Войти в почту

Актер Дмитрий Певцов — о современной культуре, скандальных шоу и тиктокерах

Народный артист РФ Дмитрий Певцов сыграл десятки ролей в театре и кино. Его вклад в российскую культуру отмечен множеством государственных наград. Актер продолжает свое творческое развитие в новых направлениях. Кроме того, он активно ведет общественную деятельность.

Актер Дмитрий Певцов — о современной культуре, скандальных шоу и тиктокерах
© Слово и Дело

 — Дмитрий, Вы выступаете против скандальных передач на ТВ. Как считаете, можно ли судить по обилию ток-шоу об уровне культурного развития россиян? 

 — Не думаю, что культурный уровень россиян напрямую связан с количеством, а главное качеством ток-шоу, которые живут у нас на телевидении — но небольшая зависимость все-таки есть. Скорее всего, обилие таких передач говорит о финансовой зависимости в мозгах тех, кто занимается телевидением, от наших «горячо любимых» друзей из Европы, которые поставили нам эти виды ТВ-продукции. Они делают все по их лекалам.

К сожалению, эти передачи имеют большой рейтинг, дебилизируют население. И никакое телевизионное начальство, государство не заботятся о том, чтобы эта мерзость, грязь и пошлость перестали литься с экранов на людей. Но есть такая страшная поговорка у эстрадников: «Пипл хавает».

 — Можно ли сказать, что современное общество деградирует, заменяя походы в театр и кино на телевизор и социальные сети? 

 — То, что люди стали реже ходить в театры в Москве — я этого не вижу. Люди ходят в театры. Другое дело, что они там получают. Иногда, придя в театр, можно получить информацию даже более мерзкую, грязную, пошлую и опасную, чем с телевизионного экрана. К сожалению, существуют такие режиссеры и спектакли. 

 — На российском ТВ есть передачи, которые Вы считаете полезными и нужными? 

 — Такие передачи существуют. И, кстати, одна из них относится к ток-шоу — это передача Владимира Соловьева. Он специалист высокого класса — образованный, начитанный, знающий историю и культуру. 

На канале «Россия-24» выходит программа Никиты Михалкова «Бесогон». Например, недавно был показан документальный сериал митрополита Тихона «Гибель империи», который я считаю блистательный образцом документалистики, который сейчас, на мой взгляд, очень востребован. 

История России с начала прошлого века извращалась сначала коммунистами, потом в 1990-е годы — либералами, и мы до сих пор не знаем, что на самом деле происходило. Фильм митрополита Тихона открывает глаза обществу на те события, которые предшествовали завершению царствования Николая II. 

Хотелось бы теперь увидеть подобный фильм, который рассказал бы всю правду о Великой Отечественной войне, о том, кто был на самом деле Иосиф Сталин и его ближайшие соратники, Лаврентий Берия. Настало время рассказать, кто действительно был автором репрессий, а кто боролся против них. 

 — Как Вы относитесь к современным военным фильмам: они делают упор на патриотизм, историческую достоверность или на эффектную картинку? 

 — К сожалению, большинство фильмов о Великой Отечественной войне стали схематичными копиями среднестатистических боевиков — только на тему ВОВ. Тех великих фильмов о войне, которые делали в советское время, почти не осталось. К сожалению, эта тема используется в личных целях, люди получают государственные деньги, зарабатывают себе имена. Но такого, чтобы меня прошибло что-то из современных фильмов о войне — я не припомню.

 — Труппы российских театров до пандемии часто гастролировали по всему миру. Почему же нашим артистам не удается получить всеобщее признание?

 — Я не уверен, что нам нужно это так называемое мировое признание. Заграничные гастроли российских театров — дело хорошее, но добиваться признания у кого-то нам не нужно. Мы существуем сами по себе, у нас есть свои русскоязычные зрители, которые рвутся в театры и не могут в них попасть здесь. Конечно, русские люди рассыпаны по всему миру. Но не надо думать, если у нас гастроли в Испании, Австралии, что нас теперь Австралия признает.

На наши спектакли ходят русскоязычные зрители. Смешно говорить о «российском десанте» в Голливуде. Что это за десант, который играет плохих испанцев или плохо говорящих по-английски югославов. У нас был свой блистательный кинематограф, своя блистательная театральная история, наш балет признан во всем мире — это те виды искусства, где язык не имеет значения. 

 — Как считаете, лет через 50, кто будет играть в театрах? Стремятся ли начинающие артисты играть в спектаклях или больше хотят попасть в кино? 

