Войти в почту

Премию этому господину Кто получит «Оскар» в 2021 году и кто заслуживает его на самом деле

Ночью с воскресенья на понедельник в Лос-Анджелесе в 93-й раз вручат премию «Оскар». Как и вся индустрия развлечений, самая главная кинонаграда мира переживает смутные времена. Это хорошо видно уже по списку номинантов на «Оскар»-2021, который из-за переносов десятков престижных релизов недосчитался многих претендентов на статуэтки и поэтому с трудом может претендовать на выборку действительно лучших фильмов года. При этом вплоть до раздачи «Оскаров» останется открытым вопрос, насколько зрелищной в условиях пандемии окажется церемония, которую Американская киноакадемия, несмотря ни на что, намерена провести в живом офлайн-формате (спасать ситуацию призван нанятый исполнительным продюсером шоу режиссер Стивен Содерберг). А вот узнать, у кого больше всего шансов на победу в главных номинациях и кто должен был бы выиграть «Оскар» в идеальном мире, можно уже сейчас — в материале «Ленты.ру».

Премию этому господину Кто получит «Оскар» в 2021 году и кто заслуживает его на самом деле
© Lenta.ru

Кто заслужил: «Коллектив» (Colectiv), Румыния, режиссер Александр Нанэу

Мы не устанем повторять: самая спорная из оскаровских номинаций «Лучший фильм на иностранном языке» нуждается в кардинальном реформировании. В настоящий момент претендентов на номинацию от каждой страны определяют национальные оскаровские комитеты, которые нередко закрыты и коррумпированы. Заслуживает быть поставленным и вопрос, почему от каждой страны можно выдвинуть только один фильм. А что если в условных Китае, Мексике или Испании за один отдельно взятый год будет снято два или три подлинных шедевра? В нынешних же условиях пятерка номинантов почти всегда выглядит слабой и нерепрезентативной. 2021 год — не исключение. На фоне откровенно посредственных картин заметно выделяется румынский документальный фильм «Коллектив» — история журналистского расследования коррупции в местном здравоохранении, которая смотрится как настоящий преисполненный праведного гнева триллер.

Кто получит: «Еще по одной» (Druk), Дания, режиссер Томас Винтерберг

Будущего победителя в категории, отведенной для фильмов, которые американцы смотрят (а чаще — не смотрят) с субтитрами, подсказывает содержание остальных номинаций. Постановщик «Еще по одной» Томас Винтерберг будет также претендовать на статуэтку за лучшую режиссуру, что уже резко выделяет его на фоне конкурентов. Уверенно «Еще по одной» прошелся и по всем предшествующим «Оскару» премиям, выиграв, например, британскую награду BAFTA, а на «Золотых глобусах» уступив лишь необъяснимым образом попавшему в иностранную номинацию американскому фильму о корейских эмигрантах «Минари». «Оскар» такого позорного распределения номинантов избежал — а значит, у бойкой и трогательной драмы Винтерберга об увлекшихся алкогольным экспериментом учителях почти нет шансов остаться без заветной статуэтки.

Прочитать о фильме «Еще по одной» подробнее можно здесь. Прочитать интервью «Ленты.ру» с Томасом Винтербергом можно здесь

Кто заслужил: «Время» (Time), режиссер Гарретт Брэдли

Существует мнение, что «Время» Гарретт Брэдли — в принципе лучший фильм, из всех претендующих в этом году на «Оскар», документальные они или нет. И оно небеспочвенно: Брэдли, молодой афроамериканской режиссерке, удалось практически невозможное — вместить в час хронометража, кажется, всю суть черного бытия в современной Америке, при этом не отвлекаясь от своей героини, матери шестерых детей по имени Фокс Ричардсон, борющейся за освобождение мужа после 20 лет в колонии строгого режима. Более того — Ричардсон, снятые которой для заключенного супруга домашние видео составляют львиную долю «Времени», заслуживает номинации не меньше (например, за операторскую работу). По большому счету, она полноценный соавтор Брэдли — и «Время» во многом складывается из еле заметного напряжения между зернистыми, прочувствованными, при всей приземленности, кадрами из роликов Ричардсон и дополняющим их импрессионизмом образов, создаваемых Гарретт Брэдли.

