Войти в почту

«Я устал, я ухожу»: Ельцин этого не говорил

Ложные воспоминания всплывают в головах людей все чаще. Являются ли они исключительно свойством нашей памяти или свидетельствуют том, что с этим миром что-то не так?

«Я устал, я ухожу»: Ельцин этого не говорил
© Вечерняя Москва

Впервые на этот феномен массово обратили внимание в 2013 году, когда было объявлено о смерти Нельсона Манделы. Борец за права человека тихо скончался в кругу семьи на 96-м году жизни. Однако огромное число людей были убеждены, что он умер в тюрьме в 1980-х, и даже помнили выпуски новостей на эту тему. Бурное обсуждение этого факта на форумах обернулось тем, что народ начал припоминать и другие странные нестыковки такого рода. В итоге феномен получил название эффекта Манделы (ЭМ) и сейчас уже оброс просто чудовищным числом примеров — как сугубо личных, так и коллективных.

Рунет тоже вдохновенно пополняет эту коллекцию. По понятным причинам, больше всего тут песен, стихов и цитат из фильмов. Кто-то запомнил текст так, кто-то — эдак, нормальная история, особенно для проходных произведений. Но как быть с текстами, так сказать, каноническими? Например, с фразой Александра Невского «Кто к нам с мечом придет…» из фильма Эйзенштейна. Именно в таком виде ее помнят миллионы жителей страны. Однако, если посмотреть фильм сейчас, выяснится, что вместо «придет» князь говорит «войдет».

Каждый пионер хотя бы раз в жизни пел на линейке «Взвейтесь кострами…». «Мы поднимаем алое знамя… Близится эра светлых годов…» — все же помнят? А вот видеохостинги не помнят. Даже в старых, доперестроечных записях фигурирует теперь красное, а не алое знамя, и «время» вместо «эры».

Еще одна классика — песня «Прекрасное далеко» из фильма «Гостья из будущего». Помните второй куплет? «Слышу голос из прекрасного далека // Он зовет меня в чудесные края…». А теперь включите последнюю серию, где звучит эта песня — героя зовут... в «не райские края».

Фильм, напомню, мало того что детский, но еще и советский. Тема рая и ада (а «не райские» — синоним «адских») в картине про школьников и светлое коммунистическое будущее? Абсурд какой-то. Причем абсурд, лихо пропущенный бдительной советской цензурой. Кстати, в других старых записях этой песни (трио «Меридиан», Большой детский хор и т.д.), звучит привычное «чудесные». Чтобы прояснить вопрос, мы даже позвонили автору текста Юрию Энтину. По его словам, правильный все же второй вариант:

— «Не в райские» — плохое слово, при пении сливается во что-то невразумительное. Может, я, конечно, и написал такое сгоряча, но я этого не помню. Правильно все же «в чудесные».

Но что там Энтин, ЭМ покусился даже на наше все — Пушкина и почти что все — Лермонтова! У первого в строчке «в темнице там царевна тужит, а серый волк ей верно служит» фигурирует, оказывается, волк не серый, а бурый, то есть коричневый, каковых ни в природе, ни в сказках отродясь не водилось. А у второго в «Бородине» дядя сообщает: «Плохая им досталась доля, немногие вернулись с поля…». Тогда как большинство помнит про долю лихую, а не плохую.

Еще одна классическая фраза «Я устал, я ухожу» сказана Борисом Ельциным 31 декабря 1999 года. Думаете, он ее говорил? Нет. Там было «Я ухожу, я сделал все, что мог…» (Кстати, 23 апреля — 14 лет со дня смерти первого президента России.)

Нестыковки возникают даже в таком оплоте стабильности, как Библия. Помните, как Ной бороздил воды потопа, как трижды выпускал голубя? И как на второй раз птица принесла ему в клюве оливковую ветвь — признак, что вода отступила? Этот голубь с веткой потом еще стал символом мира... Не надеясь на собственную память (как на нее надеяться-то после всего этого?), специально обзвонила с вопросом массу воцерковленных людей, включая директора православного издательства и раввина синагоги.

Все в один голос сказали, что в клюве была ветка. А теперь забейте в поиске «Бытие 8:10–11» — место, где об этом говорится. Или гляньте в бумажное издание. Масличный лист! При этом в тексте Книги Бытия на церковно-славянском (то есть с ятями и прочими архаизмами) птица все еще несет «сучецъ масличенъ съ листвiемъ». В Септуагинте, самом старом переводе Ветхого Завета на древнегреческий, артефакт, если верить подстрочнику, выглядит так: «лист-оливки-веточка-в клюве». Так все-таки ветка?

Перечислять можно еще долго. И не только слова, но и вещи более материальные. У «Давида» Микеланджело не было выражения лица «сейчас расплачусь», Царевна-лебедь Врубеля имела нормальный рот без признаков заячьей губы. Свобода вела народ на баррикады (Делакруа) с одной обнаженной грудью (вторая была под платьем), а погибший дядька на переднем плане хоть и был без штанов, но в рубахе, прикрывавшей бедра (сейчас она задрана до пупа). Пушкин Опекушина держал в руке цилиндр, а не шляпу, фасон которой вошел в моду сильно после его смерти. Шар под ногами цирковой девочки (Пикассо) был больше, силач на кубе старше, и никто не знает, куда с картины делось белье на веревке. У девушки с жемчужной сережкой Вермеера она стала больше и приобрела металлический оттенок.

