Войти в почту

«#засранка»: куда приводит кибербуллинг

Полнометражный кинодебют, посвящённый травле в интернете, основан на реальных событиях (хотя здесь и нет соответствующего титра), которые произошли в Сеуле в середине 2000-х. Автор переносит сюжет в современные декорации, в сегодняшнюю Румынию, где всё происходящее смотрится не менее органично.

Фильм, честно говоря, малобюджетный, тривиальный и местами бесхитростный. В нём нет ничего выдающегося, ничего из ряда вон выходящего. Вот и Кирилл Разлогов, президент гильдии киноведов и кинокритиков России, называет картину «слабой» и «довольно посредственной» и вполне резонно считает, что Хуцуляк стал обладателем «Золотого Георгия» только потому, что «#засранка» в целом собрала меньше всего откровенно негативных отзывов членов жюри, объединённых идеей ненависти к социальным сетям. Незамысловатая социальная сатира, призывающая людей относиться к друг другу по-человечески, обошла, вне всякого сомнения, куда более качественные и состоятельные работы: «Голубое сердце» кубинского режиссёра Мигеля Койулы и китайскую «Кофейню в поле» Ши Сяофань.

Сам же режиссёр вроде как был искренне удивлён, когда узнал, что получил главный приз ММКФ: «Хочу поблагодарить отборщиков и жюри, я совершенно не понимаю, почему было принято такое решение. Мне кажется, что маленький кусочек этой награды должен достаться всем участникам фестиваля».

40-летняя сотрудница банка спит со школьником, который её под шумок снимает на смартфон, чтобы похвастаться перед друзьями и одноклассниками. Что это? А это экспозиция, это мы знакомимся с главной героиней фильма – Алиной Мога (Андрея Грэмоштяну). Наверное, чтобы ей потом не хотелось сопереживать. Мы же не будем сопереживать и сочувствовать педофилам? Ну вот, уяснили, а теперь в чём цимес: героиня берёт в приюте пса – Оскара (в честь кинопремии), не самого чистого, не породистого, не шибко симпатичного, а напротив – какую-то низкорослую дворнягу. И этот выбор будет стоить девушке слишком дорого. Взяв пса, Алина едет домой на метро. И вот тут завязка: пса тошнит на глазах у десятков пассажиров, которые тут же предъявляют девушке – та, мол, должна взять пакетик и быстренько всё убрать. Казалось бы, очевидно, кто прав, кто виноват и что делать, но тем не менее – Алина отказывается убрать за щенком и попадает в головокружительный водоворот событий, из которого ей уже не суждено выбраться.

Клуб. Техно. Собравшиеся за столиком школьники спорят о том, чьё видео наберёт в Facebook наибольшее количество лайков. На кону 10 евро и 3 контрацептива. Нешуточная ставка! Может быть, съёмка скрытой камерой под юбкой у танцующих девушек? Сексуально, но нет, оказывается, у одного парня есть нечто большее – life-ролик, на котором запечатлена та самая конфликтная ситуация в бухарестском метро. Ролик заливают в сеть, где тот быстро становится вирусным, и Алина тут же становится местной знаменитостью и причиной грандиозного скандала, которому суждено будет вырваться из онлайна на улицы румынской столицы. Школьник получит свои 15 минут славы, а вот героиня убедится, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Многочисленные пользователи во главе с карикатурным интернет-разоблачителем, инцел-блогером уже готовы скооперироваться и преподать урок нахальной и невоспитанной гражданке. Моральный долг есть моральный долг: девушке предстоит предстать перед поистине страшным судом. Героине трудно сопереживать, она кажется неадекватной, взбалмошной, нервной и агрессивной, но в то же время зрителю несложно догадаться, что каждый может завтра оказаться на её месте, на месте человека, за которого никто не вступится, которого никто не защитит.

«С одной стороны, мне нравится, что интернет стал инструментом социальной критики, сделал ее доступной, но с другой – все чаще люди стали использовать этот инструмент далеко не во благо, причем не всегда с плохими намерениями – просто так получается. Интернет активно существует буквально лет 10, и мы еще только учимся им пользоваться. Сейчас он устроен так, что можно причинить боль человеку, исходя из каких-то высоких больших социальных или общественных целей», – рассказывает сам режиссёр о своём фильме.

Финал картины подчёркивает гуманистическую повестку: автор будто посмотрел те самые 14000605 вариантов будущего, и в каждом героиня будет виновата, как ни крути, вне зависимости от того, уберёт ли она за псом или нет. Сама трагедия не в том, что женщина отказалась убрать рвоту, а в том, как порой жестоки могут быть люди и в том, куда эта жестокость может привести. Озлобленное большинство плохо контролирует свои эмоции, давление же общественного мнения вполне успешно, как оказалось, ломает судьбы и перемалывает людей. Да, в «#засранке» всё выкручено до предела, всё крайне гиперболизировано, но суть проста – свободные социальные институты (СМИ, интернет-блогеры) бывают достаточно деструктивными, могут нести в себе опасность, неверной интерпретации, а вот уже неверная интерпретация может стать губительной. В интернете могут затравить, в интернете могут вознести на вершину, могут возвести в ранг святых (проявивший халатность малахольный сотрудник охраны метрополитена, совершивший самоподжог, выставлен сетевым сообществом жертвой и даже героем), а могут и низвергнуть в бездну и небытие. Невероятно, но факт. Победа же Хуцуляка ещё раз доказывает, что всё гениальное просто. А победа исполнившей главную роль в «#засранке Андреи Грэмоштяну, получившей приз за лучшую женскую роль, только подтверждает это.