Кто получит: «Мой учитель-осьминог» (My Octopus Teacher), режиссеры Пиппа Эрлих, Джеймс Рид

У членов Американской киноакадемии, впрочем, редко хватает терпения на такие тонкие арт-эксперименты, какой осуществлен во «Времени» Гарретт Брэдли. Номинированным на награду «Коллективу» и «Особому лагерю» может, в свою очередь, пойти во вред их явный политический характер: первый страстно изобличает коррупцию, второй не менее яростно отстаивает право на летний отдых детей с ограниченными возможностями. На этом фоне «Оскар» может, как это часто бывает, отойти самому компромиссному из номинантов — а именно добродушной и незлобивой картине «Мой учитель-осьминог», рассказывающей о дружбе южноафриканского режиссера и встреченной им во время занятий дайвингом самки осьминога. Не большое искусство, но способное растрогать кого угодно.

Кто заслужил: Мария Бакалова, «Борат 2» (Borat: Gift of Pornographic Monkey to Vice Premiere Mikhael Pence to Make Benefit Recently Diminished Nation of Kazakhstan)

Пожалуй, самый необычный перформанс из всех, которые удостоились номинации «Лучшая актриса второго плана», выдала в «Борате 2» болгарская актриса Мария Бакалова, не только перетягивающая внимание с усталых эскапад Саши Барона Коэна, но и ухитряющаяся виртуозно сосуществовать в кадре с населяющими фильм реальными людьми (и делать это элегантнее и органичнее, чем Фрэнсис МакДорманд в перехваленной «Земле кочевников»). Ну, а феерическая сцена менструального танца на балу дебютанток почти искупает всю натужность «Бората 2» как фильма.

Прочитать о фильме «Борат 2» подробнее можно здесь

Кто получит: Юн Е-джон, «Минари» (Minari)

Эксцентрика, которой преисполнена игра Бакаловой в «Борате 2», тем не менее на «Оскарах» редко удостаивается приза — куда чаще академики ценят ту соль земли, какой искрится в «Минари» перформанс Юн Е-джон в роли корейской бабули, которая приезжает в Америку к не справляющимся с фермой родственникам. Ее героиня обаятельно сквернословит, подкупающе остается собой на чужой земле и драматически переносит инсульт — от первого до последнего кадра своего присутствия в фильме провоцируя у зрителя сопереживание. И еще Юн Е-джон, большая корейская звезда, почти неизвестна в Америке, а «Оскар» мало что любит так же сильно, как запоздалое признание великих пожилых артистов.

Прочитать о фильме «Минари» подробнее можно здесь

Кто заслужил: ЛаКит Стэнфилд, «Иуда и черный мессия» (Judas and the Black Messiah)

Один из традиционных оскаровских парадоксов — это распределение ролей на условно главные и второго плана. Нередко выбор категории для того или иного актерского перформанса просто необъясним — и «Иуда и черный мессия» Шаки Кинга, фильм о трагическом предательстве лидера чикагской ячейки «Черных пантер» Фреда Хэмптона информатором ФБР Уильямом О'Нилом, — это именно тот самый случай. По факту, именно играющий О'Нила ЛаКит Стэнфилд, один из самых интересных молодых актеров нашего времени (его игра в роли харизматичного апологета психоделиков Дариуса в сериале «Атланта» — одно из сокровищ современного телевидения), служит «Иуде и черному мессию» протагонистом, глазами которого мы видим взлет и гибель Фреда Хэмптона. Так Стэнфилд оказывается единственным из номинантов в этой категории, на котором держится целый фильм.

Кто получит: Дэниел Калуйя, «Иуда и черный мессия» (Judas and the Black Messiah)

Куда больше шансов на «Оскар», впрочем, у партнера Стэнфилда по фильму Дэниела Калуйи — ему достается одновременно и более емкая роль, и более мясистый материал. Фред Хэмптон был талантливым организатором и выдающимся оратором — и, подобно многим главным харизматикам движения за права чернокожих в Америке, был властью убит без оглядки хоть на какую-то законность. Сцена одного из последних выступлений Хэмптона в «Иуде и черном мессии», в которой Калуйя буквально одним тембром голоса призывает незримый дух своего героя в пространство фильма, принадлежит к числу самых эффектных в этом году. Велика вероятность, что именно она и станет решающим аргументом для членов Американской киноакадемии.

