Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

«Ужасный свитер! Надо в нем сниматься»: как создавали фильмы «Брат» и «Брат 2»

В 90 х годах у государства было полно более важных забот, чем кинематограф. Поэтому проекты, которые все-таки одобряли, получали смехотворное финансирование. Для съемок фильма выделили всего-навсего сто тысяч долларов. Тем не менее кино получилось отменным, а , ищущий справедливости в мире, где правят бандиты, мгновенно стал героем времени. Продолжение решили снимать после того, как получил письмо, в котором женщина спрашивала у него, как справиться с бандюками.

«Ужасный свитер! Надо в нем сниматься»: как создавали фильмы «Брат» и «Брат 2»
Фото: BigPicture.ruBigPicture.ru

Видео дня

Режиссер Балабанов приметил молодого Сергея Бодрова в 1996 году на кинофестивале «Кинотавр». Они сдружились и задумали снять кино о человеке, который не привык плыть по течению.

О своем герое Бодров говорил:

«У меня вообще странное к нему отношение. Он и похож на меня, и не похож. И проще чем-то, и взрослее вроде… В общем, действительно брат!»

При бюджете картины в сто тысяч долларов экономить приходилось буквально на всем. По сути, деньги тратили только на пленку и съемочную технику. Гонорары актеров были минимальными, снимали друг у друга в квартирах и на дачах, одежду подбирали по большей части из собственных гардеробов. Знаменитый растянутый свитер, в котором щеголяет главный герой, купили в секонд-хенде за 35 рублей.

«Я приходила в своих джинсах, Сережка Бодров — в своих ботинках, — вспоминаеко, сыгравшая водителя трамвая Свету. — А помните свитер, в котором моя героиня отправляется на концерт „Наутилуса“? Я его привезла из Финляндии. Когда Леша Балабанов его увидел, сказал: „Ужасный свитер! Надо в нем сниматься“».

Кстати, о концерте «Наутилуса». Это был настоящий концерт, но только не Бутусова, а группы «Чиж & Со» в московском ДК Горбунова. Зрителей использовали в качестве массовки, а Бодров с Письмиченко втиснулись толпу и снимались без дублей.

«Мы сиганули в первый ряд, нас тут же зажали, — вспоминала Светлана. — По сцене бегал оператор, а у меня было ощущение, что сейчас раздавят насмерть. Потом группа все сняла и ушла, и мы остались в толпе пьяных и обкуренных фанатов. Было реально страшно. Сережа решил прорваться и фактически вытащил меня на руках. Потом он час сидел и нервно курил, повторяя: „Свет, опасная у нас профессия“».

Балабанов вообще во всем стремился к максимальной реалистичннецова, например, снимали в окружении настоящих бомжей. И те верили, что Кузнецов — один из них.

Через год после премьеры Бодров получил письмо от женщины из провинции.

«Младший сын у нее служит в Чечне, — рассказывал актер. — Пишет, что скоро вернется, и все время спрашивает, как там его любимый мотоцикл. И вот женщина пишет, что мотоцикл украли — залезли жулики, еще и деньги стащили. „Что делать? — спрашивает она. — В милицию идти бесполезно… Ты так здорово в кино с этими бандюками расправлялся, мы с сыном кассету вместе смотрели, а сейчас он вернется, я даже не знаю, говорить ему или нет…“ И тогда я понял, что наш фильм очень много значит для людей… В общем, мы решили снять „Брат 2“».

Изначально Балабанов хотел снять две новые части — о похождениях Данилы Багрова в Москве и Чикаго. Но быстро передумал и решил объединить их в один фильм. Бюджет вырос в разы и превысил миллион долларов. Осенью 1999 года, когда снрат 2», в Москве после серии взрывов жилых домом была очень напряженная обстановка. Вся милиция была поднята на ноги: искали террористов, проверяли каждую вторую машину. Остановили и фургон, в котором везли реквизит с «Мосфильма». А там несколько сумок, набитых оружием. Насилу оправдались.

Еще занятный случай произошел, когда требовалось изготовить самопал, из которого Данила стреляет в чернокожих. Американского реквизитора попросили отыскать что-то похожее, но он только руками развел. Тогда опестахов взял швейцарский нож, плоскогубцы и за час сделал этот самопал. Американец наотрез отказался гарантировать безопасность при съемках этого эпизода.

В прокате «Брат 2» себя не окупил. Кинотеатры собрали немногим больше шестисот тысяч долларов. Но по итогам 2000 года фильм занял первое место по количеству проданных копий на VHS-кассетах, обойдя несколько дорогих американских блокбастеров.