Войти в почту

«Если эти концерты не заставят вас неистовствовать, значит, вы ненормальный»: ансамбль Игоря Моисеева собрал аншлаг в Нижнем Новгороде

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева вновь побывал в Нижнем Новгороде и вновь собрал аншлаг – на этот раз в концертном зале «Юпитер». Большая программа из двух отделений состояла из любимейших публикой всего мира хореографических шедевров, поставленных Моисеевым, являющихся бережно хранимым золотым фондом ансамбля. Артисты – не солисты Дышащее свежестью и задором «Лето» сменил калмыцкий танец – мистический, необычный, аки полёт звенящих перьями трёх воронов на закате. Следующая за ним лукавая, игривая «Татарочка», по словам исполнителей, относится к самым сложным композициям: уж очень много в ней мелких движений ног! И исполнительницу этого танца должно бы звать солисткой, но известно ещё с давних времен в ансамбле высказывание Игоря Александровича: «Кто назовёт себя солистом, того я уволю из ансамбля». Отчасти это перекликается с философией фильма «Кордебалет»: все ярки, как на подбор, и танцуют как один. Тут кроется один из важных секретов устройства моисеевского ансамбля: не «солировать», а работать в образе и в команде.Показательна в этом плане изумительная городская кадриль из цикла «Картинки прошлого». Четыре пары городских – девушки в наимоднейших «гороховых» платьях, парни в поддёвках и картузах – чинно знакомились, и с первых секунд становились ясны характеры действующих лиц. Вот высоченный красавец с кудрявым чубом вынимает из кармана колечко, трёт о рукав, чтоб блестело поярче, и преподносит своей миниатюрной избраннице. Небольшого росточка парнишка, одетый попроще остальных, выбирает рослую блондинку: он прикармливает её семечками, которые та немедленно и с явным удовольствием начинает употреблять… Принятый в кадрили обмен парами вызывает у участников разные эмоции – тут и восторг, и ревность, и обида, и ласковый укор. Словом, не танец, а настоящая драма! Всё это происходит под зажигательную музыку настоящего народного ансамбля, разместившегося тут же, на сцене, а в финале с различными антраша, прыжками, вприсядку к танцующим парам присоединяются также музыканты! Греки, пастухи, нанайцы Новинкой для многих стала хореографическая картина «Танго DelPlata» в постановке аргентинского хореографа Лауры Роатта, созданная при поддержке Газпромбанка, стратегического партнёра ансамбля. Дель Плата – это река, на которой расположены «столицы танго» Монтевидео и Буэнос-Айрес, Лаура Роатта – знаменитый хореограф, познакомившаяся с ансамблем танца Игоря Моисеева в 1977 году, во время аргентинских гастролей коллектива. Долгое время она мечтала поставить для них что-нибудь – и вот родилась драматическая история о главном танце XX века. До того в репертуаре ансамбля уже имелось танго, но работать по правилам «одно тело и четыре ноги», учить новый хореографический язык нашим танцовщикам пришлось заново. Благодаря великолепной выучке, техническим возможностям… и, как утверждает Лаура Роатта, сходству темперамента русских и аргентинцев, был достигнут высочайший результат.Ну а дальше, едва зрители немного отдышались в антракте, один за другим пошли абсолютные хиты моисеевского ансамбля. «Сиртаки», на котором в ансамбле учили танцевать. Сложный, эффектный «Гаучо» – танец аргентинских пастухов. Игровая постановка с нанайскими мотивами «Борьба двух малышей»… и визитная карточка коллектива – «Яблочко», он же финал флотской сюиты «День на корабле». Несколько десятков лет матросские танцы не сходят со сцены, и каждый раз танцующие моряки наповал поражают публику могучей волной удали и позитива. В 1955 году, во время французских гастролей ансамбля танца, в газетах писали так: «Если эти концерты не заставят вас неистовствовать, значит, вы ненормальный». Как видим, с тех пор ничего не изменилось. В зале свирепствовал шквал оваций. Мария Федотова Игорь Моисеев создал свой знаменитый ансамбль, когда его, молодого солиста Большого, решительно отстранили от возможности ставить спектакли. Творческая ревность начальства, как ни парадоксально, сыграла во благо: гений Моисеева нашёл применение в области народного танца… и поднял его на высоту истинного искусства, рядом с классически балетом. «Народные танцы рождаются у каждого народа по тем законам, по каким рождается язык народа. Так что по существу это – подлинное явление искусства. Почему этого никто не мог понять раньше, я не знаю. Так получилось, что я это понял раньше других и решил это обнажить», – говорил маэстро.

«Если эти концерты не заставят вас неистовствовать, значит, вы ненормальный»: ансамбль Игоря Моисеева собрал аншлаг в Нижнем Новгороде
© Нижегородская правда