"Майские сказки" Юрия Энтина и Ансамбля "Благовест"
"Мне бы хотелось начать с того, что наш замечательный Геннадий Игоревич Гладков, российский выдающийся композитор, считает меня своим учеником. Мне это очень приятно. И в этом есть, несомненно, доля правды, потому что он был первым композитором, которому я показал свои робкие юношеские попытки композиторства. И вообще, собственно, к такому серьёзному сочинительству я пришёл через музыку Геннадия Гладкова: его мюзиклы "Бременские музыканты", "Хоттабыч", "Голубой щенок". Это пластинки, которые крутились мной на старинных проигрывателях до дыр. Я бегал по кинотеатрам, где звучала музыка Гладкова, с портативным магнитофончиком, с экрана записывая его бессмертные мелодии. Когда я к нему пришёл первый раз, он принял меня, ученика 9 класса школы Гнесиных. Я был совершенно очарован его личностью и, главное, его огромным лбом, в котором, мне казалось, хранилось, таилось несметное количество потрясающих мелодий. Я почувствовал, что это некая высшая каста композиторов, которая мне абсолютно недоступна. Сейчас, когда прихожу к нему в гости, показываю свои сочинения, по-прежнему это впечатление не изменилось. Он - высшая каста, а я себя, по сравнению с ним, композитором не ощущаю. На протяжении всей своей творческой жизни я постоянно пребываю с ним в творческом контакте, показываю свои сочинения. Он высказывает свое мнение, иногда не очень лестное для меня. Мне бы хотелось встречаться с ним чаще и чаще, потому что личность совершенно уникальная, настоящий композитор. Максим Исаакович Дунаевский - из той же плеяды, что и Гладков. Это какое-то удивительное время, когда одновременно на композиторском курсе консерватории учились те, которые открыли новую страницу в истории русской музыки, создав русский мюзикл. Это Максим Дунаевский, Алексей Рыбников, Геннадий Гладков, а также Александр Журбин, Давид Тухманов - возникло целое созвездие имён, мне кажется, не без участия Божественной воли. Все сложилось, появились такие композиторы. И Гладков впервые сочинил теперь уже широко известный во всем мире, первый русский классический мюзикл "Бременские музыканты" по мотивам сказки братьев Гримм. И как потом Максим Дунаевский сказал: "Услышав "Бременских", мы поняли, как нужно писать музыку". После этого появились знаменитые мушкетёры с песней "Пора-пора-порадуемся" Дунаевского, рок-оперы и сказки Рыбникова. Все эти авторы сотрудничали с одним поэтом? Всех их объединял один человек, волшебник, величайший поэт-сказочник современности Юрий Сергеевич Энтин. Он создавал либретто, и благодаря его стихам, возможно, и родились такие потрясающие мелодии Гладкова, "Летучий корабль" Дунаевского, "Буратино" Рыбникова. "Благовест" разыгрывает музыкальные сказки не впервые? Наш проект музыкальных сказок, который в первую очередь базируется на творческой инициативе Юрия Энтина, существует несколько лет, например, уже был исполнен мюзикл "Русалочка" Евгения Крылатова. Энтин постоянно фонтанирует идеями, рождает новые образы, сюжетные повороты в своих многочисленных сказках, создавая новые, ни на что не похожие произведения. Сюжетную линию своего мюзикла "Шиворот-навыворот" Юрий Сергеевич переделал, разукрасил потрясающими стихами и сделал, по существу, моно-спектакль "Алёна против дракона" для себя. Сам автор является сказочником и ведущим, главным действующим лицом, будто бы рассказывающим сказку, который представляет актёров, играющих вместе с ним на сцене. А композитор Гладков считает "Шиворот-навыворот" - "Алена против дракона" своим любимым мюзиклом. Мюзикл "Русалочка". Фото: Пресс-служба Ансамбля духовной музыки "Благовест" А что вдохновило поэта на такой сюжет? История создания сюжета очень интересна. Юрий Сергеевич на чердаке своей старинной дачи, построенной в начале XX века, нашёл огромный сундук. Он обнаружил разные фольклорные записи композитора Сергея Василенко, бывшего владельца дачи. Среди них было подробное красочное описание старинного свадебного обряда. "Алёна против дракона" как раз стилизует различные игровые моменты свадебного обряда. Дракон и его слуги здесь не настоящие, а это ряженые, которые участвуют в свадебном представлении, разыгрывая сценки в обрядовом сценарии. По сути - это перенесение фольклорных образцов на современную почву. Все это первый план, а музыка Гладкова переносит сюжет еще и в современную плоскость, создавая