Чета Арнольфини у Яна ван Эйка (картина 1434 года) лишилась «шахматного» пола, а рыжеватая собака породы брюссельский грифон (его предки издавна бегали в окрестностях Брюсселя) стала коричневым аффенпинчером, чье происхождение восходит к XVII веку.

Еще люди массово помнят синий купол с золотыми звездами на Соборе Василия Блаженного и то, каким сказочным выглядел из-за этого весь храм. А если их попросить принять позу роденовского «Мыслителя», все дружно приложат кулак ко лбу, а не станут жевать полураскрытую кисть руки, как это делает он сейчас...

Разумеется, психология объясняет подобные случаи глюками массовой памяти: «один сказал, другой подхватил, и все решили».

Но у исследователей ЭМ свое мнение. Например, они вспомнили, что как раз с нулевых физики как-то особенно дружно заговорили о существовании параллельных миров (ПМ), их вероятном взаимодействии и теоретической возможности путешествий во времени. В общем хоре особо выделялся ЦЕРН, который периодически кидается в массы «орешками знаний». То гендиректор мило извинится за уничтоженные по ошибке пять ПМ. То ее зам заявит, что ЦЕРНу удалось найти дверь в другое измерение «и даже кое-что туда послать». То сотрудник Мир Фейзал, описавший новую теорию времени, сообщит, что собирается создать множество мостиков из микрочерных дыр для прохода в иные миры... Как там было про дым без огня?..

В итоге исследователям особо полюбились три варианта объяснения ЭМ. Вариант первый: если ПМ могут периодически открывать проходы друг в друга, эксперименты ЦЕРНа вполне могли это дело усилить (как усилили они, например, интенсивность землетрясений). И в итоге смешения двух сильно похожих миров часть людей помнит событие таким, каким оно было в их «мире-госте», а другая — так, как оно было в «мире-хозяине», то есть «на самом деле».

Вариант второй: игры со временем, которые либо уже идут, либо начнутся в ЦЕРНе в недалеком будущем. Волны от них ушли в прошлое, то есть к нам, внося по ходу дела хаотичные изменения реальности. В итоге часть людей все еще помнит старый ход вещей, а часть уже воспринимает изменения как данность.

Вариант третий: наш мир — матрица, которую периодически корректирует какой-то квантовый мегакомпьютер. А где комп, там и баги, которые проявляют себя в том числе и в виде ЭМ. Вообще, главная проблема ЭМ — в почти полном отсутствии доказательств изменений. Ведь реальность меняется вместе с материальными носителями — картинами, памятниками, текстами.

Но иногда исследователям везет, и они натыкаются на остатки прежнего мира — старые сканы книг и газет, издания со слишком затейливой лексикой (история со словом «сучецъ»), постеры фильмов в плохом разрешении и т.д. Например, в сети можно найти старые фото с «Мыслителем», где он сидит уже в новой позе (изображение скульптуры изменилось вместе с самой скульптурой), а человек (или даже группа людей) на переднем плане копирует его в старой. Есть и снимок Бернарда Шоу 1906 года, где он воспроизводит эту позу в варианте «кулак — лоб», а Шоу знал автора лично.

Кстати, Роден писал, что «Мыслитель» «думает каждой мышцей спины, всеми мускулами ног и рук, сцепленными пальцами и сжатым КУЛАКОМ».

Более чем приличная версия «Свободы…» Делакруа нашлась в фильме 1997 года — в виде картины на стене в одном из эпизодов.

С Василием Блаженным еще интереснее. Синий купол со звездами остался только в памяти народной и… на одноименной картине Аристарха Лентулова 1913 года, где звезды были даже не нарисованы, а выложены сусальным золотом. По словам дочери художника, тот специально ходил вокруг собора десятки раз, запоминая ракурсы. То есть рисовал явно не по памяти.

На Западе сейчас активно изучают разные издания Библии короля Якова, в части из которых появились такие слова, как «рекламировать», «коттедж», «кукуруза», «бутылки» (вместо «мехи») и даже «матрица», а часть пока еще осталась нетронутой. Надолго ли? Энтузиазма исследователям не занимать — они собирают не только баги реальности, но и остатки нашей памяти, чудом сохранившиеся в виде материального эха.

Быть может, их труд не напрасен?

КСТАТИ

На территории ЦЕРНа находится статуя бога Шивы, танцующего тандаву — танец, в ходе которого он набирает огромную мощь и использует ее сначала на созидание, а потом на разрушение.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Смыслов, психолог, профессор МРСЭУ:

— Сейчас подобных эффектов (психологи называют их конфабуляцией) становится все больше. Они начали активно проявлять себя, когда наше подсознание стало перегружаться обилием информации, из-за которой часто создается ложное понимание событий, бывших в реальности. Да, это параллельная реальность, но она находится в нашей памяти и подсознании, упрощая понимание информации. Кстати, очень много конфабуляций связаны с биографиями пьющих людей. Сколько было случаев с тем же Ельциным, которые люди помнят совершенно по-разному (как ездил в троллейбусе, как падал с моста, как уходил в отставку). Человек совершает какие-то алогичные поступки, а люди адекватные пытаются наложить на них свою логику…

Читайте также: Путь к правде. Александр Мильчаков открыл 11 тайных мест захоронений жертв политических репрессий