«Быть мной — это быть на сцене, но одновременно режиссёром и актёром»

Леонид Клейн — филолог, журналист и бизнес-тренер — много лет вёл передачу о литературе «Библиотека имени Клейна» в эфире р где его остроумные, глубокие и точные высказывания об известных и неизвестных произведениях давно полюбились слушателям. Иван Сурвилло поговорил с Леонидом о его книге «Бесполезная классика», любимых героях русской классики и радостях преподавания. Как пришла идея написать книгу? Книга — это правильный плод, может быть, даже немножко перезрелый. Плод всего, что у меня было до этого. Как говорили в моём советском детстве, есть три источника и три основных части марксизма. Так и с книгой. Первый источник: я многие годы, больше 20 лет преподавал литературу в школе. Я, конечно, перед собой ставил вопрос, и, может быть, поэтому я был хорошим преподавателем: почему половозрелым школьникам в 8:30 утра нужно слушать про Печорина, Онегина, Тютчева? Какая у них может быть мотивация, если все давно уже умерли, а тексты непонятные? Я пытался вести уроки как-то интересно. Я прекрасно помню первый год моего преподавания в школе — 1992 год. В этот год началась рыночная экономика. Началась мгновенно. Как рассказывают, она ровно так и началась. Я пришёл к детям и сказал, что Чичиков — первый новый русский. Тогда сразу же появились анекдоты про новых русских. Чичиков — предприниматель. То есть, с одной стороны, книга — это какие-то штуки, которые я из школы взял. Второй источник: я провёл на «Серебряном дожде» за 15 лет 5-7 тысяч эфиров. Это был, по сути, тот же урок литературы, но в прямом эфире. Это было очень жёстко, там были хорошие рейтинги, у меня был прайм-тайм, люди ехали в пробках, и это была уже взрослая публика. Я уже со взрослой публикой говорил о классике и понял одну очень интересную вещь — есть огромный запрос на чтение. Третий источник: последние восемь лет я читаю лекции в корпорациях. Этот корпоративный опыт тоже интересен как совмещение первого и второго. В корпорациях сидят взрослые люди, но это уже не просто радио, и не урок, а это лекция, иногда мастер-класс. Так я понял, что есть спрос на гуманитаристику. Это гуманитарное знание, мне кажется, хоть чучелом, хоть тушкой — неважно, как — надо проталкивать людям. Дальше ко мне просто обратилась «Альпина», и получилась книжка. Подробнее о книге Леонид Клейн Бесполезная классика «Почему художественная литература лучше учебников по управлению» На книжной полке предпринимателя или управленца должно найтись место для художественной литературы, а классический кинематограф может оказаться полезнее лекций Илона Маска и Стива Джобса — н Леонид Клейн. На ярких примерах и цитатах Клейн доказывает, что культура — инструмент универсальный, а литература, кино, театр способны стать ресурсом профессионального развития. И вот уже «бесполезная» классика рассказывает о стратегии и тактике, учит управлять командой, разговаривать и убеждать. Для чего проталкивать гуманитарные знания? Я вижу, что в корпорациях очень много «квазигуманитарного знания». Всякие лидерства, тренинги, тимбилдинги... Если радикализировать, я считаю, что это всё — от лукавого. Нет никакой команды, никакого билдинга на все времена. Команда создаётся под определённую задачу. Далеко не каждый человек в банке, в офисе чувствует себя частью команды. И невозможно никого сделать лидером (да и не нужно). Не надо прокачивать бесконечные лидерские качества или рассказывать про «work-life-balance»... Люди сейчас стали понимать, что в этом очень много фейка. Когда на сцену выходит человек читать лекцию в корпорации и говорит: «Знаете, не нужно всю жизнь отдавать работе, нужно ещё поехать на рыбалку», то люди на это тратят время, а человеку платят за это деньги. Но только жизнь устроена не так. Культура про это по-другому рассказывает. Тимбилдинги и все остальные управленческие вещи всё равно написаны на полях большой культуры, а не наоборот. Это для меня очень важная мысль. Я сейчас приведу вам мой любимый пример. KPI чтения не померяешь, но, вообще-то, когда человек читает книги — он более стрессоустойчив, он может не так сильно ненавидеть всех вокруг, у него может быть меньше причин для депрессии и уныния, потому что он понимает, что жизнь — вещь долгая. Понимает, что есть такая штука, как ценности. Понимает, что есть прекрасные моменты, которые мы часто в так называемой «просто жизни» не замечаем, но видим их через культурный объектив, фильтр или через образ. У Пушкина есть знаменитая строка, совершенно прекрасная: «Давно усталый раб, замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег». Это прекрасная строчка. «Усталый раб». Вы понимаете, офисный работник — это всегда усталый раб, что бы там ни говорили. «Замыслил я побег», куда? Он же хочет замыслить побег, Пушкин хочет замыслить побег не в наркотическое опьянение, в обитель дальнюю