Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Четыре шедевра великого режиссера: "неклассический" классик Бортко

Галина Оленева, РИА Новости Крым

Четыре шедевра великого режиссера: "неклассический" классик Бортко
Фото: РИА Новости КрымРИА Новости Крым

Видео дня

Он родился в послевоенной Москве, в семье театрального режиссера и актрисы, но во всех интервью говорит так: "Судьба моя не была предопределена. Я думал, что должен заниматься какими-то другими, серьезными вещами". И был геологоразведочный техникум, и работа техником-электриком в киевском институте "Военпроект" - куда уж серьезнее?

В армии, копая траншею "от забора", но еще не достигнув "обеда", вдруг понял: все это не для него. Решил быть писателем, потом художником, но ни писать, ни рисовать не получалось...

"Буду кинорежиссером. Если что-то пойдет не так, людей на площадке так много, что виновных не найти".

Теперь, когда есть "Собачье сердце", "", "Мастер и Маргарита", "Блондинка за углом", в это трудно поверить, но именно так начинался путь большого режиссера . Сегодня ему 75. И РИА Новости Крым вспоминает четыре лучших картины мастера.

"Блондинка за углом"

1984 год. На советские киноэкраны выходит "Блондинка за углом". Картину снимали на , где молодой режиссер Володя Бортко трудился уже 6 лет. На его счету всего две больших самостоятельных работы – "Канал" и "Комиссия по расследованию". Обе не принесли известности.

А "Блондинку" с и за первый год посмотрели 24 миллиона зрителей. 

Кадр из фильма "Блондинка за углом"

Впрочем, могли и не посмотреть. Чиновники Госкино назвали фильм "пасквилем на советскую действительность" и не выпускали целых два года. Многие сцены пришлось вырезать, смысловые пробелы было решено заполнить вокальными номерами Андрея Миронова. И неожиданно для всех "Блондинка за углом" становится частью золотого фонда советского кино.

Вот диалог бывшего ученого-астрофизика, грузчика Николая (Андрей Миронов) и бойкой продавщицы Надежды (Татьяна Догилева):

- Все пути для всех открыты, просто у тебя до сих пор не было цели в жизни.- Была. Но неправильная. А теперь нет никакой. Я не знаю, какая должна быть.- Как у всех. Каждый обязан быть счастливым!

Простые ответы на сложные вопросы. Вероятно, в этом и кроется успех сатирической трагикомедии.

Строитель, барин, царь: три четверти векаихалкова >>

"Собачье сердце"

Спустя три года советский зритель увидит на экранах профессора Прений Евстигнеев) и Полиграфа Шарикова (которого сыграл тогда еще никому не известный актер алма-атинского театра р Толоконников). 

Сегодня экранизация булгаковского "Собачьего сердца" - признанная киноклассика. А тогда в прессе писали, что режиссеру Владимиру Бортко за этот фильм нужно отрубить руки и ноги. И сбросить его с моста.

"Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту. Там было написано примерно следующее: "Такого дерьма, как "Собачье сердце", никто отродясь не снимал", - смеется теперь режиссер.

За эту картину Бортко, Евстигнеев и Толоконников получили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. 

А вот другому герою картины премий никто не давал, хотя пес Карай на площадке проявил настоящие чудеса выносливости и бесстрашия. Летом в павильонах стояла жара, а уличные съемки проходили в ледяной холод. Чтобы показать метель, ставили ветродуй и авиамотор с пропеллером. Карай не обращал никакого внимания на эти огромные и шумные предметы. И когда снимали несколько дублей эпизода, где повар окатывает его помоями, пес терпел обливания на 20-градусном морозе. А еще шерсть ухоженного Карая обмазали желатином и нарисовали на боку ожог, чтобы придать собаке "бродячий" вид.

Зато на съемки за четвероногим артистом присылали машину, иногда даже "Чайку"!

"Мастер и Маргарита"

"Я никогда не пойму актеров, которые отказались у меня сниматься по причине глупых суеверий". 