 — Думаю, что и через 50 лет останутся те артисты, которые искренне любят театр. К сожалению, молодежь находится во власти той идеологии, которую мы получили из всех видов СМИ, телевизора, интернета. Речь идет об идеологии потребления, которая пришла к нам в 1990-е годы с Запада. А эта идеология ставит эго во главе всего. Она говорит: «Я должен быть успешным, богатым, я должен покорить вершины».

И она входит в нашу профессию, которая и так является эгоцентрической. Молодые люди сразу думают о том, как стать известными и популярными. Кстати, для этого необязательно быть артистом, можно быть тиктокером, блогером — этими прыщами, которые сидят у своих компьютеров и изображают некую жизнь. 

Актеры — тоже люди и подвержены этому влиянию. Естественно, им сразу хочется сняться в кино, чтобы получить известность. Я тоже через это проходил. Но если взять самых великих, известных, талантливых актеров — все они, прежде всего, актеры театра. Человек использует в кино то, что успел наработать в театре.

В кино нельзя научиться, в профессии сложно развиваться — в отличие от театра, где от количества твоих ролей и сыгранных спектаклей растет мастерство, способность к импровизации и взаимодействию со зрительным залом. Театр никогда не умрет, но стремление стать знаменитым через пять минут после появления в профессии — тоже существует. 

 — Вы также известны как музыкант. Продолжаете ли развиваться в этом направлении, планируете запись альбома? 

 — Меня стали представлять как музыканта, хотя я не профессионал, не знаю нот. Но для меня есть язык музыки, язык общения со зрителями через песни, мелодии, интонирование, который стал родным и близким. В своем музыкальном проекте я не скован рамками своей профессии. Я не играю никакую роль, у меня нет режиссера, кроме меня самого. Я общаюсь с людьми лично от себя. Я делюсь со зрителями тем, что мне дорого, тем, что меня волнует, огорчает, радует и бесит.

Мы действительно занимаемся записью альбомов. У нас готов материал для еще одного альбома по Владимиру Высоцкому. У нас собран материал по музыкальным шедеврам советского кино. Также отдельная история — мы сыграли в Петербурге концерт «Эхо Победы». Мы спели 20 песен, посвященных Великой Отечественной войне. У меня есть мысль, что это тоже надо записать и зафиксировать. Очень важно хранить память о самой страшной, последней войне, которая была в нашей стране, потому что историю начинают переписывать не только вне России, но и внутри страны.

 — Вы связываете свою жизнь только с творчеством? Или видите себя и в других сферах деятельности? 

 — Я бы не стал себя ограничивать только творчеством. В последнее время мне интересна общественная деятельность. Я стараюсь помогать тем, кто меня просит об этом. Но, мне кажется, я мог бы делать это шире, если бы у меня были такие возможности. Я объездил много стран — от Америки и Новой Зеландии до Африки. Мне хочется, чтобы Россия жила лучше всех. Мы это заслужили. Я бы хотел поучаствовать в том, чтобы Россия стала лучше, чтобы люди от мала до велика гордились своей страной. 

 — Как считаете, что в первую очередь нужно изменить, чтобы о российской культуре заговорили в ином ключе, чтобы вспоминали не только о заслугах советских артистов, но и современных? 

 — Сейчас нет таких кумиров, нет такого уважения и почитания нашей профессии, искусства в целом, как было в советское время. Как я уже сказал, сейчас в атмосфере витает идеология потребления, где самыми главными считаются люди, заработавшие миллион, которые за три месяца построили карьеру, куда-то выбились. Это наши современные герои. Или те, которые сидят у своих компьютеров и делают непонятно что ради лишних лайков.

Я не исключаю, что сейчас есть блистательные художники, талантливые актеры — но они никому не нужны. Они неинтересны обществу, потому что в нем живут другие ценности. Они внедрились в мозги, головы, души из интернета, телевидения, глянцевых журналов. Заметить в этом шлаке взорвавшуюся юную талантливую звезду в смысле актерского таланта — очень сложно. 

 — Какой совет Вы бы дали молодежи? 

 — Молодежи я всегда могу дать один совет — пахать, работать в том деле, к которому ты призван. Дай бог, что ты найдешь свое призвание.

Не ждать успехов, радостей, результатов здесь и сейчас, немедленно.

И прежде чем начать критиковать, озлобляться, цепляться, осуждать кого-то, посмотреть на себя со стороны и спросить: «А ты ангел? Ты безгрешный? У тебя нет гадостей в мыслях или поступках? Ты никого не обидел?». Начинай всегда с себя. И примеряй на себя то, что хочешь делать с другими. Желаю всем терпения, радости, любви, веры.

«Слово и Дело» искренне благодарит Дмитрия Певцова за честный и откровенный разговор.