начинающего писателя Эдуарда Успенского про доброго крокодила и неизвестного науке зверька. В повести затрагивалась близкая режиссёру тема одиночества (когда Роману было всего 11 лет, из жизни ушла его мать, во время войны погибли отец и сестра). Герои так устали от него, что решили строить дом друзей. На «Союзмультфильме» вскоре закипела работа. Но в результате долгого кропотливого процесса мультперсонажи вышли совершенно отличными от книжных… Сначала Качанов и художник-постановщик Леонид Шварцман нарисовали Чебурашку с обычными звериными ушами. Затем их увеличили, а потом сместили вниз, как у людей. Жёлтые глаза сделали тёмными, мордочку – оранжевой, отчего герой стал напоминать вечно удивлённого ребёнка, лапки превратили в коротенькие ножки. А вскоре, по настоянию Юрия Норштейна, убрали хвост – он мешал Чебурашке двигаться. Трансформации подвергся и Крокодил Гена. Если в книге о нём было написано довольно просто: работал в зоопарке крокодилом и курил трубку, то в мультфильме Гена предстал эдаким джентльменом: в шляпе, манишке и чёрной бабочке. Озвучка героев была идеальной: Гена заговорил хрипловатым голосом Василия Ливанова, а Чебурашка детским высоким голоском Клары Румяновой – голосом Зайца из «Ну, погоди!» (годом раньше эта пара озвучила легендарных Малыша и Карлсона). Над звучанием вредной старухи Шапокляк поработал артистичный Владимир Раутбарт – тот самый, который: «Профессор, может, и лопух, но аппаратура при нём». Однако худсовет «Союзмультфильма» решил, что это полнейший провал. Творческую группу даже лишили премии, а в эфир картину выпустили лишь потому, что «горел» план киностудии. Мультфильм спасла детская аудитория. На телевидение стали приходить мешки писем. Дети просили продолжения, и вскоре мультипликаторы взялись за работу. Следующую серию сняли про день рождения Крокодила Гены, потом была история про то, как друзья отправляются в отпуск. Последняя часть сериала рассказывала, как Чебурашка идёт в школу, чтобы получать знания. Наследие Качанова живёт до сих пор. Чебурашка стал логотипом «Союзмультфильма», с 2004 года он является символом олимпийской сборной России, а в 2020-м в честь пятидесятилетия выхода мультфильма на экран Центробанк выпустил монету с его героями. Наш полнометражный ответ Диснею Несмотря на то, что большую часть жизни Роман Качанов отдал кукольной мультипликации и даже вывел её на новый уровень популярности, он не переставал периодически возвращаться к рисованным фильмам. В 1965 году режиссёр снимает сатирический мультфильм «Портрет» о начальнике Осле, мечтающем стать тигром, в 1977 году выходит «Последний лепесток», снятый по детской повести Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Но главный успех Качанову принёс фильм «Тайна третьей планеты» – экранизация книги Кира Булычёва «Путешествие Алисы». Эта картина появилась благодаря двум обстоятельствам: в 70-е годы, в период развития космонавтики, у подрастающего поколения возник спрос на фантастические художественные произведения. Школьники с упоением зачитывались книгами Александра Беляева, Рэя Брэдбери, Станислава Лемма, а советский учёный-востоковед Игорь Можейко в качестве хобби начал писать фантастические повести под псевдонимом Кир Булычёв. С другой стороны, «Союзмультфильм» хоть и выпускал ежегодно по 30 мультиков, но в полнометражной анимации безнадежно отставал от Запада. Так что 50-минутный научно-фантастический фильм «Тайна третьей планеты» фактически стал «нашим ответом Диснею». Изначально авторы хотели создать картину в технике «эклер», то есть снять актёров на киноплёнку, а потом перерисовывать, но в итоге от этой затеи отказались в пользу традиционной техники. Работа над «Тайной третьей планеты» велась долгих четыре года – но это того стоило. Планеты и необычные существа в мультфильме получились яркими и незабываемыми. И всё это отлично дополнял электронный саундтрек, написанный композитором Александром Зацепиным. После выхода «Тайны третьей планеты» об Алисе Селезнёвой и её приключениях узнали все. Это открыло путь автору Киру Булычёву в большой кинематограф – вскоре были сняты «Гостья из будущего» и «Лиловый шар». А мультфильм по-прежнему пользуется популярностью, реплики его героев давно ушли в народ. Картина не только завоевала несколько международных призов, но и была (впервые в истории советской мультипликации) куплена для зарубежного проката. В английской версии его озвучили Джеймс Белуши, Роби Уильямс, Хью Грант и Джо Кокер, во французском варианте очень узнаваемы голоса Джони Холидей и Жана Рено, а для итальянской озвучки пригласили звёзд эстрады: Андриано Челентано, Тото Котуньо, Валентину Монетт и Джанни Моранди. Создал новую школу в анимации В середине 80-х у Романа Качанова начались проблемы со здоровьем: стали трястись руки и появилось нарушение координации. Но работать он продолжал до последнего. После большой картины про Алису Селезнёву режиссёр снял последнюю серию про Чебурашку («Чебурашка идёт в школу»), поучительный фильм «Волшебное лекарство», фантастическую короткометражку «Два билета в Индию» и весёлую историю про научно-техническую революцию «Чудеса техники». Героев Качанова до сих пор любят зрители, и эта любовь не зависит от возраста, режиссёр создал самые узнаваемые образы в советской анимации. А те, кому посчастливилось работать с мастером, вспоминают о нём с восхищением. Бывший боксёр, грузный человек с выдающейся челюстью и прозвищем Сундук был добряком, весельчаком и душой компании, тонко чувствующим детскую душу. Он искренне радовался успеху и спешил показать коллегам каждую удачную сцену. Всё, что ему было дорого, Качанов называл «лучшим»: помощников, жену, сына, скромную квартиру. «Он производил впечатление надёжности мира. Это человек бесконечной доброты, такта, безупречно владеющий игровыми деталями. Через его «руки» прошли многие наши мультипликаторы. Не погрешу, сказав, что Роман Качанов создал свою школу движения в кукольной анимации. Я могу спокойно назвать его своим учителем. Думаю, что без него я вряд ли стал бы режиссёром», – подчёркивает Юрий Норштейн. Александр СТРАХОВ, звукорежиссёр Курского кинофонда По материалам из открытых источников

Добрый волшебник экрана Роман Качанов
© Курская правда