Онлайн или офлайн формат. Какими будут новые концерты?
НСН поговорила с организаторами онлайн и офлайн концертов и выяснила, за каким форматом остается будущее музыкальной индустрии. Онлайн-концерты и фестивали стали привычным делом в период пандемии коронавируса. Сейчас, когда еще не все границы открыты и не все страны разрешают концерты, организаторы не редко прибегают к онлайн-трансляциям выступлений как к альтернативе полной отмены мероприятий. «Гастролей больше не будет!» Промоутеры стонут от безденежья и просят миллиарды Однако организаторы как онлайн, так и офлайн концертов, несмотря на создавшуюся между ними конкуренцию, приходят к одному выводу: онлайн-концерты не могут дать зрителю то, что дает живое выступление, офлайн-концерты остаются в приоритете. Компания МТС Энтертейнмент за время объявленных нерабочих дней и самоизоляции провела более 30 онлайн-концертов российских артистов, которые посмотрели более 60 миллионов человек. Генеральный директор МТС Энтертейнмент Михаил Минин в интервью НСН рассказал, что в самом начале карантина онлайн-концерты хорошо были приняты аудиторией. «Аудитории, особенно на жёстком локдауне, это было интересно и очень нравилось. В соцсетях пользователи выкладывали видео с хештегами концертов, делились эмоциями от концертов, снимали себя за просмотрами выступлений любимых артистов дома. Все, что было на старте пандемии, конечно, воспринималось, как вау. Для того, чтоб этот вау-эффект сохранить, мы в конце года сделали не просто онлайн-концерт, а провели первый фестиваль расширенной реальности МТС Live XR – пять топовых артистов выступали в специально созданных для них виртуальных мирах, на которые зрители могли влиять в процессе концерта – запускать дождь и молнии, отправлять свои фото, которые появлялись рядом с артистами», - отметил он. Но по его собственному убеждению, сейчас онлайн-концерт не может в полной мере конкурировать в офлайн-форматом. Во-первых, из-за меньших сборов: доступ к трансляции стоит дешевле, чем билет на концерт, во-вторых такое выступление дает меньше эмоций. Исправить эту ситуацию, по словам Минина, может внедрение технологий 5G. Генеральный директор концертного агентства «Ультра Продакшн» и продюсер фестиваля «Нашествие» Алан Маршал отчасти соглашается с точкой зрения Минина. «Онлайн-концерты и, правда, не могут составить серьезную конкуренцию офлайновым выступлениям. Что же касается части шоу: о сценографии думали всегда. При организации концерта одна из самых важных частей – это часть шоу, как сделать его ярким, необычным, таким, чтобы зрителю запомнилось. Даже эффект дополненной реальности, который позволял добавить свое фото за спины музыкантам во время онлайн-концерта, не дает нужного эффекта, которого можно добиться качественным продакшном и сценографией. Однако сейчас все работают в условиях вынужденной экономии, поэтому не уделяют шоу такого внимания, как раньше», - объяснил Маршал. По словам Минина, проведенное количество онлайн-концертов дало представление о том, что зрителя к трансляции может привлечь что-то необычное. «В качестве примера можно привести выступление Моргенштерна в живом рок-исполнении на МТС Live. Это выступление не просто собрало много просмотров, на него даже есть обзоры от блогеров на Youtube. Второй случай – это наш МТС Live XR, когда мы создали уникальную атмосферу погружения в концерт, которая сама по себе была необычна и интересна», - сказал собеседник агентства. Но как только все ограничения будут сняты и концертная индустрия вернется к привычному ритму работы, артисты предпочтут офлайн-выступления, пояснил он. «Крупные звезды, скорее, вернутся в офлайн, поскольку аудитории это дает больше впечатлений, а с точки зрения монетизации оффлайн все же остается более рентабельными. Онлайн скорее останется более нишевой историей», - заключил Минин. Что касается сборов и самой экономики концерта, то по словам Алана Маршала, что онлайн, что офлайн стоит одинаково: все зависит от того, какой артист. Он объяснил, что есть ряд топовых музыкантов, чьи выступления стоят дорого и просто не могут стоить дешевле. К гонорарам плюсуется техническое обеспечение концерта, аренда площадки, продашкн, реклама. И так с каждым выступлением. Расходы на миллионы. COVID толкнул организаторов концертов в долговую яму «За счет того, что онлайн не ограничен географией, как офлайн-концерт. Мы понимаем, что если мы делаем концерт в Москве, то на него придут люди из Москвы, из области, самые большие поклонники приедут из Петербурга, других городов, даже из Владивостока, но это единицы. Такими рамками онлайн не сдержан: к нему есть доступ из любой точки мира, это дает возможность снизить цену на доступ к трансляции. Монетизация концерта будет такая же, как и у офлайна в тот же день будет понятно: удалось ли не уйти в «минус» относительно организационных затрат. Но тут другой вопрос: как часто один артист может давать онлайн-концерт? А как его отправлять в тур? Никак. Только офлайн», - заключил Маршал. Резюмируя, собеседник НСН выразил мнение, что онлайн впоследствии может стать хорошим подспорьем для офлайн-концертов.