Кто заслужил: Ванесса Кирби, «Фрагменты женщины» (Pieces of a Woman)

В номинацию «Лучшая актриса» попали сразу несколько артисток, которым в этом году удался по-настоящему запоминающийся, мощный перформанс. Это и Кэри Маллиган, нервной интенсивностью своего экранного присутствия искупающая многие грехи «Девушки, подающей надежды». И Виола Дэвис, в «Ма Рэйни» демонстрирующая по-театральному величественную игру, особенно уместную в поставленном по пьесе фильме, который так и не преодолевает трения между природой кино и театральностью первоисточника. Мой выбор, впрочем, — Ванесса Кирби, неотразимо подминающая под себя «Фрагменты женщины» и совпадающая в этом с материалом, сюжетом о преодолении горя от смерти новорожденного ребенка.

Кто получит: Фрэнсис МакДорманд, «Земля кочевников» (Nomadland)

Другое дело, что и Маллиган, и Дэвис, и Кирби остается только посочувствовать: у них, похоже, нет ни единого шанса в конкуренции с Фрэнсис МакДорманд, не только замыкающей на себя драму Хлои Чжао, но и более того — выступившей катализатором всего фильма (именно МакДорманд купила права на книгу-первоисточник и пригласила Чжао снять кино, а не наоборот). МакДорманд к тому же — редкая большая голливудская звезда, сумевшая сохранить ауру приземленности, приближенности к простому народу, а значит, и не вызывающая ни у кого из коллег по киноиндустрии никакого раздражения. Этот фактор гарантирует МакДорманд победу.

Прочитать о фильме «Земля кочевников» подробнее можно здесь

Кто заслужил: Стивен Ян, «Минари» (Minari)

Номинация «Лучший актер» бросается в глаза в первую очередь не именами тех, кто в нее включен, а отсутствием в ней артиста, выдавшего самую сокрушительную игру в американском кино этого года. Речь о Делрое Линдо, который в роли возвращающегося с друзьями на места боевого бесславия ветерана Вьетнама из «Пятеро одной крови» Спайка Ли сумел выйти за пределы всех возможных клише о ПТСР и достигнуть почти трансцендентальной актерской поэзии. Из тех же, кого Американская киноакадемия сумела заметить, выделяется Стивен Ян, который в «Минари», в отличие от всех соперников, создает сильный разноплановый образ, вообще не полагаясь на какую бы то ни было актерскую эквилибристику или костыли драматических перипетий сюжета.

Прочитать о фильме «Минари» подробнее можно здесь

Кто получит: Чедвик Боузман, «Ма Рэйни: Мать блюза» (Ma Rainey's Black Bottom)

Стоит оговориться: Чедвик Боузман был блестящим, невероятно харизматичным актером, способным изображать кардинально разных по энергетике персонажей, а нередко и элегантно сочетать самые противоречивые импульсы и качества в рамках одной роли. Его смерть от рака в возрасте 43 лет — трагедия. Нужно проговорить и тот факт, что Боузман в этом году действительно наиграл на «Оскар» — но в короткой, магнетической по воздействию роли в «Пятеро одной крови». А вот его перформанс в «Ма Рэйни», при всей яркости, как будто реализован в безвоздушном пространстве — настолько его обесценивает лишенная чувства кино, жаждущая театральной сцены режиссура фильма. Тем не менее посмертный «Оскар» Боузману будет присужден почти наверняка — Академия любит такие сентиментальные жесты.