мост между прошлым и настоящим. Слугами дракона мы можем представить неких современных персонажей, которые живут среди нас, исполняя в мюзикле современный канкан. Тандем Энтин-Гладков создали жанр мюзикла-сатиры. Это идёт из советских времён, "Бременские" - это тоже мюзикл-пародия. В России сатира существует при всех эпохах, жанрах и всегда актуальна, поэтому этот музикл звучит чрезвычайно современно. А музыка Гладкова всегда остро индивидуальна, нетривиальна, абсолютно не стандартна. Мюзикл "Алёна против дракона". Фото: Пресс-служба Ансамбля духовной музыки "Благовест" Музыкальный руководитель и дирижёр постановок, кто готовил ваши премьеры? Наш главный хормейстер Денис Анзигитов, который поставил все предыдущие мюзиклы. В "Оркестрионе" у нас состоится акустическая репетиция. Он будет руководить всем и дирижировать во время спектакля. Ансамбль духовной музыки "Благовест, как никто чувствует фольклорную первооснову сюжета, при этом прекрасно справляясь с особенностями стиля современного жанра мюзикла. Это синтетический спектакль, и каждый исполнитель должен быть драматическим актёром, владеть эстрадным вокалом, петь сольно и в хоре. Поскольку хоровой ансамбль "Благовест" - коллектив универсальный, то участники представляют мюзикл через сценическое действие, прекрасно поставленное режиссером Ириной Хуциевой. Она является также сценографом постановки и художником по костюмам, которая давно сотрудничает с Юрием Энтиным и работает с ансамблем "Благовест". Это не первое обращение коллектива к такому синтетическому музыкально-драматическому жанру. В репертуаре ансамбля уже много лет были спектакли подобного рода: "Пещное действо" по старинной литургической драме середины XVII века; затем картины старинных народных обрядов и игр "Праздник Рождества". Мюзикл "Алёна против дракона". Фото: Пресс-служба Ансамбля духовной музыки "Благовест" На чём основана другая майская премьера "А мне летать охота!" на музыку Максима Дунаевского? Многие помнят замечательный мультфильм "Летучий корабль", созданный по сценарию Энтина и музыке Дунаевского. На этой сюжетной канве Юрий Сергеевич создал совершенно новую сказку, значительно расширив количество действующих лиц, диалогов. Появились новые сюжетные повороты, реминисценции, интермеццо, когда он сам читает. По существу, мы имеем новую сказку. Соответственно Максим Исаакович написал много новой музыки, которая будет звучать впервые. В спектакле будут присутствовать персонажи, которых мы любим и привыкли видеть в наших классических мультфильмах - бабки-ёжки, Водяной со спасательным кругом и другая нечисть. Какое инструментальное сопровождение предполагается? Во-первых, я буду играть на фортепиано, аккомпанировать, сцеплять импровизациями номера, такой ведущий-пианист. Будут звучать электронные и целый оркестр ударных инструментов. У Гладкого море музыки. Она в разной стилистике, много джаза, нужно владеть различными исполнительскими манерами. Это нельзя сыграть академично. Геннадий Игоревич дал мне добро на мои собственные импровизации, дескать, ты сам знаешь, как играть. Что повлияло на такой вектор развития российской музыки в сторону мюзикла, ведь все наши композиторы имеют консерваторское образование серьёзной академической школы? Да, эти ребята-композиторы находились в рамках этой, можно сказать, даже жёсткой школы, которая ставила перед ними серьёзные задачи, что в свою очередь стимулировало творчество, которое выливалось затем в неожиданные формы. Началось все с Геннадия Гладкова, пионера и новатора этого стиля, также, как в европейской музыке был Эндрю Ллойд Уэббер, автор рок-мюзиклов, рок-опер. Мюзикл - жанр интернациональный. Вообще, Игорь Иванович Гладков-отец был главным действующим лицом оркестра Александра Цфасмана, и Гладков-сын, когда рос, он варился в этом. Вот почему у Геннадия много отсылок к джазу 30-х годов, все это возникло не на пустом месте. На премьере Вы станете сказочником? В нашем случае я выступлю в роли сказочника. Юрий Сергеевич из зала будет меня критиковать, контролировать. В конце спектакля он выйдет на сцену, скажет приветственное слово всем присутствующим. Меня или похвалит, или поругает, в зависимости от того, как у меня получатся роль и исполнение замечательных стихов. Но, без сомнения, я лично получу огромное удовольствие от потрясающих стихов Энтина и потрясающей музыки Гладкова.