Считается, что роман "Мастер и Маргарита" мистическим образом противится переносу его героев на экраны и даже "мстит" дерзким режиссерам и актерам. По словам Бортко, на Патриарших перед началом съемок какой-то неизвестный ни с того ни с сего сказал в пространство: "Ничего у вас не получится!"

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Получилось. Сериал с бюджетом более пяти миллионов долларов хоть и оказался самым сложным по временным, нервным и финансово затратным проектом ВГТРК, но стал одним из лидеров отечественного кинопроката: премьера состоялась 19 декабря 2005 года на телеканале "Россия". Только в нашей стране сериал смотрели почти 40 млн человек.Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Съемочной группе пришлось поездить по разным городам и даже странам. Почти всю Москву 30-х сняли в Питере. Прямо с московских Патриков герои перемещались на питерскую площадь Тургенева. Подмосковную психиатрическую больницу "играл" Елагиноостровский дворец, а знаменитый дом № 302-БИС на Садовом кольце снимали на улице Старорусской. 

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Встретились Мастер и Маргарита тоже в Санкт-Петербурге - на улице Репина, где еще сохранилась булыжная мостовая. В Израиле снимали общие планы Иерусалима, а основным местом съемок библейских сцен стала Болгария. Там построили целый античный комплекс, за основу которого взяли иерусалимский дворец Ирода.

Часть сцен сняли в Крыму, в том числе распятие Иешуа. Римских легионеров изобразили сотрудники райотдела милиции крымского города Судака. А всех коней ада сыграл семилетний конь Халиф, размноженный на компьютере.

"Тарас Бульба"

Эта картина стала первой отечественной экранизацией знаменитой гоголевской повести. Более двух тысяч костюмов, многотысячная массовка, 150 лошадей и 100 каскадеров. Специально для съемок купили живых овец, уйму гусей, свиней, кур, мясо, хлеб, горы живой и вяленой рыбы, приобрели даже сома в человеческий рост...

С рыбой, правда, вышла промашка. Когда сняли первый дубль, Бортко спохватился: "Не могли на Сечи продавать рыбу. Зачем? Днепр рядом, пошли да наловили".

Кино с бюджетом в четверть миллиарда долларов с легкостью окупилось уже за первые две недели проката, став самой кассовой экранизацией классики. Впервые его показали 1 апреля 2009 года – ко дню рождения Гоголя.

"У Гоголя речь идет о земле, поруганной удельными князьями. В финале звучат слова: "Знают уже дальние и ближние народы, поднимается с русской земли свой царь - не будет силы, которая бы не покорилась ему... И где же найдется такая сила, которая пересилила бы русскую силу..." Важно, чтобы этот посыл был услышан у нас в Отечестве и в ближнем зарубежье, ибо едина Русь. Да, есть южная ее часть - Украина. Есть западная часть - Беларусь. Но это один и тот же народ. История Тараса Бульбы как раз об этом. Он придерживается позиции единого народа, в силу разных исторических обстоятельсго".

Народный артист Украины Богдан Ступка, исполнитель главной роли в фильме "Тарас Бульба" В.Бортко.Народный артист Украины Богдан Ступка (Тарас Бульба) в сцене из фильма режиссера Владимира Бортко

Так Бортко сказал в 2009 году. А в 2014-м "Тараса Бульбу" запретили к показу на территории Украины.

Именно эту картину сам Бортко считает "основным своим фильмом". Всего их было несколько десятков – неоднозначных, но всегда потрясающе правдивых. Пожалуй, именно за эту правду его и признают живым классиком. Впрочем, сам он отвечает на это с улыбкой:

"Я лично себя классиком не считаю. Я даже без бороды хожу - а у всех классиков она была! Я просто делал хорошую работу - во всяком слто я сделал ее хорошо".

Актер Владимир Вдовиченков (Остап) в сцене из фильма режиссера Владимира Бортко &льба"