Поэтория «Сокровенное слово» к 125-летию со дня рождения Сергея Есенина

10 мая на сцене Большого зала Филармонии Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева представит публике мировую премьеру поэтории петербургского композитора Виктора ПЛЕШАКА «Сокровенное слово», посвященную творчеству поэтов Сергея Есенина и Николая Клюева. Премьера оказалась долгожданной: она планировалась быть исполненной в 2020 году, к 125-летию Есенина, однако была перенесена в связи с эпидемиологическими ограничениями. Биографии Сергея Есенина и Николая Клюева, двух удивительных крестьянских поэтов с трагическими судьбами, тесно переплетаются друг с другом. Клюев был старшим товарищем и наставником Есенина и оказал большое влияние на его поэтическое становление. Поэты дружили и, будучи выходцами из деревни, хорошо понимали друг друга, однако в творчестве у них было немало разногласий. В начале поэтической карьеры Есенина Клюев выступил в роли его учителя, а затем, как нередко бывает, оказался в тени своего знаменитого «ученика». Жизненный путь обоих был полон надежд, разочарований и непреодолимых испытаний, с которыми в той или иной степени столкнулась вся Россия на рубеже эпох.Сегодня творчество Есенина, одного из популярнейших на все времена русских поэтов, не нуждается в представлении, в то время как поэзия Клюева известна не так широко. По признанию Виктора Плешака, Клюев, с личностью которого до начала работы над поэторией о Есенине он был знаком лишь в общих чертах, стал для него настоящим открытием. «Его звучный, «кряжистый» стих, терпкие метафоры и старинные выражения буквально покорили мое сердце», – отметил Плешак. Название своего произведения композитор почерпнул у Александра Блока, с большим уважением относившегося к Клюеву и охарактеризовавшего его как «пророка, наделенного сокровенным словом». По мнению Плешака, стихи обоих поэтов очень музыкальны, поскольку они в равной степени чувствовали ритмику и образный строй народного стиха, понимали его интонационную природу, и вдобавок сами прекрасно пели и музицировали. В сопровождении домр и балалаек эти поэтические тексты прозвучат особенно органично. Интересен и факт, что Есенин и Клюев, являясь современниками основателя Андреевского оркестра, могли быть знакомыми с этим коллективом и посещать его концерты. Музыкальное произведение создавалось Виктором Плешаком по специальному заказу Андреевского оркестра, с учетом тембрового своеобразия и исполнительских особенностей этого уникального музыкального коллектива, с которым композитора связывают годы продуктивного сотрудничества. Поэтория написана для баритона, тенора, чтеца, смешанного хора и Русского оркестра имени В. В. Андреева. Она включает 6 частей с прологом и эпилогом и исполняется без перерыва. Мировая премьера:10 мая, 20.00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)Виктор ПЛЕШАК: «Сокровенное слово» (Учитель и ученик. Николай Клюев и Сергей Есенин), поэтория для чтеца, тенора, баритона, смешанного хора и русского оркестра в шести частях с прологом и эпилогом.Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева, художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Дмитрий ХОХЛОВ Концертный хор Санкт-Петербургского государственного Института культуры, художественный руководитель и дирижер – Сергей Екимов, художественный руководитель – Лариса ЯруцкаяАлександр Михайлов – тенор; Александр Шахов – баритон; Владимир Ярош – чтец.

Поэтория «Сокровенное слово» к 125-летию со дня рождения Сергея Есенина
© Аргументы Недели