Кто заслужил: Дэвид Финчер, «Манк» (Mank)

О чем мы говорим, когда говорим о режиссуре? Центральная профессия в кинематографе настолько всеобъемлюща по своей природе и включает в себя так много всего, что убедительный аргумент мог бы быть сделан в отношении буквально каждого из пяти номинантов на «Оскар» в этой категории, и дело предпочтения каждого из экспертов, что именно в постановке кино они ценят больше всего. Мне из всех режиссерских достоинств милее всего странность, способность снять на уровне формы и стиля такое кино, которое не сделал бы ни один другой постановщик на свете. И этому качеству из номинантов 2021 года отвечает только Дэвид Финчер, не столько рассказавший в «Манке» историю создания «Гражданина Кейна» и обнаживший голливудские порядки и в 1940-е, и в наше время, сколько вызвавший духов старого кинематографа как на спиритическом сеансе и призвавший их к ответу за грехи — свои и наши.

Прочитать о фильме «Манк» подробнее можно здесь

Кто получит: Хлоя Чжао, «Земля кочевников» (Nomadland)

Непопулярное мнение: Хлоя Чжао должна была стать второй после Кэтрин Бигелоу женщиной-лауреаткой режиссерского «Оскара» еще в 2018-м — за свой предыдущий фильм «Наездник». Это минималистичное, скупое на понты кино о современных индейцах, живущих и умирающих вместе с ковбойской культурой (в котором обитатели резерваций Южной Дакоты играли более-менее самих себя), ухитрялось емко и душераздирающе выразить все корневые противоречия американского образа жизни, сотканного не только магнетической магией почти мифологизированных просторов, но и кровью, болью, геноцидом коренных обитателей этой земли. В нем, впрочем, не было Фрэнсис МакДорманд — а значит, фильм почти никто не смотрел. Работа Чжао в «Земле кочевников», увы, куда более тривиальна.

Прочитать о фильме «Земля кочевников» подробнее можно здесь

Кто заслужил: «Иуда и черный мессия» (Judas and the Black Messiah), режиссер Шака Кинг

Нужно быть откровенным: «Иуда и черный мессия» — фильм скорее неудавшийся, чем преуспевший. Шаку Кинга подводит предательское решение вывести в центр сюжета не Фрэда Хэмптона с его могучей харизмой и трагической судьбой, а персонажа-функцию, сдавшего вожака «Черных пантер» федералам. Это не сценарная находка, но сценарный конфуз: фильм как будто расписывается в неспособности обратиться к фигуре Хэмптона на его условиях, боится посмотреть ему глаза в глаза. И тем не менее из тех фильмов, что номинированы на самый главный «Оскар» в этом году, «Иуда и черный мессия» по крайней мере работает с самым амбициозным и смелым материалом, а кроме того, делает из этого материала самые дерзкие выводы (в отличие, например, от «Суда над чикагской семеркой» Аарона Соркина, который сводит свою протестность к гимну американской судебной системе). Представить в числе номинантов на самую престижную американскую кинопремию картину, в фундаменте которой лежит не просто антиамериканский пафос, но отвращение к самому устройству страны, еще несколько лет назад было невозможно.

Кто получит: «Земля кочевников» (Nomadland)

Судя по раскладу всех предшествующих «Оскару» премий, почти каждая из которых — от «Золотого глобуса» до британских BAFTA — заканчивалась триумфом «Земли кочевников», фильм Хлои Чжао выглядит беспрекословным фаворитом. Справедливо это или нет — другой вопрос, ответ на который невозможен без перечисления всех тех прекрасных фильмов минувшего года, которые «Оскар» проигнорировал (в диапазоне от «Первой коровы» Келли Рейхардт до многократно упомянутых в этом тексте «Пятерых одной крови» Спайка Ли). Нужно тем не менее заметить: «Земля кочевников» очевидно лучше своих конкурентов уловила нерв времени, не только передав через гибридную, ломаную форму документалистики и постановочности проходящий через нынешнее американское общество идеологический разлом, но и своей упертой сентиментальностью попытавшись этот разлом сгладить. Америка жаждет если не примирения, то покоя после нескольких лет раздрая — «Земля кочевников» этот покой на бесконечных хайвеях американы находит.

Прочитать о фильме «Земля кочевников» подробнее можно здесь

93-я церемония вручения премии «Оскар» пройдет в ночь с 25 на 26 апреля