трудов и чистых нег, то есть это сознательная вещь. Читайте также:Найти баланс«50 советов о том, как управлять временем и энергией»В погоне за результатами в эпоху многозадачности порой необходимо остановиться и осмыслить происходящее. Могу ли я организовать жизнь так, чтобы работа приносила радость и оставалось время на отдых, семью и друзей? Чтобы найти ответ на этот вопрос, основательница международной компании, автор нескольких бестселлеров Карен Тайбер Лиланд и консультант по коммуникациям Кит Бейли предлагают разобраться в рабочих процессах. Опираясь на собственный опыт и наработки коллег, авторы советуют задуматься над тем, как вы получаете рабочие задачи, где их фиксируете, как и когда решаете. Читать дальше Человек, читающий книги, в каком-то смысле бежит вместе с автором. Только это не бегство во в лучший мир, который реально существует. Фактически, он убегает в некоторую точку зрения на этот мир. Потому что он продолжает трудиться, «в трудов обитель дальнюю». Может быть, это всё пафосно или излишне банально звучит, но на самом деле так и есть. Мне правда кажется, что человек, заинтересованный в «Войне и мире», совершенно по-другому работает, нежели тот, кто твёрдо уверен, что это полная херня. Более того, я искренне убеждён, что на определённый уровень менеджмента «Война и мир» может быть входным билетом. Я даже могу объяснить, почему. Кстати, совершенно не в тему... Я вспоминаю, ко мне на эфир приходил [писатель] Евгений Водолазкин, но так получилось, что я эфир вёл не один, с Дмитрием, я забыл его фамилию, очень известный журналист, у которого сейчас свой блог. Мы говорим с Водолазкиным, и вдруг этот журналист говорит: «Евгений, мы всё понимаем, литература — это всё какие-то розовые единороги, а вот давайте поговорим про что-то серьёзное», — и ласково на него так смотрит, устало. Я тогда подумал: существует слой людей, которые в своём интеллектуальном ослеплении думают, что литература — это полная херня! Так вот. Если мы возьмём «Войну и мир», то это книга, автор которой на сознательном, а не на подсознательном уровне рефлексирует о том, как устроено течение жизни. Эта книжка про то, как происходят исторические процессы. Понять это очень важно, чтобы уметь управлять. Да, у Толстого есть мысль, что управлять ничем нельзя, но это не значит, что не нужно управлять. Это значит, что нельзя. Все же очень любят говорить про чёрных лебедей, про форс-мажоры, про неожиданности, про невозможность планирования, а есть люди, которые не могут это воспринять. Мне кажется, что если человек не может прочесть «Войну и мир», то он в принципе не сможет воспринимать много информации, у него она просто не задержится. Ну, простите, четыре тома! Как вы собираетесь читать свои стратегии развития и аналитические данные? Вы попробуйте Толстого прочитать! Там же квест! Вот, князь Андрей перед Аустерлицким сражением становится невероятно похожим на своего отца, который тоже в раздражении говорит: «Скорей бы я умру, чтобы их не было». Почему я сейчас привёл этот маленький пример? Потому что если вы читаете внимательно, вы это вспоминаете. Это ещё один очень важный момент. Чтение само по себе развивает важнейший навык критического мышления, а именно — аналогию и сравнение. А для огромного количества людей это не очевидно. Когда вы читаете большой роман, то погружаетесь в бесконечное прокачивание этого навыка: «Это уже было в первом томе, а это такой персонаж, а это такой персонаж». Это важно, потому что когда вы что-то строите: компанию, корпорацию, бизнес-модель, — вы очень часто забываете, что вы растворены в бульоне концепций. Многие люди искренне думают, что нет никакого бульона, и уж тем более, нет никакой концепции, а есть только идея: «Давайте просто бабла заработаем» или «Давайте просто такую штуку сделаем». Они не понт, что есть исторический, социальный контексты, есть ценности. Если люди не проговорили эти ценности, это не значит, что их нет. Вы вот сейчас утвердительно пожимаете плечами. Видимо, у вас есть гуманитарное образование, но для огромного количества людей это неочевидно. В этом вся суть. Ещё момент. Из-за того, что роман — это огромный объём информации, он вас настраивает на медленное чтение. Мы все прекрасно знаем, что жизнь — это всегда игра вдолгую. Даже для того, чтобы воровать госденьги и жить на откатах, всё равно нужно продумать что-то очень серьёзное. Иногда законы принять по этому поводу, иногда, чтобы у вас были лоббисты в Думе, иногда нужно всех избить дубинками на Пушкинской площади... Это тоже часть какой-то стратегии. Даже если вы просто хотите бабла. Но если вы хотите и бабла, и некоторого удовольствия, и чистой совести, и вообще ещё много чего, то вы должны понимать, что это всё — ещё более вдолгую. Кстати говоря! Художественная же литература даёт ещё одну очень важную возможность. Она даёт лицензию на проигры